Реально оценивая результаты десятилетнего пребывания миллионов детей в школе, надо признать, что большинство выпускников не имеет четких представлений о себе и своем месте в жизни. Современная школа в лучшем случае дает сумму знаний, необходимых для поступления в ВУЗ.
Профессиональное самоопределение ведущие специалисты рассматривают как достаточно сложный и многоступенчатый процесс, который сопряжен с серией решаемых личностью задач: как процесс принятия решений, оптимизирующих баланс общественных и личных интересов, как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которой является профессиональная деятельность. Сегодня необходимо организовывать и осуществлять процесс профессиональной ориентации обучающихся в контексте основных уровней, среднего профессионального образования, и высшего образования, используя такие понятия, как «образование через всю жизнь,ценностно-нравственные карьерные ориентации, планирование карьеры, система планирования карьеры».
Этому, безусловно, способствует организация социально-значимой деятельности в школе через реализацию «Модели институциональной системы предпрофильной подготовки в основной школе на основе коммуникативно-деятельностных проб»