В первую очередь необходимо определить и описать ситуации, в которых будет проводиться наблюдение.
Наша работа ограничивается только наблюдением взаимодействия «ученик – ученик» на уроке и во время внеурочной учебной деятельности – на предметных кружках.
Наблюдение проводится во время групповой работы учащихся. Работа длится 5–15 минут и должна быть направлена на достижение цели, которая обычно ставится учителем.
Группа учащихся должна составлять не более 7 человек в связи с субъективными трудностями наблюдения.
Наблюдение не включённое, и ученики должны быть предупреждены о том, что успешность их работы будет оцениваться по определённым критериям. Однако сами критерии школьникам не сообщаются.
Перед началом наблюдения проводится инструктаж с наблюдателями по описанию, которое прилагается к листу наблюдения.
Описание схемы (карточки) наблюдений.
Каждому участнику группы по каждому критерию долженбыть однозначно присвоен знак «+»(соответствие данному критерию) или«–» (несоответствие данному критерию). В случае отсутствия какого_либо знака в клеточке участнику автоматически будет присвоен знак «–»
по этой позиции.
Оценка умения вести диалог формируется критериями 1–5 и – частично – 9. Критерии 6–10 оце_ нивают умения учащихся ставить цели и распределять роли.
Анализ результатов наблюдения.
При обработке результатов баллы высчитываются по формуле Σ (+) –– Σ (–)/n, где Σ (+) – сумма плюсовучастника по всем критериям, Σ (–) –сумма минусов участника по всем критериям.
Интерпретация. После того как баллы подсчитаны, можно определить уровень сформированности коммуникативных умений учащихся.
Интерпретация результатов. Былопредложено три уровня сформированности коммуникативных умений учащихся при работе в группе:
1_й уровень (от –6 до –3 баллов) – низкий (у большинства участников группы коммуникативные умения не сформированы);
2_й уровень (от –2,9 до +2,9 ) – средний (коммуникативные умения сформированы у некоторых участников группы);
3_й уровень (от +3 до +6) – высокий (у большинства участников группы коммуникативные умения сформированы).
Карточка наблюдений
№ |
ФИО участника |
Критерии наблюдения |
|||||
|
|
Задаёт вопросы по теме |
Отвечает на вопросы |
Высказывает идеи |
Отстаивает свою точку зрения |
Ставит задачи |
Определяет исполнителей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таким образом, групповая работа может быть показателем сформированности коммуникативных умений. Используя метод наблюдения, мы можем оценить уровень коммуникативной компетенции учащегося.