Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
апробация внедрения, Пермский край

Приёмы и способы формирования коммуникативных УУД на уроках биологии посредством применения игровых технологий

Автор: Плишкина Елена Анатольевна, учитель биологии

Формирование универсальных учебных действий (УУД) реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и дисциплин, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности обучающихся. 

Наиболее важными УУД являются коммуникативные и регулятивные. Наиболее эффективна при их формировании игровая технология, независимо от уровня и возраста учащихся, так как является ведущей деятельностью человека от рождения до зрелых лет.

Цель доклада: представить опыт использования универсальных игровых технологий для развития коммуникативных УУД на уроке биологии.

Ведущей формой работы на уроке при формировании коммуникативных УУД является групповая совместная деятельность во время игры.
Игра – это то средство, где воспитание переходит в самовоспитание. В процессе игры учащиеся учатся слышать, слушать и понимать друг друга, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, то есть происходит формирование коммуникативных УУД. 
Рассмотрим более удачные виды игр для развития коммуникативных умений: 

1.     Ролевая игра – совместная групповая игра, в которой ее участники распределяют, берут на себя и исполняют различные социальные роли. Например:  игры экологического характера, когда дети выступают в роли экологов, директоров предприятий, решающих экологические проблемы. В ролевых играх дети вступают в разнообразные контакты между собой и по собственной инициативе имеют возможность строить свои взаимоотношения в значительной мере самостоятельно, сталкиваясь с интересами своих партнеров и приучаясь считаться с ними в совместной деятельности. Эту игру используем при изучении тем: ………………………………………….
^ 2. Сюжетная игра – направлена на раскрепощение ученика, учащиеся выполняют определенные роли, проигрывают определенный сценарий, диалог. Сюжетная игра не занимает много времени, дети с интересом и вниманием следят и участвуют в ней. Форма игры может быть массовой. Например, при изучении темы «», учащиеся выступают в роли……… , которые……...

3. Уроки-игры предусматривают формирование у детей коммуникативных компетенций, познавательного интереса, углубления знаний по теме урока. 

Приведём примеры игровых заданий, формирующих коммуникативные УУД на уроке биологии.

3.1.Игра «Инопланетянин» (www.первое сентября).

Тема: «Эритроциты. Переливание крови».

По теме при помощи текста учебника нужно составить как можно больше вопросов, будто  группа  инопланетян, прилетевшая на землю. Вопросы должны начинаться со слов «Почему…», или «Зачем…»

Например:

·        Почему кровь человека красного цвета?

·        Почему в эритроцитах есть железо?

·        Почему эритроциты в виде диска?

·        Почему эритроциты такие мелкие?

·        Почему у человека не бывает синей крови?

·        Почему опасно кровотечение?

·        Почему не все группы крови совместимы?

·        Почему надо знать свою группу крови?…

Вторая группа отвечает.

 

3.2.Игра «Рассказ – небылица» (Борзова, Дагаев, 2005).

Тема: «Плоские черви»

Ребятам предлагается рассказ с заложенными биологическими ошибками, чтобы исправить их, необходимо изучить данную тему.

«Лето нынче было жаркое. Я целыми днями просиживал в пруду.

По дну ползали огромные, до 10 метров, плоские черви жёлтого цвета. Они особыми крючками и присосками цеплялись мне за ноги, а однажды один даже заполз на грудь и посмотрел на меня добрыми умными глазами. Я очень испугался, и, едва оторвав от себя этого червя, бросился на берег. Со страху мне очень захотелось есть, я схватил булку и быстро проглотил. К вечеру у меня очень сильно заболел живот. Мама сказала, что это от того, что я трогал червя, а потом кушал и заразился бычьим цепнем, а это уже навсегда».

3.3.Ролевая игра по теме: «Кровь. Кровообращение» (www.первое сентября).

Учитель: Сегодня к нам в гости пришел гость – белый халат. Кто его наденет – превратится в человека, умеющего сориентироваться в самых сложных ситуациях, спасти жизнь человека.

Примерные задания

Врач № 1.

К вам пришёл человек с жалобами на частые ангины и попросил удалить миндалины. Что вы ему посоветуете? Обоснуйте свой ответ.

Пациент № 1.

Обратитесь с жалобой на частые ангины. Попросите сделать плановую операцию по удалению миндалин. Потребуйте обоснований. Задайте вопросы по кроветворным органам и функциям крови.

Врач № 2.

К вам пришёл пациент с вопросом, чем развести сухое лекарство в ампуле для укола. Поясните, почему нельзя разбавлять водой, зачем нужен постоянный состав плазмы крови. Сделайте опорный рисунок на доске.

Пациент № 2.

Вы пришли с вопросом, чем развести сухое лекарство для укола, предложите, в целях экономии, растворить лекарство в воде.

Врач № 3.

К вам пришёл человек с результатами анализов крови и попросил объяснить хороший ли у него результат? Сравните с нормой, выявите, есть ли анемия и воспалительный процесс?

4.Игра «Шляпная дискуссия» (www.первое сентября).

4.1.По учебнику каждый из 1 группы составляет один вопрос по теме, записывают его на листочек и складывает в шляпу. Из 2 группыодин человек вытаскивает бумажку с вопросом. Ответил правильно. Следующий достаёт вопрос. При необходимости возникает обсуждение или комментарий учителя. Такие вопросы помогают развить у ребят, вызвать интерес к работе с учебником.

4.2.Игра «Крестики – нолики» (www.первое сентября).

На доске задана форма для игры – это поле из девяти секторов. Класс делится на «крестики» и «нолики». Один из «крестиков» выбирает сектор, но прежде, чем поставить свой знак, надо ответить на вопрос по теме. В случае затруднения можно просить помощь у своей команды. То же проделывают «нолики». Игра ведётся до победы одной из команд.

 

 

4.3.Игра «Внимание! Розыск»

      Каждой группе предлагается по четыре описания и пять рисунков с изображениями растений. Предлагается по описанию («фотороботу») определить растение, а для пятого составить описание самому, указав:

1. жизненная форма;

2. характер стебля;

3. листорасположение и особенности листьев;

4. особенности расположения цветков;

5. плод.

 

к списку контента

Кабинет

Подписка на новости

Сейчас 14 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

© Кокшаров В.Л. - разработка

© Жернаков М.А. - дизайн, программирование

Яндекс.Метрика