Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
апробация внедрения, Пермский край

Урок русского языка в 5 классе по теме "Лексика. Синонимы" (Создание учебных ситуаций)

Автор: Азанова Людмила Сергеевна, учитель русского языка

Раздел «Лексика»

 

Тема «Синонимы»

 

Тип урока: открытие новых знаний

 

Класс: 5

 

Форма работы: групповая

 

 

Оборудование:  проектор  с экраном для показа презентации, раздаточный материал, толковые словари Ожегова, Даля, словари синонимов З.А.Александровой.

 

Оформление доски: тема, эпиграф

 

Цели и задачи:

 

        Основная цель урока -  организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению, первичному закреплению знаний по теме «Синонимы».

 

Образовательные цели:

Создать условия для изучения учащимися учебного материала по теме «Синонимы».

Задачи:

1)       Научить работать с ключевыми словами: синонимы, синонимический ряд

2)       Научить разграничивать синонимы  по экспрессивной окрашенности, определять их роль в тексте.

3)       Формировать умение находить синонимы в тексте,  заменять другими словами, строить синонимические ряды.

 

Развивающие цели:

Создать условия для самостоятельной деятельности учащихся (задания поискового характера, анализ лингвистического материала, лингвистический эксперимент).

Формировать умение анализировать и оценивать языковые явления и факты, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Развивать коммуникативную и лингвистическую компетентности средством организации групповой работы.

Задачи:

1)    Формировать умение работать с толковым словарем и словарем синонимов.

2)    Научить оценивать деятельность учащихся.

3)    Развивать умения и навыки работы с текстами (в том числе художественной литературы).

 

Воспитательные цели:

Научить детей сотрудничеству через организацию групповой работы.

Задачи:

1) Научить уважать другую точку зрения, быть толерантным.

2) Воспитывать бережное отношение к слову. 

3) Воспитывать умение взаимодействовать в команде.

 

 

 

Ход урока

 

1.     Орг.момент

Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь друг другу, гостям и подарите улыбку мне. Спасибо. Улыбка располагает к приятному общению.

2.Актуализация знаний

- Давайте вспомним основные понятия, о которых говорили на прошлых уроках. Для этого я предлагаю вам терминологический диктант.

Терминологический диктант.(Читаю задание, а вы записываете ответ)

1)    Раздел лингвистики, в котором изучается словарный состав языка.

2)    Слова, имеющие несколько значений.

3)     Слова одной и той же части речи с противоположным значением

4)    Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.

 

Ответы.

1)    Лексикология

2)    Многозначные

3)    Антонимы

4)    Омонимы

Проверка. (на слайде)

- Подсчитайте количество правильных ответов и поставьте в листе оценки свой балл.

- Кто справился без ошибок. Молодцы!

 

 

Ситуация включения.

 

Учитель: посмотрите внимательно на доску, найдите лишнее слово.

1..Автор, писатель, художник слова, композитор

- Почему это слово «лишнее»?(Оно имеет другое лексическое значение)

 - Что общего у всех этих слов? (Значение, часть речи)

- Как мы называем такие слова?

Учащиеся: Это синонимы.     

Учитель: - Исходя из этого, сформулируйте тему нашего урока.

Учащиеся: Синонимы (прикрепляю тему на доску)

Целеполагание: вы знакомились с этой темой в начальных классах. Что нового вы хотели бы узнать про синонимы в 5 классе, чему научиться сегодня на уроке?

Вопросы, предложенные учащимися:

1)    Находить синонимы в тексте,

2)    Использовать синонимы в устной и письменной речи;

3)    Учиться работать с текстом;

4)    Учиться работать со словарями и дополнительной литературой;

5)    Изучить новый материал по теме «Синонимы»

А еще я хочу, чтобы ваша речь была развита, богата синонимами, чтобы вашу речь всегда внимательно слушали, а не смеялись над Вами, чтобы вы правильно писали объявления, поздравления, смс-сообщения.

 

2.1.Запишем тему урока «Синонимы».

 

Учитель:

Обратите внимание на высказывание великого русского ученого-лингвиста Ф.И.Буслаева:

«В языке нет двух или нескольких слов, значащих решительно одно  то же, как две капли воды. Даже слова лоб и чело, глаза и очи, венец и корона при одинаковом значении выражают различные оттенки».

 

- О каких словах ученый говорит?

Учащиеся: Ученый говорит о синонимах как словах, имеющих близкое значение, но отличающихся оттенками.

Учитель: Чтобы окончательно убедиться в высказывании лингвиста,  проведем серию экспериментов, понаблюдаем за синонимами и потом сами дадим им характеристику.

Работаем в группах, распределите роли. (на столах карточки с ролями «лидер», «спикер», «секретарь», «помощник»)

Выводы записываем в ваш опорный конспект.

Как вы знаете, 2014 год, объявлен  годом Культуры.

Как и у многих направлений деятельности человека, у КУЛЬТУРЫ есть свои покровители. 

И так как к КУЛЬТУРЕ мы с уверенностью относим и театр, и поэзию, и музыку, и танец, и кино, и художественное искусство

Сегодня мы отправимся на виртуальную экскурсию в художественную галерею.

Внимание, на доску!

(Звучит музыка, на её фоне картины)

-Какая тема объединяет эти картины?

-Назовите жанр этих картин.

-Что такое пейзаж? Найдите  лексическое значение этого слова в словаре.

- Скажите, ребята, какие чувства вызывают у вас эти картины?

-Найдите в конверте слова, с помощью которых вы могли бы ответить на этот вопрос. И расположите их в ряд.

- Восхищение, радость, восторг, ликование

- Что сделали художники, чтобы мы ощутили эти чувства?

- Нарисовали, изобразили, описали

- Как нужно смотреть на картину, чтобы ощутить эти чувства?

- Внимательно, вдумчиво, чутко.

- Что объединяет слова каждой строки? (значение)

- Определите часть речи слов в каждой строке.

-А теперь подумайте все вместе и запишите вывод в конспект.

-Какой вывод вы записали?

Синонимы имеют одно и то же лексическое значение, принадлежат к одной части речи.

Слова, которые мы объединили в группы, будут называться синонимическими рядами.

В синонимическом ряду  обычно выделяется ведущее слово – доминанта,  являющееся носителем главного значения

- По-вашему, какое в первом ряду  слово-доминанта?

-Причём, в синонимическом ряду синонимы располагаются в порядке возрастания признака или действия.

·        Расположите в порядке возрастания 1 ряд слов. Для этого поработайте со словарями синонимов.

·        Почему вы их так расположили?

·        Какой вывод можно сделать исходя из этого эксперимента? Запишите.

(У синонимов могут быть разные оттенки значения). 

Хотя синонимы близки по смыслу, они отличаются друг от друга насыщенностью свойств, качеств, действий и т.д., т.е. оттенками значения. 

 

 

 

Проведите следующий эксперимент.

Задание в опорных конспектах. Работаем в группе, выполнив задание, запишите  вывод.Даю на выполнение задания 3 мин.

1.Посмотрите на  ряды слов и найдите слово-доминанта.

Смеяться – гоготать – ржать;

Друг-приятель –кореш;

Модный – современный- клевый.

- Определите, в какой сфере употребляете каждое слово? Распределите слова в таблицу.

Нейтральное слово

Книжное слово

Разговорное слово

 

 

 

 

Проверим.

Какой вывод вы сделали?

Вывод: Синонимы отличаются употреблением в разных стилях речи.

- Ребята, какие слова культурный человек не будет употреблять?

Учитель: Синонимы отличаются сферой употребления: литературный нормированный язык не потерпит слова «ржать» в значении смеяться, а в разговорном просторечии можно услышать слова «клевый», «кореш», «гоготать»).

 

Учитель: А сейчас представьте только, что для обозначения признака предмета существовало вместо многих синонимов только одно какое-то слово. Посмотрим, что из этого получилось бы.

·        - Рассмотрим данный текст. (Слайд)

·        - Что вам не нравится в этом тексте? (повтор одного и того же слова.)

·        - Это речевой недочет. Можно ли его исправить? Как?

·        (Задание: списать, заменяя выделенные слова синонимами для устранения повтора)

-.

1.Сначала подберите синонимы к словам, используя словарь синонимов и репродукцию картины в 3 части учебника.

• Художник –

• Картина –

·        Изобразил–

 

Используя эти слова, отредактируйте текст. И запишите вывод.

На задание 2 мин.

 И.Э. Грабарь –художник. С раннего детства художниклюбил рисовать. Передо мной картина под названием “Февральская лазурь”. На картинеизображено  лазурное, чистое, высокое небо. Художникизобразилстройную, кудрявую, белоствольную берёзу. Рядом с ней изобразил молоденьких берёзок.Все эти берёзки улыбаются солнышку.  Когда смотрю я на эту картину, то у меня поёт душа!

Проверим, какой текст у вас получился.

К какому выводу пришли?

Синонимы- помогают избегать повторения одних и тех же слов и усиливает выразительность высказывания, делает нашу речь яркой и художественной.

 

 И.Э. Грабарь – певец русской природы, пейзажист. С раннего детства художник любил рисовать. Передо мной картина под названием “Февральская лазурь”. День – морозный, ясный, солнечный. На небе ни одного облачка. Небо – голубое, лазурное, чистое, высокое. Воздух – свежий, прозрачный. А снег такой белый, пушистый, что глаза ослепляет. Вот берёза. Она такая стройная, кудрявая, белоствольная, красивая и прекрасная! Она стоит, как фонтан, и его брызги застыли в воздухе. А вот её подружки: молоденькие берёзки. Все эти берёзки улыбаются солнышку. Когда смотрю я на эту картину, то у меня поёт душа!

Сейчас подведём итог нашей экспериментальной работы.

Что такое синонимы, прочитайте ваши выводы. Откройте учебник на стр. и сравните свой вывод с выводом учёных.

Выводы совпали. Молодцы! Лидеры поставьте баллы участникам своей команды в оценочный лист. А участники ответят на вопросы на листах бумаги.

Запишите дом.зад. (на выбор)

1.& 46. Составьте и запишите 5 вопросов по теме «Синонимы».

2. .& 46. Составьте кластер по теме «Синонимы».

3. .& 46. стр.34 упр.471

 

Оценочный  лист.

Ф.И.

Проверь себя

Высказывал(а) своё мнение

Задавал(а) вопросы

Не конфликтовал (а)

Итоговая

оценка

Лыкасова Маша

 

 

 

 

 

Голдобин Степан

 

 

 

 

 

Пастухов Никита

 

 

 

 

 

Малков Иван

 

 

 

 

 

 

 

Оценочный  лист.

Ф.И.

1

2

3

4

Активность

Штрафной

балл

Итоговая

оценка

Максютина Лена

 

 

 

 

 

 

 

Утятникова Саша

 

 

 

 

 

 

 

Паршаков Саша

 

 

 

 

 

 

 

Смирнов Степан

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист самооценки ученика

Отметь знаком «+» те качества, которые ты приобрел во время работы на уроке

                                                    Я научился:            

Работать в группе

 

Создавать синонимические ряды

 

Подбирать синонимы к словам

 

Самостоятельно добывать знания из учебника

 

Выступать перед классом

 

Просить помощи, когда возникают трудности

 

Видеть необычное в привычном

 

Слушать активно других

 

Дарить хорошее настроение людям

 

 

 

 

 

 

к списку контента

Кабинет

Подписка на новости

Сейчас 8 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

© Кокшаров В.Л. - разработка

© Жернаков М.А. - дизайн, программирование

Яндекс.Метрика