Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
апробация внедрения, Пермский край

Рабочая программа краткосрочного курса «Химия: Наблюдай и исследуй» 6 - 7 класс

Автор: Гусельникова Татьяна Леонидовна

                                                                                                                                Утверждаю:                                                                                                                  директор школы                                                                                                                   __Е.А.Антипина  

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 16

с углубленным изучением отдельных предметов»

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа краткосрочного курса

«Химия: Наблюдай и исследуй»

 

 

Гусельникова Татьяна Леонидовна

учитель биологии и химии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Лысьва Пермский край

2012 год

 

Пояснительная записка

 

Курс «Химия: Наблюдай и исследуй» рассчитан на 8 учебных занятий для группы учащихся 5 классов в количестве 8-10  человек. Способ формирования учебной группы – желание учащихся.

Главная цель современного образования - формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества. Формирование у учащихся способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности возлагается в первую очередь на образование и главным образом на среднюю школу. Реализация этих целей может     существляться также через научно-исследовательскую деятельность учащихся.

           Учитывая выше сказанное, считаем актуальным на сегодняшний день ведение курса « Химия: Наблюдай и исследуй »  для учащихся 5 классов. Дети этого возраста в основном уравновешены, им свойственно открытое и доверчивое отношение к взрослым. Они ждут от учителей, родителей, других взрослых помощи и поддержки. Однако постепенно особую роль в их жизни начинает играть коллектив сверстников и складывающиеся в нем отношения. В  этот период детям свойственна повышенная активность, стремление к деятельности, происходит уточнение границ и сфер интересов, увлечений. Занятия строятся соответственно возрастным особенностям: определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий, организуется коллективная работа, планируется время для теории и практики. Каждое занятие связано с овладением какого-либо практического навыка безопасной работы с веществом и приобретением новых полезных в жизни сведений о веществах.

 

 

Цели курса  «Химия: Наблюдай и исследуй»

1.            Создание условий для формирования у учащихся регулятивных и коммуникативных учебных действий.

2.            Освоение учащимися умений/навыков работы с химическим оборудованием.

Средством достижения целей является  изучение проведения химических экспериментов с веществами из аптечки и с кухни. Умение проводить простые опыты позволит учащимся овладеть умениями проводить эксперименты вести наблюдения и делать выводы, что пригодиться для проведения самостоятельной исследовательской деятельности.

Задачи курса:

а) развитие познавательного интереса;
б) включение учащихся в самостоятельное освоение учебного материала;
в) расширение кругозора;
г) обучение самоанализу;
д) формирование коммуникативных компетенций

Основой проведения занятий является практическая деятельность,  обеспечивающая системное включение ребенка в процесс самостоятельного построения нового знания и позволяют проводить разноуровневое обучение. Содержание курса позволяет ученику любого уровня активно включиться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить себя: занятия могут проводиться на высоком уровне сложности, но включать в себя вопросы доступные и интересные всем учащимся.

Способы организации деятельности. На каждом занятии создаются условия для организации продуктивной мыслительной деятельности учащихся. Одна из задач для младшего подростка – выйти на новый уровень учебной самоорганизации, научиться самостоятельно, планировать своё время, правильно его распределять, извлекать информацию и пользоваться её. Необходимость работы с инструкцией способствует развитию умения работать с текстом и использовать полученную информацию при планировании своей деятельности. Возможность обратиться к инструкции учащиеся имеют на протяжении всего курса.

Задания, предлагаемые на занятии, интересны и по силам любому ученику, что помогает адекватно оценить себя, не занизив уровень самооценки. А разработанные инструкции позволяют каждому учащемуся продвигаться в индивидуальном темпе.

Несмотря на то, что каждый ученик выполняет задание индивидуально, во время работы они могут обсуждать способы выполнения заданий и полученные результаты между собой.  Так развиваются коммуникативные навыки, умение выносить суждение о качестве, важности, полезности или эффективности информации, знание всех требований (правил общения), относящихся к стилю конкретного общения.

Учитель выступает в роли консультанта, к которому можно обраться за помощью, но в рамках одного занятия не более 5 раз Дело в том, что дети в этом возрасте задают огромное количество лишних, несодержательных вопросов. Ограничение количества вопросов, с которыми можно обратиться к учителю, ставит ученика перед необходимостью задумываться над грамотной формулировкой вопроса. Таким образом, развивается умение задавать вопрос по существу. Фиксируется каждое обращение к учителю с помощью выдаваемых в начале каждого занятия пяти фишек.

Особенности мониторинга образовательного процесса и его результатов.

Результативность каждого занятия фиксируется как учителем, так и каждым учащимся. Для учителя предлагаем вести лист контроля по каждому микромодулю, оценивая по 10 бальной системе качество выполненных работ, активность на занятии и культуру поведения. (Приложение 1)

Для учеников - маршрутные листы по каждому микромодулю, регулярное заполнение которых позволит отследить качество выполнения заданий, и поможет учителю выстроить работу в дальнейшем.

 

Таблица 1. Маршрутный лист ученика.

Номер задания

Пункты задания

Самооценка

(по 10 бальной системе)

Оценка учителя

(по 10 бальной системе)

1

2

3

4

5

6

1.                      

 

 

 

 

 

 

 

 

2.                      

 

 

 

 

 

 

 

 

3.                      

 

 

 

 

 

 

 

 

4.                      

 

 

 

 

 

 

 

 

5.                      

 

 

 

 

 

 

 

 

6.                      

 

 

 

 

 

 

 

 

7.                      

 

 

 

 

 

 

 

 

Инструкция по заполнению: используя условные обозначения, заполните маршрутный лист.

+ данный пункт задания выполнил самостоятельно;

* при выполнении пункта испытывал затруднения, поэтому воспользовался инструкцией;

? обращался за помощью к одноклассникам или преподавателю;

Содержание курса «Химия: Наблюдай и исследуй»

Таблица 2. Содержание курса.

 

С о д е р ж а н и е

Кол-во часов по разделу

Кол-во часов по теме

 

Химия: Наблюдай и исследуй

8

 

1.    

Введение. Правила безопасности

 

1

2.    

Химическая посуда и оборудование

 

1

3.    

Реактив с вашей кухни: Углекислый газ

 

1

4.    

Реактивы с вашей кухни: питьевая сода

 

1

5.    

Реактивы с вашей кухни: индикаторы с кухни

 

1

6.    

Вещества из домашней аптеки: йод

 

1

7.    

Вещества из домашней аптеки: пероксид водорода

 

1

8.    

Итоговое занятие

 

1

 

Итого

 

8

 

В конце изучения курса представляется компьютерная презентация с результатами собственных опытов.

Результаты изучения курса. На первом занятии курса предлагаем провести анкетирование учащихся с целью выявления умения проводить химические опыты и их описывать.Чтобы проследить положительную динамику, эту же анкету необходимо заполнить   на последнем занятии курса.

Примерные вопросы для анкеты: Таблица 3. Анкета для учащихся.

Умения

До изучения курса

После изучения курса

 

Не владею

Неуверенно владею

Уверенно владею

Не

владею

Неуверенно владею

Уверенно владею

Умение найти интересующую информацию

 

 

 

 

 

 

Умение организовывать свою деятельность по инструкции

 

 

 

 

 

 

Умение описывать полученный результат

 

 

 

 

 

 

Образовательные результаты. В результате изучения курса учащиеся имеют возможность сформировать умения:

·     планировать свою деятельность,

·     искать информацию и использовать её в планируемой деятельности,

·     формулировать содержательные вопросы,

·     вступать в коммуникации по поводу обсуждения содержания работы.

Кроме этого ученики приобретут предметные умения и навыки. По изучении данного курса учащиеся должны будут знать:

·        правила по технике безопасности при проведении опытов по химии

В результате освоения практической части курса учащиеся должны будут уметь :

• обращаться  с посудой, приборами, реактивами;

• проводить операции: нагревание, растворение, собирание газов;

• наблюдать химические явления и процессы;

• составлять письменный отчет о проделанной работе;

• пользование справочной литературой.

    Критерии оценивания результатов. Для оценивания результативности проведённого курса предлагаем следующие параметры:

·     количество выполненных заданий учащимися;

·     качество выполненных работ;

·     познавательный интерес;

·     отсутствие конфликтных ситуаций между участниками группы.

Курс можно считать результативным в том случае, если выбранным параметрам соответствуют следующие критерии:

количество выполненных заданий учащимися

качество выполненных работ

проявление познавательного интереса

отсутствие конфликтных ситуаций между участниками группы

70%

80%

не менее 85%

50%

Учебно-дидактическое обеспечение курса:

·     пошаговые инструкции для учащихся;

·     набор заданий для практической работы;

Для успешной реализации программы необходимо материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

1.            Методические пособия, дидактические материалы.

Кабинет, в котором проводятся занятия курса, должен соответствовать требованиям материального и программного обеспечения, и оборудован согласно правилам пожарной безопасности.

Тема Техника безопасности и лабораторное оборудование:

Тема: Реактивы с кухни

Углекислый газ: физические свойства, получение углекислого газа  и  изучение его свойств (не поддерживает горение). Получение карбоната кальция и гидрокарбоната кальция.

Питьевая сода:растворение питьевой соды в горячей воде, влияние веществ на изменение окраски водного раствора соды.

Индикаторы с кухни:действие раствора соды на лимон, замороженные ягоды черники, черной смородины, вишни, клюквы ломтик красной свеклы, лист краснокочанной капусты, пакетик чая (или чайная заварка).

 Тема Вещества из домашней аптеки

Йод: растворение в различных растворителях: спирте, четыреххлористом углероде, керосине;  действие йода на различные пищевые продукты  (хлеб, манная и рисовая крупы, обломки макарон или вермишели, морковь, яблоко или груша, мука молоко, сахар, поваренная соль.

Пероксид водорода;свойства пероксида водорода, влияние различных катализаторов на процесс разложения этого вещества и на скорость образования кислорода.

Примерные конспекты занятий

Занятие 1

Наблюдай и исследуй. Техника безопасности.

Введение

Вы на протяжении 5 занятиях будете выполнять  задания, которые помогут вам быть настоящими исследователями. Что это значит:

·        умение описывать результаты своих наблюдений и опытов,

·        представление экспериментальных результатов,

·        умение проиллюстрировать результаты наблюдений и опытов зарисовками.

Наблюдать и исследовать мы будем различные вещества. Какая наука или науки занимаются изучение вещества: химия и физика. Прикоснёмся к химии, будем исследовать хорошо вам знакомые вещества и различные превращения с ними..

 Для того чтобы исследовать вещества необходимо соблюдать правила по технике безопасности. Знакомство с правилами по технике безопасности по химии (изучение правил)

Разгадайте правила:

Ответ на ребус:«Содержи рабочий стол в чистоте».

Для прочтения этого «лабиринта» существует правило: начав движение с левой верхней клетки и передвигаясь по горизонтали (налево или направо) или по вертикали (вверх или вниз), пройдите все клетки так, чтобы из букв получилось правило по технике безопасности. Каждая клетка может быть использована один раз.

 

«Химические реактивы нельзя пробовать на вкус»

 

 «Пробирку с нагреваемой жидкостью держать отверстием в сторону от себя и от товарищей».

Занятие 2

Лабораторное оборудование и посуда

Введение

Занятие 3

Реактивы с кухни: Углекислый газ

Введение

При обычных условиях углекислый газ (углекислота, правильное название – диоксид углерода) – газообразное, бесцветное, негорючее вещество, со слабым кисловатым запахом и вкусом, его плотность значительно больше, чем у воздуха. Поэтому углекислый газ собирается на дне шахт, пещер и колодцев, и при входе туда следует соблюдать осторожность: углекислый газ не поддерживает дыхания.

При температуре  -78°С   это вещество переходит из газообразного состояния в твердое, известное под названием «сухой лед», который быстро испаряется без плавления и часто используется как охлаждающее средство.

 

 

 

Формулировка задания

 

В этом задании  нужно получить углекислый газ и  исследовать некоторые его свойства.

Оборудование и реактивы: большой химический стакан емкостью 1-2 л или широкий стеклянный цилиндр (можно использовать и большую стеклянную банку с широкой горловиной),  небольшой химический стаканчик, свеча, мел, уксусная кислота, щипцы или длинный пинцет, фарфоровая чашечка или тигель, гашеная известь, бутылка газированной воды.

Ход эксперимента

Опыт 1. Получение углекислого газа и тушение свечи

На дне большого химического стакана или банки устанавливаем вверх дном небольшой химический стаканчик, на котором будет помещена зажженная свеча. Для получения углекислого газа будем использовать действие уксусной кислоты на мел. Кусочек мела поместим в маленькую фарфоровую чашку или тигель, туда же прильем уксусную кислоту. Что при этом наблюдается?

 

 

 

 

 

 

 

Как только начнется выделение углекислого газа, нужно щипцами или длинным пинцетом опустить тигель на дно сосуда с горящей свечой. Поскольку плотность углекислого газа  больше плотности воздуха, он постепенно заполнит весь сосуд, вытесняя из него воздух.

Проследите за тем,  что будет происходить с пламенем свечи в ходе опыта?

Опыт 2. Получение карбоната кальция и гидрокарбоната кальция

Для опыта нам потребуется известковая вода и углекислый газ.

Для получения известковой воды можно использовать два способа: первый заключается в растворении избытка гашеной извести (гидроксида кальция) в воде. После того, как смесь отстоится, надо аккуратно, не перемешивая, слить прозрачный раствор с осадка (этот раствор и есть «известковая вода»). Второй способ заключается в прокаливании мела (на спиртовке или газовой горелке, в фарфоровом тигле), охлаждении и затем – растворении в воде (дальнейшие операции – как в первом способе).

Для  получения углекислого газа можно использовать бутылку с любой газированной водой: откупорить ее, не взбалтывая, осторожно вставить в горловину пробку с трубочкой и зажимом. Когда понадобится углекислый газ, нужно слегка взболтать содержимое бутылки и открыть зажим.

Налейте в стакан известковой воды и пропускайте в нее углекислый газ до выпадения белого осадка. Закройте зажим на трубочке и исследуйте то, что получилось в стакане.

Отлейте немного белой суспензии в пробирку или маленький стаканчик и добавьте  туда уксусную кислоту. Почему раствор стал прозрачным? Продолжите пропускание углекислого газа в суспензию карбоната кальция. Со временем раствор снова станет прозрачным.  Что это означает?

Закроем зажим и изучим конечный раствор гидрокарбоната кальция. Как можно превратить его в карбонат? Перельем конечный раствор в три пробирки.

Одну из пробирок нагреем на газовой горелке, в пламени спиртовки или просто опустим в кипяток. Выпадает ли осадок карбоната кальция? Заметно ли при этом выделение пузырьков газа?

Во вторую пробирку с раствором добавим немного стиральной соды (карбоната натрия). Выпал ли осадок? Какого он цвета?

Третью пробирку оставим в открытом виде на неделю. Выпадет ли осадок карбоната кальция в третьей пробирке?

Занятие 4

Реактивы с вашей кухни: питьевая сода

Введение

Вы, наверное, знаете, что кроме питьевой соды есть еще и стиральная сода.

И хотя существует много синтетических моющих средств и самых современных стиральных порошков, стиральная сода – хороший помощник хозяйки. В растворе стиральной соды замачивают сильно загрязненные вещи, моют посуду.

Питьевой содой тоже можно мыть посуду, но это еще и лекарство. Раствор питьевой соды – самое простое средство от изжоги, которая возникает при избыточной кислотности желудочного сока. Когда хозяйка на кухне, готовя тесто для блинов без дрожжей, «гасит» питьевую соду в чайной ложке капелькой столового уксуса, то в чайной ложке происходит некоторая химическая реакция, в результате которой выделяется углекислый газ. Он-то и делает блины пористыми.

Нагревание питьевой соды (например, с помощью горячей воды) также приводит к выделению углекислого газа. При этом происходит превращение питьевой соды в «стиральную» (иначе она называется «кальцинированной» содой, от латинского слова «кальцинация» – прокаливание).

Формулировка задания

Выясните, что происходит при растворении питьевой соды в горячей воде, какие вещества влияют на изменение окраски водного раствора соды.

Оборудование и реактивы

Стакан, пипетка, стеклянные палочки, электроплитка или электрический чайник, питьевая сода, фенолфталеин, столовый уксус.

Ход эксперимента

Опыт 1. Положите в стакан немного питьевой соды (одну чайную ложку) и залейте ее в стакане горячей водой. Пронаблюдайте за тем, что будет происходить. Обратите внимание на цвет жидкости в стакане.

Затем добавьте в стакан спиртовой раствор фенолфталеина (этот кислотно-основный индикатор совсем недавно использовали как сильное слабительное средство «пурген»). Что произойдет со смесью горячей воды и питьевой соды? Изменится ли цвет жидкости в стакане?

Опыт 2. К раствору соды, содержащему фенолфталеин, с помощью пипетки медленно, по капельке, добавляйте столовый уксус. Что теперь будет происходить с раствором?

Опыт 3. С помощью веществ, участвующих в данном опыте, можно сделать на бумаге невидимую надпись, а потом "проявить" и прочитать ее. Как это осуществить практически? Напишите подробное описание такого опыта, а потом, пользуясь этим описанием, проделайте этот опыт сами.

 

Занятие 5.

Индикаторыс кухни

Реактивы, материалы и оборудование: фильтровальная бумага, чашки Петри или пластиковые стаканчики от йогурта, химический стакан, пипетки; сода кальцинированная (карбонат натрия), нашатырный спирт, уксусная кислота (9%-ная, столовый уксус), лимонная кислота (4%-ный раствор) или половинка лимона, замороженные ягоды черники, черной смородины, вишни, клюквы (можно заменить соответствующим соком, вареньем или сиропом), ломтик красной свеклы, лист краснокочанной капусты, пакетик чая (или чайная заварка).

Испытайте действие раствора соды на ягодные соки. Для этого используйте чашки или пластиковые стаканчики, либо нанесите 1-2 капли растворов на фильтровальную бумагу, а затем добавьте пипеткой несколько капель раствора кислоты.

Какой цвет принимают исследуемые соки в щелочной среде? Составьте табличку и напишите в нее ваши наблюдения для каждого из соков.

Затем добавьте к обесцвеченным или принявшим голубоватый цвет сокам немного раствора уксусной кислоты, лимонной кислоты или лимонного сока. Что теперь произойдет

Подвергнем такому же испытанию кусочки овощей. Меняется ли окраска свеклы и краснокочанной капусты в щелочной и кислотной среде?

Налейте в химический стакан на ¼ его объема крепкую чайную заварку. Добавьте ломтик лимона или несколько капель лимонной кислоты. Как меняется окраска раствора? Запишите ваши наблюдения.

Затем добавьте раствор соды. Изменится ли окраска чайного раствора? Можно ли использовать чайную заварку как индикатор кислотности?

Попробуем выяснить, какие из ягод и овощей могут обеспечить нас самыми лучшими индикаторами. Для этого надо взять по 1-2 ягоды черники, вишни, смородины, клюквы или несколько ломтиков ярко окрашенных овощей.

Чтобы выяснить, какой из природных индикаторов них самый полезный для химиков, надо их испытать действием кислот и щелочей. Для этого погрузите ломтики овощей или предварительно измельченные ягоды в пробирки с разбавленной уксусной кислотой и с разбавленным нашатырным спиртом. Запишите, как меняется цвет наших растительных объектов в щелочной и в кислотной среде. Примерно через 30-40 минут следует еще раз сравнить окраски каждого «индикатора». Те из них, чей цвет выдержал испытание временем, и будут самыми лучшими.

 

 

Занятие 6

Вещества из домашней аптеки: йод

Введение

Йод, который есть в любой домашней аптечке, используется не только в медицинских целях. Оказывается, с его помощью можно выяснить, содержится ли в том или ином пищевом продукте крахмал, а если содержится - то в каком количестве. Взаимодействие йода и крахмала, который есть, например, в картофеле, приводит к образованию нового вещества сине-фиолетового цвета.

Формулировка задания

Выясните, как происходит процесс растворение иода в различных растворителях. Какие пищевые продукты, согласно нашему исследованию, а) содержат крахмал, б) не содержат крахмала.

Оборудование и реактивы

Стакан, стеклянные палочки, четыре пипетки, четыре пробирки, пластиковая трубочка, фильтровальная бумага, спиртовка или газовая горелка, спички, настойка иода, вода, растворители: спирт, четыреххлористый углерод, керосин, образцы пищевых продуктов.

Ход эксперимента

Опыт 1. Влейте 10-12 капель иодной настойки в стакан с холодной водой. Вы увидите, что вода окрасится в светло-желтый цвет, в ней появятся мелкие черные крупинки (это кристаллический иод). С помощью трубочки извлеките немного жидкости с кристаллами иода и перенесите их на листок фильтровальной бумаги для «просушки». Один из кристалликов снимите с фильтровальной бумаги стеклянной палочкой, зажгите спиртовку и внесите палочку с кристаллом иода в пламя. Обратите внимание на цвет паров иода.

Опыт 2. Снимите с фильтровальной бумаги еще несколько кристалликов иода и перенесите их в каждую из приготовленных пробирок. Добавьте в каждую из четырех пробирок по несколько капель одного из растворителей: спирта, четыреххлористого углерода, керосина. Пронаблюдайте за тем, как происходит растворение иода и отметьте цвет каждого раствора.

Опыт 3. Возьмите ломтик картофеля и настойку иода из аптечки. Капните пипеткой несколько капель настойки на картошку. Изменился ли бурый цвет иода? Повторите испытание на присутствие крахмала с другими пищевыми объектами: кусочком хлеба, манной и рисовой крупой, обломком макарон или вермишели, ломтиками моркови, яблока или груши, свежим срезом арбуза или дыни, мукой (предварительно надо смешать ее с водой). Исследуйте таким же способом молоко, сахар, поваренную соль.

 

Занятие 7

Вещества из аптечки: Пероксид водорода

 Введение

Самое «химическое» место в каждом доме – это домашняя аптечка, где можно найти немало интересных веществ. В числе постоянных обитателей домашней аптечки – пероксид водорода, который до сих пор часто продолжают называть «перекисью водорода». В аптеках продается бесцветная жидкость – 3%-ный раствор пероксида водорода в воде.

   

     Это вещество не переносит прямого солнечного света: при ярком освещении пероксид водорода разлагается - в нем быстро появляются пузырьки газа (это кислород). Кислород можно легко обнаружить с помощью тлеющей лучинки: при повышенном содержании кислорода она ярко вспыхивает, так как кислород активно поддерживает горение.

Некоторые добавки, например, минерал пиролюзит, кристаллический железный купорос и железная окалина,  так сильно ускоряют процесс разложения пероксида водорода, что выделение кислорода из пероксида водорода происходит очень бурно - он будто бы «вскипает». Эти добавки называют катализаторами (катализаторы сами не расходуются в химических превращениях, они только увеличивают их скорость).

При контакте с живыми тканями пероксид водорода тоже разлагается с выделением кислорода. Очевидно, и в живых организмах есть вещества-катализаторы разложения –  это ферменты. Особенно много катализатора, разлагающего пероксид водорода, находится в крови, ведь главное вещество крови – железосодержащий белок - гемоглобин. Вот почему разбавленные растворы пероксида водорода  используют как кровоостанавливающее и дезинфицирующее средство: выделяющийся активный кислород надежно обеззараживает рану.

 

Задание

    Изучите свойства пероксида водорода,  исследуйте влияние различных катализаторов на процесс разложения этого вещества и на скорость образования кислорода.

 

Оборудование и реактивы:

3%-ный раствор пероксида водорода, порошок диоксида марганца или кусочек пиролюзита, высокий узкий стакан или большая пробирка, ржавый гвоздь или железная стружка, медная проволока, кусочек мела, кварцевый (речной) песок, чашки Петри или пробирки, образцы органических веществ и пищевых продуктов – поваренная соль, сахар, крахмал, кусочек сырого мяса, ломтик яблока, капустной кочерыжки, картофеля, сырых ягод (клюква, смородина), полоски фильтровальной бумаги.

к списку контента

Кабинет

Подписка на новости

Сейчас 4 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

© Кокшаров В.Л. - разработка

© Жернаков М.А. - дизайн, программирование

Яндекс.Метрика