Раздел «Лексика»
Тема «Синонимы»
Тип урока: открытие новых знаний
Класс: 5
Форма работы: групповая
Оборудование: проектор с экраном для показа презентации, раздаточный материал, толковые словари Ожегова, Даля, словари синонимов З.А.Александровой.
Оформление доски: тема, эпиграф
Цели и задачи:
Основная цель урока - организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению, первичному закреплению знаний по теме «Синонимы».
Образовательные цели:
Создать условия для изучения учащимися учебного материала по теме «Синонимы».
Задачи:
1) Научить работать с ключевыми словами: синонимы, синонимический ряд
2) Научить разграничивать синонимы по экспрессивной окрашенности, определять их роль в тексте.
3) Формировать умение находить синонимы в тексте, заменять другими словами, строить синонимические ряды.
Развивающие цели:
Создать условия для самостоятельной деятельности учащихся (задания поискового характера, анализ лингвистического материала, лингвистический эксперимент).
Формировать умение анализировать и оценивать языковые явления и факты, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Развивать коммуникативную и лингвистическую компетентности средством организации групповой работы.
Задачи:
1) Формировать умение работать с толковым словарем и словарем синонимов.
2) Научить оценивать деятельность учащихся.
3) Развивать умения и навыки работы с текстами (в том числе художественной литературы).
Воспитательные цели:
Научить детей сотрудничеству через организацию групповой работы.
Задачи:
1) Научить уважать другую точку зрения, быть толерантным.
2) Воспитывать бережное отношение к слову.
3) Воспитывать умение взаимодействовать в команде.
Ход урока
1. Орг.момент
Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь друг другу, гостям и подарите улыбку мне. Спасибо. Улыбка располагает к приятному общению.
2.Актуализация знаний
- Давайте вспомним основные понятия, о которых говорили на прошлых уроках. Для этого я предлагаю вам терминологический диктант.
Терминологический диктант.(Читаю задание, а вы записываете ответ)
1) Раздел лингвистики, в котором изучается словарный состав языка.
2) Слова, имеющие несколько значений.
3) Слова одной и той же части речи с противоположным значением
4) Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.
Ответы.
1) Лексикология
2) Многозначные
3) Антонимы
4) Омонимы
Проверка. (на слайде)
- Подсчитайте количество правильных ответов и поставьте в листе оценки свой балл.
- Кто справился без ошибок. Молодцы!
Ситуация включения.
Учитель: посмотрите внимательно на доску, найдите лишнее слово.
1..Автор, писатель, художник слова, композитор
- Почему это слово «лишнее»?(Оно имеет другое лексическое значение)
- Что общего у всех этих слов? (Значение, часть речи)
- Как мы называем такие слова?
Учащиеся: Это синонимы.
Учитель: - Исходя из этого, сформулируйте тему нашего урока.
Учащиеся: Синонимы (прикрепляю тему на доску)
Целеполагание: вы знакомились с этой темой в начальных классах. Что нового вы хотели бы узнать про синонимы в 5 классе, чему научиться сегодня на уроке?
Вопросы, предложенные учащимися:
1) Находить синонимы в тексте,
2) Использовать синонимы в устной и письменной речи;
3) Учиться работать с текстом;
4) Учиться работать со словарями и дополнительной литературой;
5) Изучить новый материал по теме «Синонимы»
А еще я хочу, чтобы ваша речь была развита, богата синонимами, чтобы вашу речь всегда внимательно слушали, а не смеялись над Вами, чтобы вы правильно писали объявления, поздравления, смс-сообщения.
2.1.Запишем тему урока «Синонимы».
Учитель:
Обратите внимание на высказывание великого русского ученого-лингвиста Ф.И.Буслаева:
«В языке нет двух или нескольких слов, значащих решительно одно то же, как две капли воды. Даже слова лоб и чело, глаза и очи, венец и корона при одинаковом значении выражают различные оттенки».
- О каких словах ученый говорит?
Учащиеся: Ученый говорит о синонимах как словах, имеющих близкое значение, но отличающихся оттенками.
Учитель: Чтобы окончательно убедиться в высказывании лингвиста, проведем серию экспериментов, понаблюдаем за синонимами и потом сами дадим им характеристику.
Работаем в группах, распределите роли. (на столах карточки с ролями «лидер», «спикер», «секретарь», «помощник»)
Выводы записываем в ваш опорный конспект.
Как вы знаете, 2014 год, объявлен годом Культуры.
Как и у многих направлений деятельности человека, у КУЛЬТУРЫ есть свои покровители.
И так как к КУЛЬТУРЕ мы с уверенностью относим и театр, и поэзию, и музыку, и танец, и кино, и художественное искусство
Сегодня мы отправимся на виртуальную экскурсию в художественную галерею.
Внимание, на доску!
(Звучит музыка, на её фоне картины)
-Какая тема объединяет эти картины?
-Назовите жанр этих картин.
-Что такое пейзаж? Найдите лексическое значение этого слова в словаре.
- Скажите, ребята, какие чувства вызывают у вас эти картины?
-Найдите в конверте слова, с помощью которых вы могли бы ответить на этот вопрос. И расположите их в ряд.
- Восхищение, радость, восторг, ликование
- Что сделали художники, чтобы мы ощутили эти чувства?
- Нарисовали, изобразили, описали
- Как нужно смотреть на картину, чтобы ощутить эти чувства?
- Внимательно, вдумчиво, чутко.
- Что объединяет слова каждой строки? (значение)
- Определите часть речи слов в каждой строке.
-А теперь подумайте все вместе и запишите вывод в конспект.
-Какой вывод вы записали?
Синонимы имеют одно и то же лексическое значение, принадлежат к одной части речи.
Слова, которые мы объединили в группы, будут называться синонимическими рядами.
В синонимическом ряду обычно выделяется ведущее слово – доминанта, являющееся носителем главного значения
- По-вашему, какое в первом ряду слово-доминанта?
-Причём, в синонимическом ряду синонимы располагаются в порядке возрастания признака или действия.
· Расположите в порядке возрастания 1 ряд слов. Для этого поработайте со словарями синонимов.
· Почему вы их так расположили?
· Какой вывод можно сделать исходя из этого эксперимента? Запишите.
(У синонимов могут быть разные оттенки значения).
Хотя синонимы близки по смыслу, они отличаются друг от друга насыщенностью свойств, качеств, действий и т.д., т.е. оттенками значения.
Проведите следующий эксперимент.
Задание в опорных конспектах. Работаем в группе, выполнив задание, запишите вывод.Даю на выполнение задания 3 мин.
1.Посмотрите на ряды слов и найдите слово-доминанта.
Смеяться – гоготать – ржать;
Друг-приятель –кореш;
Модный – современный- клевый.
- Определите, в какой сфере употребляете каждое слово? Распределите слова в таблицу.
Нейтральное слово |
Книжное слово |
Разговорное слово |
|
|
|
Проверим.
Какой вывод вы сделали?
Вывод: Синонимы отличаются употреблением в разных стилях речи.
- Ребята, какие слова культурный человек не будет употреблять?
Учитель: Синонимы отличаются сферой употребления: литературный нормированный язык не потерпит слова «ржать» в значении смеяться, а в разговорном просторечии можно услышать слова «клевый», «кореш», «гоготать»).
Учитель: А сейчас представьте только, что для обозначения признака предмета существовало вместо многих синонимов только одно какое-то слово. Посмотрим, что из этого получилось бы.
· - Рассмотрим данный текст. (Слайд)
· - Что вам не нравится в этом тексте? (повтор одного и того же слова.)
· - Это речевой недочет. Можно ли его исправить? Как?
· (Задание: списать, заменяя выделенные слова синонимами для устранения повтора)
-.
1.Сначала подберите синонимы к словам, используя словарь синонимов и репродукцию картины в 3 части учебника.
• Художник –
• Картина –
· Изобразил–
Используя эти слова, отредактируйте текст. И запишите вывод.
На задание 2 мин.
Сейчас подведём итог нашей экспериментальной работы.
Что такое синонимы, прочитайте ваши выводы. Откройте учебник на стр. и сравните свой вывод с выводом учёных.
Выводы совпали. Молодцы! Лидеры поставьте баллы участникам своей команды в оценочный лист. А участники ответят на вопросы на листах бумаги.
Запишите дом.зад. (на выбор)
1.& 46. Составьте и запишите 5 вопросов по теме «Синонимы».
2. .& 46. Составьте кластер по теме «Синонимы».
3. .& 46. стр.34 упр.471
Оценочный лист.
Ф.И. |
Проверь себя |
Высказывал(а) своё мнение |
Задавал(а) вопросы |
Не конфликтовал (а) |
Итоговая оценка |
Лыкасова Маша |
|
|
|
|
|
Голдобин Степан |
|
|
|
|
|
Пастухов Никита |
|
|
|
|
|
Малков Иван |
|
|
|
|
|
Оценочный лист.
Ф.И. |
1 |
2 |
3 |
4 |
Активность |
Штрафной балл |
Итоговая оценка |
Максютина Лена |
|
|
|
|
|
|
|
Утятникова Саша |
|
|
|
|
|
|
|
Паршаков Саша |
|
|
|
|
|
|
|
Смирнов Степан |
|
|
|
|
|
|
|
Лист самооценки ученика
Отметь знаком «+» те качества, которые ты приобрел во время работы на уроке
Я научился:
Работать в группе |
|
Создавать синонимические ряды |
|
Подбирать синонимы к словам |
|
Самостоятельно добывать знания из учебника |
|
Выступать перед классом |
|
Просить помощи, когда возникают трудности |
|
Видеть необычное в привычном |
|
Слушать активно других |
|
Дарить хорошее настроение людям |
|
|
|