1. Пояснительная записка
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями дает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями эффективнее происходит в контексте исследовательской деятельности , которая ведет к формированию умения учиться, т.е. предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности: 1) учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
В программе решение данной проблемы осуществляется на базе литературного краеведческого материала, содержание которого дополняет и расширяет программу по литературе для 5 класса , решая задачу развития познавательного интереса к предмету, формирования чувства любви к малой родине. Данная программа рассчитана на 8 часов и предполагает организацию группы учащихся в составе 8-12 человек по желанию.
Цель программы:
-развивать познавательный интерес к литературе путем расширения и обогащения знаний учащихся о литературе родного края;
- развить практические навыки исследовательской работы с литературно-краеведческим материалом.
Задачи:
- познакомить учащихся с литературным процессом в Прикамье, вписывая его в литературный процесс России, раскрыть своеобразие литературы Прикамья;
- строить преподавание на активных формах работы: исследовательских заданиях, проектной деятельности и пр.;
- развивать регулятивные( организация своей деятельности), общеучебные ( самостоятельное выделение и формирование познавательной цели и выбор эффективных способов ее достижения); логические ( анализ объектов, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждения), коммуникативные универсальные учебные действия.
Отбор содержания учебного материала основывается на дополнении к разделам основной программы по литературе по устному народному творчеству: народная сказка разных типов, фольклор малых форм ( загадки, скороговорки, детский фольклор, пословицы и поговорки) и структурируется по двум основным темам: сказки и фольклор малых форм.
Преподавании курса основывается на следующих принципах
- гуманизация и гуманитаризация, культуросообразность;
- научность, обеспечение целостности представления учащихся о мире;
- ориентация на практическую составляющую;
- деятельностный подход;
- личностная ориентация содержания образования.
В результате прохождения курса оценивается количество и качество выполненных учащимися работ по анализу произведений фольклора, их активность, инициатива, умение работать в команде.
2. Содержание образования
Тема занятия |
Вид деятельности |
Результат |
История фольклора народов Прикамья |
Рассказ учителя Беседа с учащимися |
-формирование интереса к курсу; -закрепление знаний теории литературы о фольклоре; - определение личностно-значимых целей каждым учащимся |
Сказки о животных |
Групповая работа по выявлению художественных особенностей сказок |
- организация работы группы; - определение цели и плана деятельности; - выбор эффективных способов решения проблемы; - анализ объектов; - контроль и оценка процесса
|
Бытовые сказки |
Групповая работа по выявлению художественных особенностей сказок |
- организация работы группы; - определение цели и плана деятельности; - выбор эффективных способов решения проблемы; - анализ объектов; - контроль и оценка процесса |
Волшебные сказки |
Индивидуальная работапо выявлению художественных особенностей сказок |
- организация своей деятельности; - самостоятельное планирование деятельности, прогнозирование, контроль, коррекция и оценка; - умение строить высказывание |
Детский фольклор |
Групповая работа по классификации произведений детского фольклора |
- организация работы группы; - анализ объектов с целью выявления признаков; - структурирование знаний; - выбор оснований и критериев для классификации |
Загадки. Скороговорки. |
Групповая работа по способам создания загадок и скороговорок |
- организация работы в группе; - анализ объектов с целью выявления признаков; - установление причинно-следственных связей |
Итоговое занятие |
Индивидуальное предоставление собственного продукта ( сказки, загадки, произведения детского фольклора» |
- умение строить высказывание и выражать свои мысли; - построение логической цепи рассуждений; - умение организовать собственную деятельность - |
3.Результаты обучения. Критерии оценивания результатов
В результате изучения курса учащиеся имели возможность
В области предмета:
Узнать:
- произведения фольклора родного края;
- жанровые и художественные особенности изученных произведений
Уметь
- анализировать и оценивать произведение как художественное целое;
- давать устный и письменный развёрнутый (аргументированный) ответ о произведении.
В сфере формирования универсальных учебных действий:
Результат |
Критерии |
- организации своей деятельности; |
Выполнение задания в группе, индивидуально, творческого итогового задания |
анализ объектов с целью выявления признаков |
активность |
- умение работать в группе; |
интерес |
- построение логической цепи рассуждения |
Разработка продукта деятельности |
- оценка продукта деятельности |
Оценивание работ учащихся группы |
4. Учебно-дидактическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
1. «Родное Прикамье». Учебная хрестоматия по литературному краеведению для 5 – 6 классов, Пермь, «Книжный мир», 2003 год (10 штук).
2. Мультимедийное оборудование.
3. Литература, использованная при подготовке:
1. Красноперов Д.А. Литературное краеведение
2. Иванова С.И. Изучение литературы Прикамья.(Из опыта работы по литературному краеведению)