Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
апробация внедрения, Пермский край

Рабочая программа краткосрочного курса «Хитрый закон – закон Бернулли» 7 класс

Автор: Увицкая Елена Степановна

 

 Утверждаю:

                                                                                                   директор школы

                                      Е.А. Антипина

 

 

МБОУ «СОШ № 16 с углублённым изучением отдельных предметов»

 

 

 

 

 

 

 

Программа краткосрочного курса «Хитрый закон – закон Бернулли»

 

 

 

 

 

Автор:  Увицкая Елена Степановна,

учитель физики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Лысьва 2013

 

 

Пояснительная записка

Школа № 16 получила статус школы с углублённым изучением отдельных предметов в октябре 2003 года. Поэтому, начиная с седьмого класса, в школе формируются физико-математические классы.

Одним из профилирующих предметов в этих классах является физика, поэтому для учащихся 7 класса предлагаются краткосрочные курсы по этому предмету.

Данный курс имеет прикладной характер, т. к. знакомит учащихся с путями и методами применения знаний по физике на практике, развивает интерес учащихся к современной технике и производству.

Программа краткосрочного (8 часов) курса по выбору для учащихся 7 класса «Хитрый закон – закон Бернулли» разработана на основании ФГОС второго поколения по физике, в котором отмечаются ориентиры содержания учебного предмета:

-         признание ценности научного знания, его практической значимости;

-         важность освоения физических методов исследования живой и неживой природы.

 

Актуальность выбора темы.

Закон Бернулли – следствие закона сохранения энергии, который изучается во всех разделах физики 7-11 классов, понимание которого является одним из важных результатов физического образования.

Несколько лет назад раздел «Закон Бернулли» был изъят из программы общеобразовательного курса по физике в средней школе, и в новой концепции физического образования этого материала нет. Но вопросы, поднимаемые в данной теме, так тесно переплетаются с окружающей учащихся повседневной жизнью, что не затрагивать их при изучении физики в школе нельзя.

Т. к. в учебном плане 7-11 классов невозможно выделить часы для изучения этого закона, то это возможно сделать в рамках краткосрочных курсов. А поскольку проявления этого закона вызывают интерес у учащихся, то нет сомнений, что дети уже за рамками занятий на курсах продолжат изучать проявления не только этого закона, но с большим интересом будут наблюдать и пытаться объяснять, происходящие вокруг них физические явления.

Почти все опыты, иллюстрирующие закон Бернулли, это физические парадоксы, т. е наблюдаемые явления выглядят невероятными, невозможными, вызывающими удивление. Но еще Аристотель сказал: «Познание начинается с удивления». По этой причине изучение закона Бернулли является очень удачной темой для развития познавательного интереса и исследовательских умений учащихся, которые только начинают изучать физику.

Содержание и методы проведения курса спроектированы таким образом, чтобы дать возможность учащимся взглянуть на окружающий их мир глазами естествоиспытателей, первооткрывателей.

 

Цель реализации курса:

Создание благоприятных условий для развития исследовательских умений/способностей учащихся на примере изучения закона Бернулли.

 

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1.     мотивировать учащихся на выполнение домашних заданий практической направленности

2.     развивать умения выполнения опытов по предложенному плану иописание хода эксперимента по алгоритму

3.     развивать умение представлять полученные результаты экспериментов, делать выводы и аргументировать свою позицию, используя физический понятийный аппарат.

 

Ожидаемые результаты:

Обучающиеся должны научиться

1.       наблюдать за явлениями природы,

2.       планировать и проводить простейшие эксперименты;

3.       делать выводы на основании наблюдений и проведённых экспериментов;

4.       объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

 

Предлагаемый курс построен в соответствии с концепцией проблемного обучения, основными понятиями которой являются проблемная ситуация и проблемная задача. Проблемная ситуация в учебном процессе обеспечивает активное проявление интереса учащихся к изучаемому вопросу и включает их в познавательный поиск. Поэтому каждое занятие данного курса начинается с создания проблемных ситуаций через эксперимент, в котором настоящие знания учащихся и их жизненный опыт приходят в противоречия с результатами опытов.

Схема организации занятий:

1.     Актуализация опорных знаний ( повторение, полученных ранее знаний, введение нового понятийного аппарата)

2.     Формулировка проблемы, через эксперимент, выполненный дома

3.     Решение проблемы: выдвижение гипотез, подтверждение или опровержение предложенных гипотез ( фронтальная работа или работа в группах по 3 – 4 человека )

4.     Задание на дом ( для желающих ): проблемный эксперимент, который опережает деятельность учащихся на занятии и позволяет создать проблемную ситуацию на следующем занятии или качественная задача, решение которой требует творческого, нестандартного подхода с использование знаний из других предметов, например, биологии, географии и т. д.

 

Учебно-дидактическое и материально-техническое обеспечение:

1.     Адаптированный для учащихся 7 класса теоретический материал

2.     Банк качественных задач, иллюстрирующих закон Бернулли;

3.     Оборудование и описание опытов, иллюстрирующих закон Бернулли;

4.     Сценарии занятий с точки зрения проблемного обучения.

 

Результативностькурса будет оцениваться по критериям:

1.                появление новых исследовательских, творческих идей некоторых учащихся на каждом занятии и по окончании курса ( ведение журнала достижений учащихся )

2.       высказываемое подростками желание участвовать в подобной деятельности в будущем ( анкетирование учащихся в конце курса )

 

к списку контента

Кабинет

Подписка на новости

Сейчас 3 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

© Кокшаров В.Л. - разработка

© Жернаков М.А. - дизайн, программирование

Яндекс.Метрика