В 2016 году группа учителей МОБУ «Гимназия № 3» г. Кудымкара приняла участие в проекте «Разработка средств оценивания и формирования логических познавательных УУД в 6-7 классах школы». В состав логических познавательных универсальных учебных действий входит умение интерпретировать полученную информацию с заданной точки зрения. Мы расскажем об опыте разработки средств оценивания и развития данного умения. Умение интерпретировать с заданной точки зрения для учащихся 6-7 классов, было конкретизировано нами как умение интерпретировать текст в инструкцию.
На первом этапе было разработано контрольное мероприятие, критерии оценки умения и проведена апробация контрольного мероприятия. В ходе которого, мы предложили учащимся выступить в роли сотрудника компании производящей микроскопы и интерпретировать полученную информацию в инструкцию по применению микроскопа. Предварительно учащиеся были ознакомлены с критериями, которым должна отвечать инструкция. Объектом оценивания являлся письменный ответ учащихся. По итогам контрольного мероприятия было выявлено, что умение интерпретировать информацию в инструкцию у учащихся развито слабо. Почти у 40% учащихся форма ответа не соответствовала заданной интерпретации полностью или частично, а также, низкую оценку получило качество интерпретации.
Для развития данного умения мы спроектировали учебные ситуации, которые объединили в краткосрочном курсе «Учимся составлять инструкции». Программа курса рассчитана на 4 учебных часа, ориентирована на развитие умения интерпретировать полученную информацию с заданной точки зрения, а именно – интерпретировать текст в инструкцию. В результате изучения курса у учащихся:
- будет сформировано представление об инструкции как документе, отвечающем определенным критериям;
- сформировано умение интерпретировать текст в инструкцию.
К программе нами подготовлены методические рекомендации по проведению занятий и дидактические материалы, которые содержат тексты и задания для учащихся, а также материалы для проведения диагностики сформированности умения интерпретировать полученную информацию в инструкцию. На занятиях краткосрочного курса учащиеся создавали инструкции по применению приборов, выполнению опытов, проведению практических работ и т.д. По итогам апробации разработок, мы сделали вывод, что данные дидактические материалы можно применять как в рамках краткосрочного курса «Учимся составлять инструкции», так и для создания отдельных учебных ситуаций на уроке.