Утверждаю:
директор школы
Е.А. Антипина
МБОУ «СОШ № 16 с углублённым изучением отдельных предметов»
Программа краткосрочного курса «Хитрый закон – закон Бернулли»
Автор: Увицкая Елена Степановна,
учитель физики
г. Лысьва 2013
Пояснительная записка
Школа № 16 получила статус школы с углублённым изучением отдельных предметов в октябре 2003 года. Поэтому, начиная с седьмого класса, в школе формируются физико-математические классы.
Одним из профилирующих предметов в этих классах является физика, поэтому для учащихся 7 класса предлагаются краткосрочные курсы по этому предмету.
Данный курс имеет прикладной характер, т. к. знакомит учащихся с путями и методами применения знаний по физике на практике, развивает интерес учащихся к современной технике и производству.
Программа краткосрочного (8 часов) курса по выбору для учащихся 7 класса «Хитрый закон – закон Бернулли» разработана на основании ФГОС второго поколения по физике, в котором отмечаются ориентиры содержания учебного предмета:
- признание ценности научного знания, его практической значимости;
- важность освоения физических методов исследования живой и неживой природы.
Актуальность выбора темы.
Закон Бернулли – следствие закона сохранения энергии, который изучается во всех разделах физики 7-11 классов, понимание которого является одним из важных результатов физического образования.
Несколько лет назад раздел «Закон Бернулли» был изъят из программы общеобразовательного курса по физике в средней школе, и в новой концепции физического образования этого материала нет. Но вопросы, поднимаемые в данной теме, так тесно переплетаются с окружающей учащихся повседневной жизнью, что не затрагивать их при изучении физики в школе нельзя.
Т. к. в учебном плане 7-11 классов невозможно выделить часы для изучения этого закона, то это возможно сделать в рамках краткосрочных курсов. А поскольку проявления этого закона вызывают интерес у учащихся, то нет сомнений, что дети уже за рамками занятий на курсах продолжат изучать проявления не только этого закона, но с большим интересом будут наблюдать и пытаться объяснять, происходящие вокруг них физические явления.
Почти все опыты, иллюстрирующие закон Бернулли, это физические парадоксы, т. е наблюдаемые явления выглядят невероятными, невозможными, вызывающими удивление. Но еще Аристотель сказал: «Познание начинается с удивления». По этой причине изучение закона Бернулли является очень удачной темой для развития познавательного интереса и исследовательских умений учащихся, которые только начинают изучать физику.
Содержание и методы проведения курса спроектированы таким образом, чтобы дать возможность учащимся взглянуть на окружающий их мир глазами естествоиспытателей, первооткрывателей.
Цель реализации курса:
Создание благоприятных условий для развития исследовательских умений/способностей учащихся на примере изучения закона Бернулли.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. мотивировать учащихся на выполнение домашних заданий практической направленности
2. развивать умения выполнения опытов по предложенному плану иописание хода эксперимента по алгоритму
3. развивать умение представлять полученные результаты экспериментов, делать выводы и аргументировать свою позицию, используя физический понятийный аппарат.
Ожидаемые результаты:
Обучающиеся должны научиться
1. наблюдать за явлениями природы,
2. планировать и проводить простейшие эксперименты;
3. делать выводы на основании наблюдений и проведённых экспериментов;
4. объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Предлагаемый курс построен в соответствии с концепцией проблемного обучения, основными понятиями которой являются проблемная ситуация и проблемная задача. Проблемная ситуация в учебном процессе обеспечивает активное проявление интереса учащихся к изучаемому вопросу и включает их в познавательный поиск. Поэтому каждое занятие данного курса начинается с создания проблемных ситуаций через эксперимент, в котором настоящие знания учащихся и их жизненный опыт приходят в противоречия с результатами опытов.
Схема организации занятий:
1. Актуализация опорных знаний ( повторение, полученных ранее знаний, введение нового понятийного аппарата)
2. Формулировка проблемы, через эксперимент, выполненный дома
3. Решение проблемы: выдвижение гипотез, подтверждение или опровержение предложенных гипотез ( фронтальная работа или работа в группах по 3 – 4 человека )
4. Задание на дом ( для желающих ): проблемный эксперимент, который опережает деятельность учащихся на занятии и позволяет создать проблемную ситуацию на следующем занятии или качественная задача, решение которой требует творческого, нестандартного подхода с использование знаний из других предметов, например, биологии, географии и т. д.
Учебно-дидактическое и материально-техническое обеспечение:
1. Адаптированный для учащихся 7 класса теоретический материал
2. Банк качественных задач, иллюстрирующих закон Бернулли;
3. Оборудование и описание опытов, иллюстрирующих закон Бернулли;
4. Сценарии занятий с точки зрения проблемного обучения.
Результативностькурса будет оцениваться по критериям:
1. появление новых исследовательских, творческих идей некоторых учащихся на каждом занятии и по окончании курса ( ведение журнала достижений учащихся )
2. высказываемое подростками желание участвовать в подобной деятельности в будущем ( анкетирование учащихся в конце курса )