Тема апробационной деятельности площадки:
«Развитие и оценкауровня сформированности коммуникативных УУД через организацию сотрудничества на уроках».
4.Обоснование актуальности выбранной темы
МБОУ «Таушинская основная общеобразовательная школа находится в сельской местности. Ограниченные возможности социокультурной сферы села значительно снижают шансы сельского школьника быть мобильным, выстраивать свои отношения с окружающим миром.
Чтобы быть успешным, нужно быть коммуникативным, способным адаптироваться, эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.
Проблемным моментом в нашей школе считаем, что в подростковом возрасте у детей возникают сложные ситуации: дети недостаточно полно умеют аргументировать свою позицию, обосновать ответ, не умеют дискутировать в обсуждении проблемных вопросов и часто на уроках, работая в группах, возникают конфликтные ситуации.
Поэтому целью нашей работы является формирование коммуникативных УУД через организацию сотрудничества на уроках иоценка сформированности коммуникативных УУД.
Задачи:
· учить работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
· формировать умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
· учить брать на себя инициативу в организации совместного действия
Актуальная проблема заключается в подборе содержания и разработке конкретного набора учебных ситуаций (в рамках предметов: русский язык, литература, математика, информатика и география) для сотрудничества на уроках и система оценивания уровня сформированности коммуникативных УУД.
5.Предметы апробации.
Предметом апробации являются учебные ситуации на уроках для организации работы в группах и диагностический материал для оценивания планируемых результатов.
Масштаб апробации.
Апробация формирования коммуникативныхУУД у учащихся пройдет в 5 классе. В апробации будут участвовать учителя русского языка и литературы, географии, математики, информатики (4 педагога и 2 работника администрации, 10 учащихся 5 класса).
1. Ожидаемые результаты апробационной деятельности.
Ожидаемые результаты |
Способы, механизмы предъявления и оценивания ожидаемых результатов |
Формирование у учащихся коммуникативных УУД: · умение услышать позицию другого; · умение аргументировать свою позицию; · умение найти контраргумент в споре; · умение строить высказывания в соответствии грамматическими и синтаксическими нормами языка |
Разработка и проведение мониторинговых процедур 1)Разработка методики наблюдения (выделение критерий наблюдения); 2) проведение первичного наблюдения и оценки результатов; 3) проведение анализа первичных данных и внесение необходимых изменений; 4) апробирование методики в новом варианте (провести повторное наблюдение); 5) оценивание сформированности коммуникативных УУД у учащихся 5 класса через использование учебных ситуаций на уроках. |
Повышение уровня профессиональной компетентности учителей и администрации образовательного учреждения в аспекте внедрения ФГОС ООО |
Проведение учителями, администрацией ОУ открытых презентационных мероприятий: открытых уроков, мастер-классов, педагогических мастерских, практических семинаров, научно-практической конференции. - Публикация учителями и администрацией ОУ наиболее значимых методических и дидактических разработок по результатам апробации ФГОС ООО в соответствии с темой апробационной площадки. - Активное и результативное участие в мероприятиях района, организованных в рамках деятельности апробационных площадок ФГОС ООО Пермского края. - Аттестация по программам повышения квалификации. |
Разработка пакета апробированных и описанных учебных ситуаций, дидактических материалов, описание мониторинга, включающее наблюдение и оценивание сформированности коммуникативных УУД. (создание практических материалов по оцениванию сформированности коммуникативных УУД) |
Подготовка пакета методических материалов. Апробирование системы оценивания коммуникативных УУД учащихся |
3.Перечень ожидаемых продуктов апробационной деятельности
Систематизированное описание учебных ситуаций, включающее необходимые дидактические и раздаточные материалы для организации учебной деятельности школьников; описание мониторинга, включающее наблюдение и оценивание сформированности коммуникативных УУД.
4.Взаимодействие с родителями и социальным окружением
Знакомство с проектом планируется организовать на классных родительских собраниях в данных классах в начале учебного года. Классному руководителю с промежуточными результатами деятельности детей следует знакомить родителей в течение учебного года и конечным результатом - в конце учебного года.
В течение учебного года с промежуточными результатами апробации планируется знакомить учителей школы.
Публикация материалов о введении ФГОС ООО на сайте школы.
5. Научно-методическое сопровождение апробационной деятельности
Консультант - преподаватель каф. ОТВШ РИНО Таизова О.С.
Формы взаимодействия: проектно-аналитические семинары, индивидуальные очные и заочные консультации.
6. Аннотация апробационной деятельности
Апробационная площадка - муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Таушинская основная общеобразовательная школа» Чернушинского района.
Эл.почта: taushkola@yandex.ru
телефон 834(261)22117
В течение двух лет школа планирует реализовать программу «Развитие и оценкауровня сформированности коммуникативных УУД через организацию сотрудничества на уроках»
В эксперимент включены: 5 класс, численностью 10 учащихся, 4 педагога и 2 работника администрации(35% коллектива).Изучается и внедряетсятехнологиясотрудничества,которая предполагает использование учебных ситуаций для формирования коммуникативных УУД на уроках. Основной ожидаемый результат – положительная динамика сформированности коммуникативных УУД у учащихся 5 класса.
Этап реализации программы |
Основные действия |
Ожидаемые результаты |
Способ оценивания |
Продукты |
1.Подготовительный: 2012-2013 уч.г. |
Участие в установочных семинарах.
|
|
|
|
Проведение семинара – практикума для учителей основной школы с целью ознакомления с идеей апробационной программы.
|
Мотивирование учителей на инновационную деятельность |
|
проектные идеи творческой группы
|
|
Создание творческой группы
|
план деятельности творческой группы по разработке методики наблюдения и учебных ситуаций |
мониторинг выполнения плана
|
||
Обучение на курсах повышения квалификации учителей русского языка и литературы, математики, географии
Повышение профессиональной компетентности руководителей апробационных площадок ФГОС ООО
|
Повышение профессиональной компетентности педагогов
|
Выполнение контрольных заданий курсовой подготовки
|
Документы о прохождении курсовой подготовки
|
|
Разработка методики наблюдения за сформированностью коммуникативных УУД через организацию сотрудничества.
|
Разработана методика наблюдения, позволяющая выявить детей, имеющих трудности с формированием коммуникативных ууд;. |
|
Материал с критериями наблюдения за сформированностью коммуникативных УУД.
|
|
2013-2014 уч.г. Этап реализации
|
Первичное наблюдение за сформированностью коммуникативных УУД через организацию сотрудничества.
|
по итогам наблюдения будет разрабатываться система учебных ситуаций |
Наблюдение происходит на внеклассном мероприятии и проводится во время групповой работы учащихся. |
Анализ результатов наблюдения |
|
Разработка учебных ситуаций и дидактических материалов по формированию коммуникативных УУД через организацию сотрудничества на уроках в 5 классе |
разработаны учебные ситуации и дидактические материалы для учащихся 5 класса, направленные на формирование коммуникативных ууд |
Обсуждение материалов на методическом совете.
|
банк учебных ситуаций и дидактических материалов по русскому языку, литературе, информатике, математике и географии
|
|
Апробация учебных ситуаций на уроках, с целью формирования коммуникативных УУД через организацию сотрудничества |
|
|
|
|
Проведение повторного наблюдения за сформированностью коммуникативных УУД через организацию сотрудничества.
|
Динамика развития среднего уровня сформированости коммуникативных УУД |
Наблюдение происходит на уроках русского языка и информатики, проводится во время групповой работы учащихся. |
Анализ результатов наблюдения |
|
Апробация диагностических материалов оценивания сформированности коммуникативных УУД через организацию сотрудничества |
Отбор эффективных диагностических материалов |
Практическая реализация |
Банк оценочных диагностик |
|
Проведение контрольных диагностик уровня сформированности коммуникативных УУД через организацию сотрудничества |
Определение промежуточных и итоговых результатов уровня сформированности коммуникативных УУД |
Наличие зафиксированных результатов |
Анализ проведённых диагностик |
|
Проведение открытых уроков с использованием технологии сотрудничества |
Повышение компетенции педагогов |
Самооценка, взаимооценка |
Рекомендации педагогам по использованию учебных ситуаций, формирующих коммуникативные УУД через сотрудничество |
|
Методические совещания с целью подведения промежуточных результатов апробационной деятельности педагогов |
Соотнесение полученных результатов педагогической деятельности по формированию коммуникативных УУД у обучающихся с прогнозируемыми (ожидаемыми) результатами |
Анализ педагогической деятельности по формированию |
Решения методических совещаний |
|
Знакомство родителей с ходом апробационной деятельности |
Родительские собрания |
анкетирование |
Рекомендации по формированию коммуникативных УУД через организацию сотрудничества |
|
Подготовка отчётов по деятельности апробационной площадки |
Промежуточные результаты |
Анализ, рекомендации, рецензии |
Отчёты |
Аналитический этап |
Участие в муниципальных и краевых мероприятиях, направленных на обмен опыта апробационной деятельности.
|
Повышение профессиональной компетентности педагогов и администрации.
|
Внешняя оценка. |
Материалы выступлений. |