МБОУ «СОШ № 16 с углубленным изучением отдельных предметов»
Утверждаю:
Директор школы
Антипина Е.А.
Программа краткосрочного курса
«Основы потребительских знаний»
Составитель: Панова Л.Л.
Лысьва
2013
Программа краткосрочного курса «Основы потребительских знаний»
Пояснительная записка
Предполагаемая программа рассчитана на 8 часов и предназначена для учащихся 7-х классов, выбравших данный курс по желанию.
В настоящее время в школе нет специального предмета, в результате изучения которого школьники приобретали бы знания, необходимые им в современной жизни: о правах и обязанностях потребителей, системе защиты прав потребителей, о разумном потребительском поведении, о месте и роли потребителей в экономике. Часов, отведенных экономическим вопросам в рамках предмета «Обществознание», явно недостаточно, чтобы подробно рассмотреть предлагаемую тематику.
Данная программа призвана помочь учащимся овладеть современными экономическими знаниями в области прав потребителя, умениями и навыками грамотного поведения и защиты потребителей в различных рыночных ситуациях.
Цели курса:
1. Дать представление учащимся о грамотном поведении потребителя в различных ситуациях.
2. Развивать у учащихся экономическое мышление, коммуникативные умения.
3. Воспитывать у учащихся культуру потребления, самостоятельность и смелость в защите своих прав.
Задачи:
1. Подвести учащихся к осознанию необходимости овладения знаниями в области потребления.
2. Рассмотреть природу, виды потребностей человека и общества и пути их удовлетворения, способствовать формированию разумных потребностей.
3. Наглядно, в доступной игровой форме вырабатывать умения и навыки разумного поведения потребителей при покупке товаров, оказании услуг.
4. Познакомить учащихся с основным законом, регламентирующим права и защиту интересов потребителей.
Так как главным действующим лицом является потребитель, то сначала в программе говорится о роли потребителей в экономике, рассматриваются их основные права и обязанности, дается анализ человеческих потребностей и потребления.
Одним из важных вопросов как при покупке товара, так и при защите прав потребителей является владение потребителями полной и достоверной информацией о продавце и о предлагаемых им товарах и услугах, поэтому второй микромодуль посвящен доступным для потребителя источникам информации.
На вопрос «Как должен вести себя потребитель при покупке товаров и оказании услуг?» отвечает содержание третьего микромодуля. Здесь же дается установка, что надо не только знать свои права, но и проявлять активность в их защите. Поэтому завершает изучение курса знакомство с основным документом, защищающим потребителя: законом «О защите прав потребителя».
Программой предусмотрено сочетание различных форм и методов обучения: деловые игры, практикумы, экскурсии, а также решение творческих задач и проблемных ситуаций.
Мониторинг образовательного процессабудет организован следующим образом:
уровень удовлетворенности и познавательный интерес – через проведение рефлексии («Виноградная гроздь», «Светофор» и другие), через самооценку своей деятельности по окончании каждого занятия;
активность, инициатива, способность работать в команде – методом наблюдения.
Мониторинг результатов будет проходить через фиксацию правильных ответов в ходе решения проблемных ситуаций и фиксации правильных действий в ходе участия в деловых играх.
Содержание программы
Микромодуль 1. Потребитель и его потребности (2ч).
Кто такие потребители. Классификация человеческих потребностей. Практикум: Анализ человеческих потребностей. Права и обязанности потребителей. Рациональное потребление и норма потребления. Практикум: «Рациональный бюджет». Психология потребителя.
Микромодуль 2. Источники информации для потребителя (2ч)
Реклама: доверяй, но проверяй. Символы на этикетках, упаковках. Назначение товарных знаков. Индекс Е. Что он означает. Практикум: «Определение пищевых добавок в продуктах».
Микромодуль 3. Поведение потребителей (4ч)
На что следует обращать внимание при покупке товаров? Экскурсия в магазин. Как не ошибиться в выборе товара. Недостатки: явные, скрытые, существенные. Специальные сроки: гарантийный срок, срок годности, срок службы. Замена недоброкачественного товара. О правилах бытового обслуживания. Решение проблемных ситуаций: «Поведение потребителей в химчистке, в ремонтной мастерской, в ателье». Потребитель в роли пассажира, туриста, клиента. Защита прав потребителя. Деловая игра.
Результаты изучения курса.
В результате изучения курса учащиеся будут знать: место и роль потребителей в экономике, природу и сущность человеческих потребностей, пути их удовлетворения, свои права и обязанности как потребителей;
понимать: специфику взаимоотношений производителей и потребителей, покупателей и продавцов;
уметьразумно обосновывать свои потребности, соотносить свои потребности и возможности их удовлетворения, вести диалог;
будут иметь возможностьзащищать свои права потребителей в случае их нарушения.
Критерии оценивания результатов.
По окончании курса учащиеся получают сертификат. Звание «Рациональный потребитель» получают учащиеся, которые на практикумах и в результате решения проблемных задач не допустили ошибок и получили не менее 3-х жетонов.
Учебно-дидактическое обеспечение образовательного процесса.
1. Закон о защите прав потребителя.
2. Липсиц И.В. Экономика без тайн. М.: Дело, 1995.
3. Программно-методические материалы: Экономика./ сост. Б.И. Мишин. М.: Дрофа, 2000.
4. Прутченков А.С., Райзберг Б.А. Экономика и жизнь. Методические разработки экономических практикумов и деловых игр. М.: Новая школа, 1993.
5. Прутченков А.С., Райзберг Б.А. Основы экономики. Практикум. М.: Социально-политический журнал, 1993.
6. Прутченков А.С., Райзберг Б.А. Практическая экономика. Методические разработки экономических практикумов и деловых игр. М.: Новая школа, 1993.
7. К. Хесс. Так устроен мир. М.: Дело, 1998.