Утверждаю: директор школы
__Е.А.Антипина
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 16
с углубленным изучением отдельных предметов»
Рабочая программа краткосрочного курса
«Литература родного края»
(предания)
Заитова Ольга Валерьевна
учитель русского языка и литературы
г. Лысьва Пермский край
2013 год
1. Пояснительная записка
Данная программа рассчитана на 8 часов и предполагает организацию группы учащихся 6 классов (11-12 лет) в составе 14-15 человек по желанию.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой учебного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями дает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетенций.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями эффективнее происходит в процессе исследовательской деятельности, которая ведет к формированию умения учиться, т.е. предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности: 1) учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
В программе решение данной задачи осуществляется на базе литературного краеведческого материала, содержание которого дополняет и углубляет умения и навыки учащихся, приобретенные при изучении темы «Предание», решая задачу развития познавательного интереса к предмету, формирования чувства любви к малой родине. Учебная хрестоматия «Родное Прикамье» Красноперова Д.А. используется в качестве основного учебного пособия.
Цель курса:
· развитие познавательного интереса к литературе путем расширения и обогащения знаний учащихся о литературе родного края;
· развитие практических навыков исследовательской работы с литературно-краеведческим материалом.
Задачи:
1. познакомить учащихся с литературным процессом в Прикамье, вписывая его в литературный процесс России, раскрыть своеобразие литературы Прикамья;
2. развивать регулятивные УУД через организацию самостоятельной деятельности учащихся
3. совершенствовать общеучебные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели и выбор эффективных способов ее достижения;
4. совершенствовать познавательные УУД путем анализа объектов, установки причинно-следственных связей, построения логической цепи рассуждения,
5. расширить содержание учебного материала за счёт дополнения основной программы по литературы. (Дети знакомятся с жанром - народное предание).
Преподавание курса основывается на следующих принципах:
· ориентация на практическую составляющую: занятия носят самостоятельныйхарактер, направленный на исследование текстов преданий;
· деятельностный подход, осуществляемый через организацию деятельности учащихся, направленной на достижение цели: создание в заключение курса собственного литературного произведения;
2. Содержание образовательной программы
№ |
Тема занятия |
Форма деятельности |
Основные виды деятельности на занятии |
1. |
Теоретические основы темы «Предание»: - понятие - виды -формы -язык |
-рассказ учителя; -беседа с учащимися. |
-усвоение теоретических знаний о предании.
|
2. |
Фольклорные предания Прикамья |
Групповая работа по выявлению художественных особенностей преданий |
- организация работы группы; - определение цели и плана деятельности; - выбор эффективных способов решения задач; - знакомство с произведениями и их анализ; - выявление и оформление художественных особенностей преданий.
|
3. |
Фольклорные предания Прикамья |
Индивидуальная работа по выявлению художественных особенностей предания
|
- организация своей деятельности; - самостоятельное планирование деятельности, прогнозирование, контроль, коррекция и оценка; - умение строить высказывание |
4. |
Авторские предания Прикамья |
Групповая работа по выявлению художественных особенностей преданий |
- организация своей деятельности; - самостоятельное планирование деятельности, прогнозирование, контроль, коррекция и оценка; - умение строить высказывание |
5. |
Предания Лысьвы (выход в лысьвенский музей) |
Групповая работа по выявлению художественных особенностей преданий города Лысьвы |
- закрепление знаний понятияпредание на примерах родного города; - -определение личностно-значимых целей каждым учащимся. |
6. |
Создание предания |
Групповая работа по выявлению художественных особенностей предания
|
- организация работы в группе; - анализ объектов с целью выявления признаков; - установление причинно-следственных связей |
7. |
Создание предания |
Групповая работа по способам создания предания |
- организация работы в группе; - анализ объектов с целью выявления признаков; - установление причинно-следственных связей |
8. |
Итоговое занятие - представление |
Индивидуальное представление собственного продукта (предания) |
- умение строить высказывание и выражать свои мысли; - построение логической цепи рассуждений; - умение организовать собственную деятельность - |
3.Результаты обучения. Критерии оценивания результатов
В результате изучения курса учащиеся имели возможность
В области предмета:
Узнать:
· произведения фольклора родного края;
· жанровые и художественные особенности изученных произведений
Научиться:
анализировать и оценивать произведение как художественное целое;
· давать устный и письменный развёрнутый (аргументированный) ответ о произведении.
По результатам прохождения курса оценивается количество и качество выполненных учащимися работ по анализу произведений фольклора, активность детей, инициатива, умение работать в команде.
В сфере формирования универсальных учебных действий:
Результат |
Критерии |
- организация своей деятельности; |
Выполнение задания в группе, индивидуально, творческого итогового задания |
Умение анализировать объекты по выявленным признакам |
Глубина анализа |
- умение работать в группе; |
Активное участие каждого в работе группы |
- построение логической цепи рассуждения |
Разработка продукта деятельности |
- оценка продукта деятельности |
Оценивание работ учащихся группы |
4.Учебно-дидактическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
1. «Родное Прикамье». Учебная хрестоматия по литературному краеведению для 5-6 классов, Пермь, «Книжный мир», 2003 год (15 штук).
2. Мультимедийное оборудование.
3. Литература, использованная при подготовке:
- Красноперов Д.А. Литературное краеведение
- Иванова С.И. Изучение литературы Прикамья (из опыта работы по литературному краеведению).