Отчёт МАОУ Гимназия г Нытва о деятельности в 2015 году в рамках краевой апробационной площадки по социализации учащихся
В 2015 году В МАОУ Гимназия г Нытва в рамках краевой апробационной площадки стартовал проект на тему «Формирование российской идентичности как основы социализации учащихся основной школы через систему социальных практик»
Актуальность проекта заключается в следующем: российская идентичность заявлена в новых ФГОС как ключевая задача образования, согласно концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России «воспитание должно обеспечивать развитое чувство патриотизма и гражданской ответственности». Российская идентичность - это осознание личностью собственной принадлежности к сообществу граждан определённого государства на общекультурной основе. Однако существует проблема отсутствия осознанной российской идентичности, то есть кризис российской идентичности: современная молодёжь быстрее впитывает в себя культурные ценности других государств (фильмы, мультфильмы, музыка, культура в целом). А значит, возникает угроза потери российской идентичности не только на уровне отдельной личности, но и суверенитета страны в целом. Понятие духовности теряется, возникает кризис российской идентичности.
Цель – формирование российской идентичности как основы социализации подростков.
Задачи:
1. Найти эффективные технологии педагогического воздействия для формирования российской идентичности.
2. Определить формы социальных практик для формирования российской идентичности.
3. Разработать программу воспитания и социализации с обязательным модулем по формированию российской идентичности.
4. Создать толерантную образовательную среду учебной организации.
5. Создать систему мониторинга формирования российской идентичности.
Существуют три составляющих российской идентичности: этническая, гражданская, общечеловеческая. Результаты формирования российской идентичности будут сформированы по трём компонентам: знаниевому, ценностному и деятельностному.
Результаты формирования российской идентичности
Компонент |
Содержание |
Способы достижения результата |
Знаниевый |
Знание о золотом фонде русской культуры |
Посещение музеев, театров, выставок, дискуссионные технологии, конкурсы НПК, кейс-метод, ЧГК и др. |
Ценностный |
Чувство гордости за Россию |
Фестивали, смотры, конкурсы песен, рисунков, обсуждение фильмов, КТД, встречи с деятелями культуры и искусства и др. |
Деятельностный |
Созидательная деятельность на благо России |
Участие в социальной практике, акциях гражданской направленности. Участие в органах самоуправления.
|
Критерии и показатели оценивания результата:
- высокий уровень правовых знаний;
- знание российской истории, российских символов; культурных российских ценностей, выдающихся людей России
- готовность к созидательной деятельности через социальные практики (% участия).
Российская идентичность формируется в ходе непрерывного процесса социализации личности. Пути достижения результата – создание модели социальных практик по формированию российской идентичности.
По результатам 2015 года продуктами данного проекта стали:
1. Пакет нормативных документов по социальной практике;
2. Ярмарка социальных инициатив для учащихся (старт социальной практики);
3. Реализация проектов в рамках социальной практики, формирующих российскую идентичность, а именно:
Класс |
Название проекта |
Суть проекта |
Продукт |
Планируемый результат |
|
Социальные проекты 2014-2015 учебного года |
|||||
6 «а» |
«Олимпийцы» |
Распространение знаний об олимпийском движении |
Стенд об олимпийском движении. Классный час об Олимпийском движении |
Знание детей об истории олимпийского движения, чемпионах Пермского края. Интереса к физкультуре и спорту у детей |
|
6 «б» |
Проявление заботы и внимания по отношению к учителям-ветеранам педагогического труда |
Концерты ко Дню учителя, Новому году, 8 марта Создание странички об учителях ветеранах педтруда на сайте гимназии |
Окружённые вниманием и заботой ветераны педтруда, Сплочение коллектива 6б класса |
||
7 «а» |
Сбор материала и уход за памятником солдатам, умершим от ран в госпитале школы №1. Сохранение памяти потомков о героях ВОв |
Преображённый памятник Собранный материал об истории памятника солдатам, умершим от ран в госпитале школы №1.
|
Понимание учащихся о важности сохранения памяти о событиях Вов. Знание истории памятника.
|
||
8 «а» |
Разработка туристического маршрута «Семь чудес Нытвы» и облагораживание мест туристических стоянок |
Картосхема маршрута «Семь чудес Нытвы», облагороженные места стоянок |
Любовь учащихся к своей малой Родине, знание культурных и природных памятников своего города, понимание туристической привлекательности Нытвы, готовность к деятельности по преобразованию своей земли |
||
9 «а» |
Информирование учащихся и жителей города о творчестве нытвенских писателей.
|
Организация «Литературных гостиных» Стенд о нытвенских писателях Проведение выставок по творчеству нытвенских писателей |
Знания учащихся гимназии о поэтах и писателях нытвенского района |
||
9 «б» |
«Афганцы» |
Сбор материалов об Афганской войне, встречи с представителями Совета ветеранов Афганистана
|
Выпуск буклета о нытвенцах – учасниках афганской войны. Сценарий урока мужества «Афганцы». Митинг у памятника воинам-афганцам в День выхода Советских войск из Афганистана |
Знание о событиях афганской войны и других локальных войнах. Уважение к воинам, выполняющим интернациональный долг. |
|
10 «б» |
Создание сборника стихов о войне, написанных жителями города Нытвы и Нытвенского района |
Сборник стихов о войне. Презентация сборника. Встречи с творческими людьми города Нытвы и Нытвенского района |
Знание творчества нытвенцев – авторов стихов, посвящённых ВОв. Чувство гордости и восхищение талантами своих земляков. Умение составлять литературные сборники. |
||
11 «а» |
Поиск на территории г.Нытва детей -свидетелей ВОВ с целью сбора их воспоминаний о войне
|
Книга воспоминаний «Детство, опаленное войной». Сценарий урока мужества «Дети войны». Архив семейных фото и видео материалов детей войны.
|
Понимание важности сохранения исторической памяти о великой Отечественной войне. Чувство патриотизма, гордости за героическое прошлое нашего народа, своих близких. Чувство благодарности и уважения к старшим поколениям, отстоявшим независимость Родины. Умение собирать и систематизировать информацию Умение использовать полученные знания в сочинениях, эссе |
||
Социальные проекты 2015-2016 учебного года |
|||||
5 «а» |
«Девять шагов по родному краю» |
Воспитание уважения к людям, истории, культуре и природному достоянию родного края. |
Встречи со знаменитыми людьми город.
Альбом по истории города Нытвы. |
Знание об истории города Нытвы, о памятниках, о героях ВоВ, о достопримечательностях, о писателях и поэтах Нытвы.
|
|
7 «а» |
«Терроризм» |
Предупреждение учащихся об опасностях терроризма, Передача знаний о правильном поведении заложников |
Познавательные классные часы по безопасности Стенд Памятка |
Знания безопасного поведения при теракте |
|
8 «а» |
«Памятник солдату» |
Сохранение памяти потомков о Гражданской войне, напоминание людям о важности военных памятников |
Преображённый (отремонтированный) памятник, посвященный Гражданской войне Информационный стенд Создание буклета |
Сохранение памяти потомков о Гражданской войне. Напоминание людям о важности военных памятников. |
|
Заместитель директора по воспитательной
работе МАОУ Гимназия г. Нытвы Жужгова М.Ю.