Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
апробация внедрения, Пермский край

Рабочая программа краткосрочного курса «Основы потребительских знаний» 7 класс

Автор: Панова Любовь Леонидовна

 

МБОУ «СОШ № 16 с углубленным изучением отдельных предметов»

 

 

                                                                                                                                       Утверждаю:

                                                                                                             Директор школы

                                                                                                       Антипина Е.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа краткосрочного курса

 

«Основы потребительских знаний»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: Панова Л.Л.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лысьва

 

2013

Программа краткосрочного курса «Основы потребительских знаний»

Пояснительная записка

Предполагаемая программа рассчитана на 8 часов и предназначена для учащихся 7-х классов, выбравших данный курс по желанию.

В настоящее время в школе нет специального предмета, в результате изучения которого школьники приобретали бы знания, необходимые им в современной жизни: о правах и обязанностях потребителей, системе защиты прав потребителей, о разумном потребительском поведении, о месте и роли потребителей в экономике. Часов, отведенных экономическим вопросам в рамках предмета «Обществознание», явно недостаточно, чтобы подробно рассмотреть предлагаемую тематику.

Данная программа призвана помочь учащимся овладеть современными экономическими знаниями в области прав потребителя, умениями и навыками грамотного поведения и защиты потребителей в различных рыночных ситуациях.

Цели курса:

1.    Дать представление учащимся о грамотном поведении потребителя в различных ситуациях.

2.    Развивать у учащихся экономическое мышление, коммуникативные умения.

3.    Воспитывать у учащихся культуру потребления, самостоятельность и смелость в защите своих прав.

Задачи:

1.    Подвести учащихся к осознанию необходимости овладения знаниями в области потребления.

2.    Рассмотреть природу, виды потребностей человека и общества и пути их удовлетворения, способствовать формированию разумных потребностей.

3.    Наглядно, в доступной игровой форме вырабатывать умения и навыки разумного поведения потребителей при покупке товаров, оказании услуг.

4.    Познакомить учащихся с основным законом, регламентирующим права и защиту интересов потребителей.

Так как главным действующим лицом является потребитель, то сначала в программе говорится о роли потребителей в экономике, рассматриваются их основные права и обязанности, дается анализ человеческих потребностей и потребления.

Одним из важных вопросов как при покупке товара, так и при защите прав потребителей является владение потребителями полной и достоверной информацией о продавце и о предлагаемых им товарах и услугах, поэтому второй микромодуль посвящен доступным для потребителя источникам информации.

На вопрос «Как должен вести себя потребитель при покупке товаров и оказании услуг?» отвечает содержание третьего микромодуля. Здесь же дается  установка, что надо не только знать свои права, но и проявлять активность в их защите. Поэтому завершает изучение курса знакомство с основным документом, защищающим потребителя: законом «О защите прав потребителя».

Программой предусмотрено сочетание различных форм и методов обучения: деловые игры, практикумы, экскурсии, а также решение творческих задач и проблемных ситуаций.

Мониторинг образовательного процессабудет организован следующим образом:

уровень удовлетворенности и познавательный интерес – через проведение рефлексии («Виноградная гроздь», «Светофор» и другие), через самооценку своей деятельности по окончании каждого занятия;

активность, инициатива, способность работать в команде – методом наблюдения.

Мониторинг результатов будет проходить через фиксацию правильных ответов в ходе решения проблемных ситуаций и фиксации правильных действий в ходе участия в деловых играх.

 

Содержание программы

Микромодуль 1. Потребитель и его потребности (2ч).

Кто такие потребители. Классификация человеческих потребностей. Практикум: Анализ человеческих потребностей. Права и обязанности потребителей. Рациональное потребление и норма потребления. Практикум: «Рациональный бюджет».  Психология потребителя.

Микромодуль 2. Источники информации для потребителя (2ч)

Реклама: доверяй, но проверяй. Символы на этикетках, упаковках. Назначение товарных знаков. Индекс Е. Что он означает.  Практикум: «Определение пищевых добавок в продуктах».

Микромодуль 3. Поведение потребителей (4ч)

На что следует обращать внимание при покупке товаров? Экскурсия в магазин. Как не ошибиться в выборе товара. Недостатки: явные, скрытые, существенные. Специальные сроки: гарантийный срок, срок годности, срок службы. Замена недоброкачественного товара. О правилах бытового обслуживания. Решение проблемных ситуаций: «Поведение потребителей в химчистке, в ремонтной мастерской, в ателье». Потребитель в роли пассажира, туриста, клиента. Защита прав потребителя. Деловая игра.

 

Результаты изучения курса.

В результате изучения курса учащиеся будут знать: место и роль потребителей в экономике, природу и сущность человеческих потребностей, пути их удовлетворения, свои права и обязанности как потребителей;

понимать: специфику взаимоотношений производителей и потребителей, покупателей и продавцов;

уметьразумно обосновывать свои потребности, соотносить свои потребности и возможности их удовлетворения, вести диалог;

будут иметь возможностьзащищать свои права потребителей в случае их нарушения.

 

Критерии оценивания результатов.

По окончании курса учащиеся получают сертификат. Звание «Рациональный потребитель» получают учащиеся, которые на практикумах и в результате решения проблемных задач не допустили ошибок и получили не менее 3-х жетонов.

 

Учебно-дидактическое  обеспечение образовательного процесса.

1.    Закон о защите прав потребителя.

2.    Липсиц И.В. Экономика без тайн. М.: Дело, 1995.

3.    Программно-методические материалы: Экономика./ сост. Б.И. Мишин. М.: Дрофа, 2000.

4.    Прутченков А.С., Райзберг Б.А. Экономика и жизнь. Методические разработки экономических практикумов и деловых игр. М.: Новая школа, 1993.

5.    Прутченков А.С., Райзберг Б.А. Основы экономики. Практикум. М.: Социально-политический журнал, 1993.

6.    Прутченков А.С., Райзберг Б.А. Практическая экономика. Методические разработки экономических практикумов и деловых игр. М.: Новая школа, 1993.

7.    К. Хесс. Так устроен мир. М.: Дело, 1998.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к списку контента

Кабинет

Подписка на новости

Сейчас 11 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

© Кокшаров В.Л. - разработка

© Жернаков М.А. - дизайн, программирование

Яндекс.Метрика