Утверждаю:
директор школы
Е.А. Антипина
МБОУ «СОШ № 16 с углублённым изучением отдельных предметов»
Программа краткосрочного курса
«Удивительная геология»
Автор: Ваганова Ольга Леонидовна,
учитель георграфии
г. Лысьва 2013
Пояснительная записка
Курс «Удивительная геология» рассчитан на 8 учебных занятий для группы учащихся 6-7 классов в количестве 8-10 человек.
Способ формирования учебной группы – выбор учащихся.
Главная цель современного образования – формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества. Формирование у учащихся способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности возлагается в первую очередь на образование и главным образом на среднюю школу. Реализация этих целей может осуществляться также через работу научно-исследовательской деятельности учащихся. Учитель – это первый для ученика представитель своей профессии, который может оказать влияние на выбор его будущей профессии.
Разные профессии требуют разной степени подготовки, учета условий труда и т.д.
Ориентируясь на указанные квалификационные признаки (предмет, средства, условия труда), можно помочь ученику не только разобраться в своих интересах и склонностях, но и познакомить с требованиями, которые предъявляет человеку та или иная профессия.
Выбор профессии – это второе рождение человека, поэтому задача учителя дать общую ориентировку в мире профессий и помочь разобраться в личных качествах, важных для выбора будущей специальности.
Две ветви единой географии (физическая и экономическая) состоят из множества более узких дисциплин, каждой из которых соответствует та или иная географическая специальность – всего их порядка 50. Есть возникшие еще на рубеже XIX–XX вв. традиционные специальности, их большинство: геоморфология, землеведение, климатология и др. А есть сравнительно недавно появившиеся – биоклиматология, география туризма или географическая планетология.
Учитывая выше сказанное, считаю актуальным на сегодняшний день ведение курса «Удивительная геология» для учащихся 6 – 7 классов. Дети этого возраста в основном уравновешены, им свойственно открытое и доверчивое отношение к взрослым. Они ждут от учителей, родителей, других взрослых помощи и поддержки. Однако постепенно особую роль в их жизни начинает играть коллектив сверстников и складывающиеся в нем отношения. В этот период детям свойственна повышенная активность, стремление к деятельности, происходит уточнение границ и сфер интересов, выбор профессии, а именно - строитель, геолог, географ, минеролог, палеонтолог, в будущем могут быть выбраны данными учащимися.
Занятия строятся соответственно возрастным особенностям: определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий, организуется коллективная работа, планируется время для теории и практики. Каждое занятие связано с овладением какого-либо практического навыка для безопасной работы минералами, окаменелостями, горными породами и приобретением новых полезных в жизни сведений в геологии.
«Удивительная геология»
Цель.
1. Создание условий для формирования у учащихся регулятивных и коммуникативных учебных действий.
2. Освоение учащимися умений и навыков работы с горными породами, минералами и окаменелостями.
Средством достижения целей является изучение разделов геологии, а также горных пород и минералов из общей коллекции, собранных из предыдущих экспедиций по Пермскому краю и Лысьвенскому району.
Умение определять и описывать породы, позволит учащимся:
самостоятельный сбор информации из предоставленной литературы и оформление её в виде альбома;
1. отбор и создание коллекции окаменелостей по палеонтологии
2. отбор и создание коллекции горных пород по петрографии;
3.отбор и создание коллекции минералов;
4. отбор материалов и создание макета по эстетическом ландшафту школы.
Результат:определение умений при дальнейшем изучении в будущем самостоятельной, исследовательской и проектной деятельности учащимися, а также помощи при выборе профессии.
Продукт:создание коллекций и альбомов, которые в дальнейшем будут использоваться для работы на уроках географии.
Задачи курса:
а) развивать познавательный интерес;
б) включать учащихся в самостоятельное освоение учебного материала;
в) расширять кругозор;
г) формировать коммуникативные компетенции
Основные задачи сводятся к познанию –
1. Классификации пород
2. Зависимости физических, химических и морфологических свойств
3. Важнейших диагностических признаков
4. Условий образования (генезиса)
5. Включения
6. Применение пород человеком
Содержание курса позволяет ученику любого уровня активно включиться в познавательный процесс и максимально проявить себя: занятия могут проводиться на высоком уровне сложности, но включать в себя вопросы, доступные и интересные всем учащимся.
Способы организации деятельности. На каждом занятии создаются условия для организации продуктивной мыслительной деятельности учащихся. Одна из задач для младшего подростка – выйти на новый уровень учебной самоорганизации, научиться самостоятельно, планировать своё время, правильно его распределять, извлекать информацию и пользоваться её. Необходимость работы с инструкцией способствует развитию умения работать с текстом и использовать полученную информацию при планировании своей деятельности. Возможность обратиться к инструкции учащиеся имеют на протяжении всего курса.
Задания, предлагаемые на занятии, интересны и по силам любому ученику, что помогает адекватно оценить себя, не занизив уровень самооценки. А разработанные инструкции позволяют каждому учащемуся продвигаться в индивидуальном темпе.
Несмотря на то, что каждый ученик выполняет задание индивидуально, во время работы они могут обсуждать способы выполнения заданий и полученные результаты между собой. Так развиваются коммуникативные навыки, умение выносить суждение о качестве, важности, полезности или эффективности информации, знание всех требований (правил общения), относящихся к стилю конкретного общения.
Учитель выступает в роли консультанта, к которому можно обраться за помощью, но в рамках одного занятия не более 5 раз, так как дети в этом возрасте задают огромное количество лишних, несодержательных вопросов. Ограничение количества вопросов, с которыми можно обратиться к учителю, ставит ученика перед необходимостью задумываться над грамотной формулировкой вопроса. Учащиеся с помощью коллекции пород, ведут отбор, классифицируют по наукам, определяют свойства пород, диагностику, генезис и их дальнейшее применение.
Таким образом, развивается умение задавать вопрос по существу. Фиксируется каждое обращение к учителю в маршрутный лист.
Особенности мониторинга образовательного процесса и его результатов.
Результативность каждого занятия фиксируется как учителем, так и каждым учащимся.
Для учителя предлагаем вести лист контроля по каждому занятию, оценивая по 10 бальной системе качество выполненных работ, активность на занятии и культуру поведения.
Для учеников – маршрутные листы по каждому занятию, регулярное заполнение которых позволит отследить качество выполнения заданий и поможет учителю выстроить работу в дальнейшем.
Таблица 1. Маршрутный лист группы учащихся.
Названия занятия |
Особый знак |
Самооценка (по 10 бальной системе) |
Оценка учителя (по 10 бальной системе) |
||
+ |
– |
? |
|||
1.Правила безопасности с горными породами. Введение в геологию.Классификация пород. |
|
|
|
|
|
2.Введение в геохронологию.Создание геохронологической летописи своей местности. |
|
|
|
|
|
3.Введение в палеонтологию. Создание коллекции. |
|
|
|
|
|
4.Введение в минералогию. Создание коллекции. |
|
|
|
|
|
5.Введение в петрографию. Отбор и создание коллекции |
|
|
|
|
|
6.Введение в эстетическую геоморфологию. |
|
|
|
|
|
7.Проектирование искусственного ландшафта с помощью минералов и горных пород (макет, рисунок) |
|
|
|
|
|
8.Итоговое занятие. Зачет по проекту |
|
|
|
|
|
Инструкция по заполнению: используя условные обозначения, заполните маршрутный лист.
+ данный пункт задания выполнил самостоятельно, использую инструкции;
– при выполнении пункта испытывал затруднения
? обращался за помощью к одноклассникам или учителю;
Содержание курса «Удивительная геология»
Таблица 2. Содержание курса.
|
С о д е р ж а н и е |
Кол-во часов по разделу |
Кол-во часов по теме |
|
«Удивительная геология» |
8 |
|
1. |
Правила безопасности с горными породами.Введение в геологию .Классификация пород |
|
1 |
2. |
Введение в геохронологию.Создание геохронологической летописи своей местности. |
|
1 |
3. |
Введение в палеонтологию. Создание коллекции. |
|
1 |
4. |
Введение в минералогию. Создание коллекции. |
|
1 |
5. |
Введение в петрографию. Отбор и создание коллекции |
|
1 |
6. |
Введение в эстетическую геоморфологию. |
|
1 |
7. |
Проектирование искусственного ландшафта с помощью минералов и горных пород (макет, рисунок) |
|
1 |
8. |
Итоговое занятие. Зачет по проекту |
|
1 |
|
Итого |
|
8 |
В конце изучения курса представляется дневник исследователя с результатами собственных опытов.
Результаты изучения курса. На первом занятии курса предлагаем провести вводный геологический диктант учащихся с целью выявления знаний по наукам.Чтобы проследить положительную динамику, предлагаю заполнить на последнем занятии курса маршрутный лист по группам.
Образовательные результаты. В результате изучения курса учащиеся имеют возможность сформировать умения:
· планировать свою деятельность,
· искать информацию и использовать её в планируемой деятельности,
· формулировать содержательные вопросы,
· вступать в коммуникации по поводу обсуждения содержания работы.
Кроме этого ученики приобретут предметные умения и навыки.
При изучении данного курса учащиеся должны будут знать:
· правила по технике безопасности при работе с горными породами
В результате освоения практической части курса учащиеся должны уметь:
· обращаться с коллекцией горных пород и с магнитом;
· проводить операции: проведение определения черты медной проволокой и по фарфору;
· давать разную классификацию пород по наукам;
· определять название породы, цвет минерала или породы, цвет черты, твёрдость, блеск, магнетизм, происхождение (генезис) горных пород, минеральный состав, степень прозрачности, диагностические признаки и дальнейшее практическое назначение и применение пород
· составлять письменный отчет о проделанной работе в альбом пород и минералов;
.
· использовать справочную литературу.
Критерии оценивания результатов. Для оценивания результативности проведённого курса предлагаем следующие параметры:
· количество выполненных заданий учащимися;
· качество выполненных работ;
· познавательный интерес;
· отсутствие конфликтных ситуаций между участниками группы.
Курс можно считать результативным в том случае, если выбранным параметрам соответствуют следующие критерии:
Таблица №4 Результативности курса.
количество выполненных заданий учащимися |
качество выполненных работ |
проявление познавательного интереса |
отсутствие конфликтных ситуаций между участниками группы |
70% |
80% |
не менее 85% |
50% |
Учебно-дидактическое и материально-техническое обеспечение курса:
· общая коллекция горных пород, минералов и руководящие формы палеонтологических остатков;
· альбом с картонными листами;
· магнит;
· лупа;
· кусочек фарфора;
· цветные карандаши;
· инструкция;
· справочная литература.
Кабинет, в котором проводятся занятия курса, должен соответствовать требованиям материального и программного обеспечения, и оборудован согласно правилам пожарной безопасности.
Содержание курса «Удивительная геология»
Тема 1. Введение в геологию и её виды
Правила безопасности с горными породами.
Цель: познакомить учащихся с наукой геологией и её типами.
Правила безопасности при работе с коллекцией горных пород.
Коллекция горных пород
Презентация о геологии
Инструкция по созданию коллекции
Тема.2.Введение в геохронологию.
Создание геохронологической летописи своей местности.
Цель: познакомить учащихся с наукой геохронологией и создать геохронологическую летопись своей местности.
Правила безопасности при работе с коллекцией горных пород.
Коллекция горных пород
Презентация о геохронологии
Инструкция по созданию коллекции
Таблица образец для летописи геохронологии
Тема.3. Введение в палеонтологию.
Отбор окаменелостей и создание коллекции.
Цель. Познакомить с наукой палеонтологией и правилами безопасности при работе с коллекцией горных пород.
Презентация о палеонтологии
Коллекция горных пород
Инструкция по созданию коллекции окаменелостей
Таблица образец по геохронологии ( альбом)
Тема.4. Введение в минералогию. Отбор минералов и создание коллекции.
Правила безопасности при работе с коллекцией горных пород.
Цель. Познакомить с наукой минералогией, отобрать и создать коллекцию минералов, с правилами безопасности при работе .
Коллекция горных пород
Презентация о минералогии
Инструкция по созданию коллекции минералов
Альбом для определения и описания минералов.
Тема.5.Введение в петрографию.
Отбор горных пород и создание коллекции
Правила безопасности при работе с коллекцией горных пород.
Цель. Познакомить с наукой петрографией, отобрать и создать коллекцию горных пород.
Знакомство с правилами безопасности
Коллекция горных пород
Презентация о петрографии
Инструкция по созданию коллекции
Альбом для определения и описания горных пород
Тема.6.Введение в эстетическую геоморфологию.
Цель.Познакомить с наукой эстетическая геоморфология способами создания новых ландшафтов с помощью горных пород.
Знакомство с правилами безопасности
Презентация об эстетической геоморфологии
Презентация о ландшафте
Подготовка минералов и горных пород для макета, из ранее отобранных горных пород или предложенные учащимися.
Тема.7. Проектирование искусственного ландшафта с помощью минералов и горных пород
Цель. создать проект или макет по эстетической геоморфологии
Тема.8. Итоговое занятие.
Урок-зачет по ландшафту, представление макета к проекту