Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
апробация внедрения, Пермский край

Программа краткосрочного курса «Основы экономических знаний» 6 класс

Автор: Панова Любовь Леонидовна

МБОУ «СОШ № 16 с углубленным изучением отдельных предметов»

 

 

                                                                                                                                   Утверждаю:

                                                                                                           Директор школы

                                                                                                       Антипина Е.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа краткосрочного курса

 

«Основы экономических знаний»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: Панова Л.Л.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лысьва

 

2013

 

 

 

 

Программа краткосрочного курса «Основы экономических знаний»

Пояснительная записка

Курс является ориентационным, предназначен для учащихся 6-х классов. Группа 12-15 человек сменного состава формируется по желанию учащихся. Рассчитан на 8 часов в четверть. Рекомендуется проводить 1 раз в неделю.

Мир экономики – это мир, в котором мы живем, учимся и работаем. И понимание законов этого мира помогает людям принимать некоторые наиболее важные в их жизни решения. Знания простейших явлений и законов экономики необходимы любому человеку, независимо от возраста.

С детства человек ежедневно должен решать проблему выбора: с какого урока начать домашнее задание, какую книгу читать, с кем дружить, как постоять за свое человеческое достоинство. Не решая самостоятельно проблему выбора, ребенок привыкает получать готовые решения и становится «иждивенцем». Введение курса основ экономики является попыткой приобщения школьников к азам экономической грамотности, формирования у них экономического мышления. Кроме того, эти знания имеют пропедевтический характер для освоения социальных наук.

Цель курса.

1.      Формирование основ экономических знаний и привитие навыков в принятии самостоятельных решений в различных жизненных ситуациях.

 

 Задачи:

1. Рассмотреть с учащимися вопросы о  потребностях человека в условиях ограниченности ресурсов, путях их удовлетворения, товарообменных процессах, семейном бюджете.

2.  На основе конкретных ситуаций вырабатывать умение делать выбор.

3. Познакомить учащихся  с принципами ведения семейного бюджета.

4. Формировать опыт применения полученных знаний  для решения типичных экономических задач.

5. Воспитывать ответственность за экономические решения.

 

Содержательная основа.

Содержание представляет комплекс первичных знаний по экономике. Он включает общие представления об основных экономических понятиях, о проблеме выбора в условиях ограниченных ресурсов, об экономике семьи и роли государства в решении социальных вопросов. Основные микротемы:

·      Фундаментальные   экономические понятия.

·      Потребление и потребитель.

·      Семейная экономика.

 

Принципы и способы (формы, методы, приемы) организации образовательной деятельности учащихся.

Программой предусмотрено сочетание различных форм и методов обучения. Изучение теоретического материала проходит через организацию  деловых игр, практикумов, дискуссий (обсуждений), предусмотрена защита индивидуального тематического задания: составление семейного бюджета. Занятия строятся на сочетании индивидуальной и групповой работы. Каждое занятие начинается с конкурса «door-prise», на котором разыгрывается приз среди присутствующих. Это стимулирует учащихся быть на месте к началу занятий.

 

Особенности мониторинга образовательного процесса и результатов

По окончании каждого занятия проводятся рефлексия  с целью определения уровня удовлетворенности учащихся  (приложение 1). С целью выяснения отношения учащихся к содержанию изучаемого  курса  используются рефлексивные приемы (приложение 2). Активность учащихся, познавательный интерес, культура общения фиксируются методом наблюдения.

              Во время занятий учащиеся получают поощрительные открытки за рациональное решение заданий, нестандартные ответы. По окончании изучения курса учащимся, набравшим большее количество открыток, будет вручен «золотой», «серебряный», «бронзовый» сертификат, остальным учащимся - простой сертификат.

 

Содержание программы

Микромодуль 1. Фундаментальные экономические понятия – 3 ч.

Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов. Необходимость выбора. Альтернативная стоимость. Практикум по определению альтернативной стоимости.

Выбор и принцип рационального поведения. Полезность и затраты. Практикум по определению полезности.

Обмен. Деловая игра «Взаимовыгодность обмена». Что такое натуральное и товарное хозяйство. Отличие натурального хозяйства от товарного. Почему весь мир пользуется товарным хозяйством.

 

Микромодуль 2. Потребление и потребитель – 2 ч.

Потребитель. Потребление и сбережения. Обсуждение проблемы выбора потребителя между сбережениями и потреблением.

Основные источники дохода. Неравенство доходов. Перераспределение доходов государством. Кому общество должно помогать. Сколько стоит бесплатно? Общественные товары и услуги. Практикум по определению стоимости бесплатного обучения.

 

Микромодуль 3. Семейная экономика – 3 ч.

Источники доходов семей. Структура семейных расходов как индикатор уровня экономического развития. Прожиточный минимум. Семейный бюджет.

Практикум по составлению семейного бюджета. Защита семейного бюджета.

 

Результаты изучения курса.

 

Учащиеся должны иметь представления о сущности  понятий:  «потребности», «ресурсы», «альтернативная стоимость», «полезность», «затраты», «доход семьи», «семейный бюджет», «прожиточный минимум», «потребительская корзина».

Знать:суть ограниченности ресурсов,  роль государства в регулировании доходов, формы социальной поддержки малообеспеченных слоев населения, основные источники доходов семьи, сумму  прожиточного минимума.

Пониматьразницу между натуральным и товарным хозяйствами.

Уметь:определять альтернативную стоимость на простых примерах, приводить примеры натурального и товарного хозяйства, объяснять взаимовыгодность добровольного обмена, приводить примеры общественных товаров и услуг, объяснить, в чем разница между минимальной заработной платой и прожиточным минимумом, составлять семейный бюджет.

 

Критерии оценивания результатов

Обучающийся получает «зачёт» и сертификат при условии посещения им не менее 7 занятий, предусмотренных программой курса, обнаруживая при этом понимание материала курса и умение его применять при решении практических задач. Формой отчётности учащихся за данный курс станет составление ими и защита семейного бюджета.

 

Учебно-дидактическое обеспечение образовательного процесса

1.       Учебник по экономике: И В Липсиц «Удивительные приключения в стране Экономика» – М.: Вита-Пресс, 2003.

2.      Интернет-ресурсы.

3.      Савицкая Е. В. Уроки экономики в школе: В 2 кн. Кн. 1. Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 2006.

4.      Журнал «Экономика в школе».

5.      А.А.Мицкевич. Сборник задач по экономике. – М.: Вита-Пресс, 2006.

6.      С.А.Равичев, С.Э.Григорьев, Т.А.Протасевич, А.С.Свахин. Сборник тестовых заданий по экономике. (8-11 классы). – М.: МЦЭБО- Вита-Пресс,2004.

 

 

Приложение № 1

 

Рефлексия настроения и  эмоционального состояния

1. «Смайлики». Самый простой вариант: показ карточек с изображением трех лиц: веселого, грустного, нейтрального.

2. Использование различных изображений:

 «Букет настроения». В начале занятия учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце занятия учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, - голубой».

3.  «Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного  цвета, если нет,  зелёного.

3. « Солнышко и тучка». В руках у учителя тучка и солнышко. Он предлагает ребятам сравнить свое настроение с тучкой или солнышком. Поясняя, если хорошее настроение выбираете солнышко, если не очень, то тучку.

4. Эмоционально-художественное оформление.

Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

5. «Лучики солнышка» . Детям также можно предложить представить себя лучиками солнца. В конце занятия дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению. Учащиеся подходят к доске и прикрепляют  лучики (солнышко улыбается, без эмоций, грустит)

7. «Острова» 
Ребята выбирают, на каком из предложенных островов они находятся в конце занятия: остров Удовлетворения, остров Грусти, остров Знаний, остров Радости.

8. «Термометр». Учащимся предлагается нарисовать на полях шкалу от –12 до +12 и отметить свое эмоциональное состояние в начале и конце занятия. Общее эмоциональное состояние можно узнать, попросив поднять руки тех учащихся у кого ниже 0, выше 0, равна –12, +12 или 0.

 9. Индекса удовлетворенности ученика занятием. За 3-5 мин до конца занятия каждый ученик отмечает то состояние, которое он испытывает на уроке. 

Состояние

+1

0

-1

Состояние

Интерес

     

Скука

Азарт

     

Апатия

Защищенность

     

Беззащитность

Самостоятельность

     

Подчиненность

Удовлетворенность

     

Неудовлетворенность

Чувство успеха

     

Чувство неудачи

Радость общения

     

Чувство одиночества

Уверенность

     

Неуверенность

Подъем настроения

     

Спад настроения

Чувство новизны

     

Ощущение стандартности

Рефлексия деятельности

  1. Рефлексивный ринг

Учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

Сегодня я узнал…                           Я научился…

Меня удивило…                             У меня получилось…

Было трудно…                                Я смог ….

Я понял, что…                                Я попробую…

Я теперь могу….                            Меня удивило…

Мне захотелось….                          Было интересно…

2. Рефлексия "Благодарю…".

В конце занятия учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

3. Рефлексия "Плюс – минус – интересно".

Для письменного выполнения учащимся предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо,  по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» – «интересно» обучающиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

 4.Оценочная лесенка

Детям предлагается лесенка, шкала на которой они должны поставить солнышко на той ступеньке, на которую вы поставили бы себя при выполнении заданий

5 . «Бассейн»

 На доске или листе ватмана рисуется бассейн с дорожками, на которых пловцы отображают состояния учеников во время изучения темы (утонул в непонимании сразу, захлебнулся на середине дистанции, доплыл с уверенностью до финиша, установил личный рекорд и др.). Участники отождествляют себя с одним из пловцов, ставя возле него условный знак .

6 . На доске записаны фразы:

Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!

Дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше всего подходят по окончании урока.

7. “ Пятерочка “  или  «Пять пальцев»

Учащимся предлагается на листе обвести свою руку. Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение. Участники рисуют свою руку на листе бумаги, обводя контур, записывают вопросы возле каждого пальца и вписывают внутри контура ответы на эти вопросы. Затем листы вывешиваются на выставку и всем участникам до общего обсуждения предоставляется время для знакомства с нею. 

 «Мысль» - мизинец  (какие знания я приобрел)

 «Близка ли цель» - безымянный (что сегодня я сделал для достижения цели)

«Состояние духа» - средний (каким было мое настроение, от чего зависело)

«Услуга» - указательный (чем я мог помочь другим)

«Бодрость тела» -  большой (как я физически себя чувствовал)

8. «10 баллов»

Оценить по 10-бальной шкале работу на занятии с позиции:

„Я“           0________10

„Мы“        0________10

„Дело“     0________10

Приложение № 2

 

 

Рефлексия содержания учебного материала

1. «Волшебный мешочек»

Учитель показывает детям мешочек и предлагает: «Давайте соберем в этот волшебный мешочек все самое интересное, что было на сегодняшнем уроке»

2. «Поляна»

На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап занятия. Перед каждым ребенком - бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.

3. «Корзина идей»

Учащиеся записывают на листочках свое мнение о занятии, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.

4. «Дерево»

Учащиеся записывают свое мнение о занятии на бумаге в форме листьев дерева, можно предложить ряд вопросов, затем прикрепляют их на заготовку дерева на плакате.


5. «Ресторан» 

Время: 5 мин. на подготовку; 1-3 мин. каждому участнику (на ответ). 
Численность: Все ученики 
Материал: лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки 
Проведение:  Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов: 
- Я съел бы еще этого… 
- Больше всего мне понравилось… 
- Я почти переварил… 
- Я переел… 
- Пожалуйста, добавьте… 
Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флип-чарта, комментируя. 

6. Оцените фразеологическим оборотом свои ощущения: 
- каша в голове 
- ни в зуб ногой 
- светлая голова 

7. «Уборка в доме» 
Время: 15 мин. 
Численность: Все ученики  Материал: три листа большого формата с рисунками, фломастеры. 
Проведение: К стене прикрепляются три больших листа на первом нарисован чемодан, на втором- мусорная корзина, на третьем – мясорубка. Каждый участник получает три цветных листочка. 
На «чемодане» участник пишет то, что он вынес с урока или семинара, заберет с собой и будет активно применять. 
На втором листе то, что оказалось бесполезным, ненужным и что можно отправить в корзину. 
На третьем листе то, что оказалось интересным, но пока не готовым к применению, то что нужно ещё додумать и доработать. 

 

к списку контента

Кабинет

Подписка на новости

Сейчас 60 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

© Кокшаров В.Л. - разработка

© Жернаков М.А. - дизайн, программирование

Яндекс.Метрика