Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Переборская основная общеобразовательная школа"
Апробационная деятельность 2019-2020гг
Реализация программы апробационной деятельности "Создание школьной модели формирования и оценивания логических познавательных УУД в 8-9 классах" рассчитана на период с марта 2019 года по декабрь 2020 года.
В ходе реализации данной программы будут разработаны и апробированы:
- механизмы формирования логических познавательных УУД:
-
краткосрочный курс (место изучения теории: 8 часов в течение года в 8 классе);
-
уроки развития умений (место отработки умений на предметном материале);
-
форум "Выбирая профессию, выбираем жизнь" (место демонстрации и развития умений для учащихся 9 класса на проф. ориентационном материале). Приглашаются к участию выпускники прошлых лет.
- способы оценивания логических познавательных УУД:
-
стартовая диагностика (проводится на первом занятии курса в 8 классе);
-
Лаборатория "К следствию ведут знатоки" (место развития и оценивания логических познавательных УУД в 8-9 классах. Командные и индивидуальные испытания).
- продукты:
-
Маршрут (карта преемственности) формирования логических познавательных УУД по разным предметам с 5 по 9 класс.
-
Программа курса "Познавательные способности" (8 класс).
-
Модули оценивания логических познавательных УУД в 8-9 классах.
-
Сценарий Форума "Выбирая профессию, выбираем жизнь" с заданиями для 9 класса.
-
Сценарий Лаборатории " К следствию ведут знатоки" с заданиями для 8-9 классов.
-
Задания предметного содержания (учебные ситуации на уроках по разным предметам) на отработку познавательных логических УУД.
Данная программа является логическим продолжением деятельности школы по формированию умения обучающихся 5-7-х классов определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать.
ÃÂ
Апробационная деятельность 2017-2018гг
Реализация программы апробационной деятельности "Создание школьной модели формирования и оценивания логических познавательных УУД" рассчитана на период с мая 2017 года по декабрь 2018 года.
В ходе реализации данной программы будут разработаны и апробированы:
- механизмы формирования логических познавательных УУД:
-
краткосрочный курс (место изучения теории: 7 часов в течение года в 5-7 классах);
-
уроки формирования умений (место отработки умений на предметном материале);
-
логическая игра (место демонстрации и формирования умений для желающих учащихся). На второй год приглашаются к участию в игре команды других школ.
- способы оценивания логических познавательных УУД:
-
стартовая диагностика (проводится на первом занятии курса);
-
"Турнир логиков" (контрольное мероприятие, место оценивания логических познавательных УУД в каждом классе. Индивидуальные испытания).
- продукты:
Маршрут (карта преемственности) формирования логических познавательных УУД по разным предметам с 5 по 7 класс.
Программа курса "Познавательные способности" по классам (с 5 по 7 класс).
Модули оценивания логических познавательных УУД с 5 по 7 класс.
Сценарии логических игр с заданиями для разных классов.
Сценарии Турниров логиков.
Задания предметного содержания (учебные ситуации на уроках по разным предметам) на отработку познавательных логических УУД.
Положение о проведении логической игры.
Положение о проведении Турнира логиков.
Данная программа является логическим продолжением деятельности школы по формированию умения обучающихся 5-6-х классов определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи.
ÃÂ
Апробационная деятельность 2016 г (апрель-ноябрь).
В свете реализации федерального государственного образовательного стандарта актуальным является освоение способов формирования и оценивания метапредметных результатов. Для апробационной деятельности группой педагогов нашей школы был выбран логический метапредметный результат: умение устанавливать причинно-следственные связи.
Причинно-следственная связь-это связь между одним событием, которое называют причиной, и другим событием, которое называют следствием, что с необходимостью следует за первым. Почему было выбрано именно это умение? При анализе результатов комплексных работ в начальном звене и мониторингов разных уровней в 5, 6 классах учащихся школы выявлено, что процент выполнения упражнений на установление причинно-следственных связей достаточно низкий. Также ученики испытывают затруднение при ответе на вопрос, который начинается со слова "почему",т.к. необходимо учесть правило (логику) построения предложения с причинно-следственной связью. А если ответ на вопрос необходимо найти самостоятельно и по тексту, то сложность задания увеличивается. Учитывая данные доводы, предметом апробации стал механизм формирования и способ оценивания конкретизируемого метапредметного умения - выделять 2 причины события или явления на основе текста.
Формирование умения происходит параллельно на занятиях краткосрочного курса (8часов) "Причина и следствие" и уроках математики, географии в 6-7 классах, т.е. интеграция программы курса в урок. Программа курса разбита на 3 модуля:
№
|
Название модуля
|
Задача этапа
|
1
|
Умение устанавливать взаимосвязь между понятиями, находящимися в причинно-следственных отношениях
|
1. Раскрыть понятия "причина", "следствие", "причинно-следственная связь".
Сформировать умение из двух-шести понятий различать причину и следствие.
2.Называть причину к известному следствию и следствие по причине.
3. Называть причину к следствию и следствие по причине, изображенных на картинке.
|
2
|
Умение записывать причинно-следственную связь по предложенной структуре (предложение-импликация)
|
Сформировать умение записывать причинно-следственную связь с помощью импликации.
(Понимание структуры предложения: после ЕСЛИ идет причина, а после ТО следствие)
|
3
|
Умение выделять причину и следствие на основе текста
|
1.Сформировать умение находить в тексте причины для известного следствия.
2. Повышенный уровень: умение находить в тексте причины и следствие события или явления.
|
Для оценки сформированных умений была апробирована критериальная система оценивания, которая использовалась для стартовой и итоговой диагностики на первом и последнем занятии курса. В техническом задании были определены два основных требования и три критерия оценки с 2-3 параметрами каждый. Критерии оценивания были понятны учащимся и не вызвали затруднений.
В процессе апробационной деятельности педагоги:
1.Изучили теорию вопроса "Установление причинно-следственных связей";
2.Разработали модуль оценивания: определение объекта оценивания, критериев и параметров объекта, выбор средства для измерения результата;
3.Провели стартовую и итоговую процедуру оценивания сформированности заявленного умения в 6 и 7 классах.
Проведенная процедура оценки заявленного умения показала, что в программу курса необходимо включить работу над формированием регулятивных умений: строго выполнять инструкцию, оценить себя по предлагаемым критериям.
4.Подобрали и разработали задания на формирование умения устанавливать причинно-следственные связи.
5.Провели занятия курса и уроки по теме апробационной деятельности.
Приемы работы над формируемым умением:
-
Работа с готовой цепочкой понятий, связанных причинно-следственным отношением.
-
Формулирование причинно-следственной связи в форме предложения-импликации и проверка по эталону.
-
Определение причин к известному следствию по разработанным заданиям.
-
Дополнение и составление логических цепочек.
Апробационная деятельность 2015 г (июнь-декабрь).
Для апробационной деятельности был выбран метапредметный результат: умение устанавливать аналогии.
Предметом апробации являются механизмы формирования и способы оценивания заявленного логического познавательного универсального учебного действия.
Формирование умения будет происходить параллельно на занятиях курса и уроках по биологии, математики, географии в 5-6 классах. Для оценки сформированного умения будет апробироваться критериальная система оценивания. В процессе апробационной деятельности нами планируется:
-
изучить теоретические вопросы,
-
разработать модуль оценивания, задания на формирование умения,
-
провести занятия курса и уроков по теме апробационной деятельности.
Апробационная деятельность 2013 - 2015 уч.г.
Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает новые требования к результатам освоения ООП, выделяя личностные, метапредметные, предметные результаты. Изменяются требования к результатам и как следствие изменяются требования к оценке результатов. Актуальным становится определение и освоение способов формирования и оценки УУД. Для апробационной деятельности были выбраны логические метапредметные результаты: умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи. Предметом апробации являются механизмы формирования и способы оценивания заявленных логических познавательных УУД. Формирование умения будет происходить на занятиях по адаптированной программе Н.А.Криволаповой "Программа развития познавательных способностей учащихся" и уроках формирования понятий и уроках по технологии "Карта понятий" по биологии, природоведения, математики в 5-6 классах. Для оценки сформированных умений будет апробироваться критериальная система оценивания по разработанным модулям оценивания умений: давать определение понятию, определять вид связи между понятиями, выстраивать систему понятий.
В процессе апробационной деятельности нами планируется:
1. Изучение теории вопроса.
2. Разработка модуля оценивания: определение объекта оценивания, критериев и параметров объекта, выбор средства для измерения результата.
3. Разработка заданий на формирование умений работать с понятием: умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи.
4. Проведение занятий курса и уроков по теме апробационной деятельности.
Применение на уроках следующих приемов работы над формируемыми умениями: Работа с готовым определением. Формулирование определений учащимися и проверка по эталону. Определение связей между понятиями по разработанным заданиям. Графическое выражение связей, проверка по эталону. Дополнение и составление карт понятий, проверка по эталону
5. Проведение стартовых и итоговых процедур оценивания сформированности заявленного умения. В своей работе мы исходим из того, что метапредметные результаты являются условием развития логического мышления учащихся и качественного освоения предметного материала; метапредметные результаты можно формировать при изучении предметного материала; метапредметные результаты целесообразно оценивать, применяя критериальную систему.