Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
апробация внедрения, Пермский край

Рабочая программа краткосрочного курса «Литература родного края» (предания) 6 класс

Автор: Заитова Ольга Валерьевна

                                                                                                                     Утверждаю:                                                                                                                                 директор школы

                                                                                                                      __Е.А.Антипина  

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 16

с углубленным изучением отдельных предметов»

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа краткосрочного курса

«Литература родного края»

(предания)

 

 

Заитова Ольга Валерьевна

 учитель русского языка и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Лысьва Пермский край

2013 год

 

1. Пояснительная записка

Данная программа рассчитана на 8 часов и предполагает организацию группы учащихся 6 классов (11-12 лет) в составе 14-15 человек по желанию.

          Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой учебного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями дает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетенций.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями эффективнее происходит в процессе исследовательской деятельности, которая ведет к формированию умения учиться, т.е. предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности: 1) учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

В программе решение данной задачи осуществляется на базе литературного краеведческого материала, содержание которого дополняет и углубляет умения и навыки учащихся, приобретенные при изучении темы «Предание», решая задачу развития познавательного интереса к предмету, формирования чувства любви к малой родине. Учебная хрестоматия «Родное Прикамье» Красноперова Д.А. используется в качестве основного учебного пособия.

Цель курса:

·      развитие познавательного интереса к литературе путем расширения и обогащения знаний учащихся о литературе родного края;

·      развитие практических навыков исследовательской работы с литературно-краеведческим материалом.

 

 

 

 

Задачи:

1.  познакомить учащихся с литературным процессом в Прикамье, вписывая его в литературный процесс России, раскрыть своеобразие литературы Прикамья;

2.  развивать регулятивные УУД через организацию самостоятельной деятельности учащихся

3.  совершенствовать общеучебные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели и выбор эффективных способов ее достижения;

4. совершенствовать познавательные УУД  путем анализа объектов, установки причинно-следственных связей, построения логической цепи рассуждения,

5. расширить содержание учебного материала за счёт дополнения  основной программы по литературы.  (Дети знакомятся с жанром -  народное предание).

 

Преподавание курса основывается на следующих принципах:

·      ориентация на практическую составляющую: занятия носят самостоятельныйхарактер, направленный на исследование текстов преданий;

·           деятельностный подход, осуществляемый через организацию деятельности учащихся, направленной на достижение цели: создание в заключение курса собственного литературного произведения;

 

 

2. Содержание образовательной программы

Тема занятия

Форма деятельности

Основные виды деятельности на занятии

1.

Теоретические основы темы «Предание»:

- понятие

- виды

-формы

-язык

-рассказ учителя;

-беседа с учащимися.

-усвоение теоретических знаний о предании.

 

2.

Фольклорные предания Прикамья

Групповая работа по выявлению художественных особенностей преданий

- организация работы группы;

- определение цели и плана деятельности;

- выбор эффективных способов решения задач;

- знакомство с произведениями и их анализ;

- выявление и оформление художественных особенностей преданий.

 

3.

Фольклорные предания Прикамья

Индивидуальная работа по выявлению художественных особенностей предания

 

- организация своей деятельности;

- самостоятельное планирование деятельности,

 прогнозирование, контроль, коррекция и оценка;

- умение строить высказывание

4.

Авторские предания Прикамья

Групповая работа по выявлению художественных особенностей преданий

- организация своей деятельности;

- самостоятельное планирование деятельности,

 прогнозирование, контроль, коррекция и оценка;

- умение строить высказывание

5.

Предания Лысьвы

(выход в лысьвенский музей)

Групповая работа по выявлению художественных особенностей преданий города Лысьвы

- закрепление знаний понятияпредание на примерах родного города;

- -определение личностно-значимых целей каждым учащимся.

6.

Создание предания

Групповая работа по выявлению художественных особенностей предания

 

- организация работы в группе;

- анализ объектов с целью выявления признаков;

- установление причинно-следственных связей

7.

Создание предания

Групповая работа по способам создания предания

- организация работы в группе;

- анализ объектов с целью выявления признаков;

- установление причинно-следственных связей

8.

Итоговое занятие - представление

Индивидуальное представление собственного продукта (предания)

- умение строить высказывание и выражать свои мысли;

- построение логической цепи рассуждений;

- умение организовать собственную деятельность

-

 

 

           3.Результаты обучения. Критерии оценивания результатов

В результате изучения курса учащиеся имели возможность

В области предмета:

Узнать:

·      произведения фольклора родного края;

·      жанровые и художественные особенности изученных произведений

Научиться:

анализировать и оценивать произведение как художественное целое;

·           давать устный и письменный развёрнутый (аргументированный) ответ о произведении.

По результатам прохождения курса оценивается количество и качество выполненных учащимися работ по анализу произведений фольклора, активность детей, инициатива, умение работать в команде.

 

В сфере формирования универсальных учебных действий:

Результат

Критерии

- организация своей деятельности;

Выполнение задания в группе, индивидуально, творческого итогового задания

Умение анализировать объекты по выявленным признакам

Глубина анализа

- умение работать в группе;

Активное участие каждого в работе группы

- построение логической цепи рассуждения

Разработка продукта деятельности

-  оценка продукта деятельности

Оценивание работ учащихся группы

 

4.Учебно-дидактическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

1.     «Родное Прикамье». Учебная хрестоматия по литературному краеведению для 5-6 классов, Пермь, «Книжный мир», 2003 год (15 штук).

2.     Мультимедийное оборудование.

3.     Литература, использованная при подготовке:

-        Красноперов Д.А. Литературное краеведение

-        Иванова С.И. Изучение литературы Прикамья (из опыта работы по литературному краеведению).

к списку контента

Кабинет

Подписка на новости

Сейчас 16 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

© Кокшаров В.Л. - разработка

© Жернаков М.А. - дизайн, программирование

Яндекс.Метрика