Информационно-аналитическая справка о результативности инновационной деятельности МБОУ СОШ №1 в параллели 7-х классов
по теме «Организация деятельности лабораторий в параллели 7-х классов как средство развития учебно-исследовательских умений учащихся»
Продуктивность реализации программы
В реализации программы апробационной деятельности (Приложение 1) в 2014-2015 уч.году приняли участие:
· обучающиеся параллели 7 классов (76 человек),
· рабочая группа проекта,
· классные руководители 7-х классов (3 педагога),
· учителя – предметники - руководители семи лабораторий:
1. УПИ
2. Агрегатное состояние вещества
3. Лаборатория химического эксперимента
4. Лаборатория слова
5. Математическая лаборатория «О городе моем…»
6. Мир пирамид
7. Экскурсии в природу,
работа которых организована по принципу карусели, в форме двух образовательных сессий, результаты предъявлялись на двух уровнях: I- в лаборатории, II - для однокашников одной параллели и на продвинутом уровне III- для родителей, презентовали деятельность лаборатории по рекомендации руководителя лаборатории.
Ожидаемые результаты апробационной деятельности
Образовательные результаты обучающихся:
1 группа: учебно-исследовательские умения: формулировка темы или мини-исследования, формулировка гипотезы, выстраивание плана исследования или постановки эксперимента, наблюдения и их фиксация, выводы как некоторые умозаключения в соответствие с результатами наблюдений. Умения соответствуют возрасту обучающихся.
2 группа: личностные результаты, такие как умение соотносить свой образовательный опыт и свои желания при выборе образовательного ресурса, понимание (фиксация) своих образовательных интересов или отказ от каких-либо образовательных ресурсов (областей), обоснованный опытом пробного действия, умение приводить аргументы при выборе образовательных ресурсов из 3-4 контекстов (опыт, перспективы, нравиться и т.д.).
Оценивание первой группы результатов проводили руководители лабораторий в соответствии с разработанными едиными критериями (Приложение 2). Результаты протоколированы (Приложение 4 – форма протокола).
Результаты второй группы анализировались руководителем проекта по фиксации записей обучающимися в заявлениях, написанных в ситуации выбора лаборатории (Приложение 3).
Методические результаты:
1. Обретение административно- педагогической командой школы опыта критериального оценивания результатов учащихся, опыта организации деятельности лабораторий, опыта организации педагогического сопровождения выбора учащимися образовательных ресурсов (лабораторий).
2. Продукты апробационной деятельности: методическое описание «Организация деятельности учебных практик (лабораторий) для учащихся 7 класса как средство формирования учебно-исследовательских умений», образовательные программы деятельности лабораторий; дидактические материалы критериального оценивания уровня сформированности ожидаемых результатов, включающие таблицы критериального оценивания и описание процедуры оценивания (в тексте программы лаборатории).
Анализ результатов деятельности лабораторий по протоколам
руководителей лабораторий показал необходимость коррекции программных мероприятий , например, введение общих для всех обучающихся краткосрочных курсов с целью введения общего понимания единых для участников апробации понятий: учебно-исследовательские умения и их роль в развитии личности, нормы и правила оформления исследования (исследовательской работы), понимание терминов: гипотеза, объект и предмет исследования, исследовательские вопросы и др.
выступления ребят по завершении второй образовательной сессии показали их качественный рост в публичном предъявлении продуктов деятельности.
Управление инновационной деятельностью, предъявление ее результатов общественности
Программы лабораторий рассмотрены методическим советом школы.
Организовано проведение трех рефлексивно-проектных семинаров для педагогов, реализующих программу апробационой деятельности, один семинар с участием научного руководителя О.С.Таизовой, один семинар – предъявление результатов деятельности лабораторий педколлективу школы (октябрь 2014г. - апрель 2015г).
Привлечение других учреждений (в частности ЦДТ) не дало результатов.
Опыт работы представлен на семинаре апробационных краевых площадок в ЦРО.
Результаты 2014-15 уч.года предъявлены родителям обучающихся параллели 7-х классов (20.05.2015). Получили положительный отзыв родителей в форме устных выступлений и формулировок.
Анализ и оценка результатов
Меняющийся состав педагогов, смена содержательной деятельности лабораторий способствуют формированию и развитию у ребят коммуникативных навыков, пониманию и фиксации своих образовательных интересов, ответственности и самостоятельности в деятельности. 175 обучающихся – категория «уклонистов» , в т.ч. 10% принимают участие в ситуации выбора, начинают деятельность, но не доводят ее до завершения, не предъявляют продукт ни на каком уровне. Необходимы рефлексивные мероприятия с обучающимися и подпрограмма психолого-педагогического сопровождения.
требует разработки на следующий год
1. Конкретизация образовательных результатов в рамках лабораторий;
2. Мероприятия психолого-педагогического сопровождения деятельности лабораторий;
3. Привлечение родителей к работе лабораторий;
4. Расширение «сети» лабораторий с целью учета интересов хотя бы 90% обучающихся параллели;
Каменева Т.И., июнь 2015г.