Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, метапредметные и личностные. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств потребует создания национальной системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций должны стать основным предметом деятельности школьного педагога-психолога.
В связи с этим должна быть модернизирована система управления школой: важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.
Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса.
Работа психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизациипсихолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса.
В условиях внедрения ФГОС ООН в деятельности психологов ОУ выделены следующие проблемы:
1. Недостаточная просвещенность педагогов-психологов образовательных учреждений в вопросах обновления содержания и организации психологического сопровождения развития детей дошкольного и младшего школьного возраста в соответствии с требованиями ФГОС.
2. Отсутствие системного подхода к мониторингу психического и личностного развития обучающихся начальной школы.
3. Отсутствие единого банка (комплекта) психодиагностического инструментария для определения уровня сформированности УУД у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
4. Отсутствие системы работы по психологическому сопровождению внеурочной деятельности, в том числе духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников.
Перед педагогическим коллективом школы стоит задача объединения усилий педагогов и психолога для оказания поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
Наиболее важными аспектами психологического сопровождения образовательного процесса в школе являются:
учет интересов ребенка;
добровольность посещаемости занятий;
индивидуальный подход к каждому;
учет психологических особенностей;
вариативность подходов к учащимся;
организация сопровождения с учетом ФГОС.
Все это в свою очередь, способствует формированию позитивной «Я – концепции» учащихся школы, формированию у них универсальных учебных действий (УУД) и является базой для организации психолого-педагогической деятельности в условиях обучения в школе.
Именно этим определяется специфика организации и содержания психологического
сопровождения образовательного процесса в МАОУ «Гимназия №6».
Это сопровождение рассматривается как систематическая деятельность психологов,
направленная на сохранение, укрепление и развитие здоровья учащихся, их успешное
обучение и развитие в социально-педагогическом пространстве образовательного учреждения. На основе данного подхода и была разработана программа психологического сопровождения образовательного процесса в школе.
Целью работы психолога становится не просто обеспечение учебно-воспитательного процесса, но комплексное психологическое сопровождение ребенка на всем протяжении обучения, то есть система профессиональной деятельности, направленная на создание психолого-педагогических, социально-психологических условий для успешного обучения ребенка.