Программа апробационной площадки
«Формирование умения задавать исследовательский вопрос
и его обосновывать»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №4
Красновишерск, 2013
Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №4 г. Красновишерск Пермский край
Адрес: 5618592, г. Красновишерск, улица Коммунистическая,1;
Телефон:(34243) 3-00-17;
Электронная почта: krasna4@mail.ru
Руководитель школьной апробационной площадки: замдиректора по учебной работе Судницына Татьяна Андреевна 89504572639
Тема апробации: «Формирование умения задавать исследовательский вопрос и его обосновывать»
Актуальность
Проект направлен на формирование познавательных логических универсальных учебных действий учащихся 6-7 классов: формирование умения задавать исследовательские вопросы и их обосновывать. Конференции школьных учебно-исследовательских работ учащихся, ежегодно проводимые с 1995 года в нашей школе, показали, что учащиеся не умеют формулировать исследовательский вопрос и тем более их обосновывать. Активность участия в исследованиях возрастает в нашей школе с 6 класса: развивается интерес к физике, биологии, географии, истории. Диагностика, проводимая в конце года у учащихся, показала, что учащиеся очень хотят участвовать в конкурсах учебно-исследовательских работ, но затрудняются в формулировании исследовательского вопроса.
Имеющийся опыт инновационной деятельности:
2010-2012гг. – работа апробационной площадки на муниципальном уровне по внедрению технологии индивидуализированного обучения под руководством Ю.А.Макарова;
2011-2012гг. – работа инновационной апробационной площадки «Академия родительского образования» под руководством Е.В.Бачевой.
Цель программы:
Формирование умения задавать исследовательский вопрос через использование в учебном процессе разнообразных видов урочных и внеурочных занятий, включение в образовательный процесс исследовательской деятельности.
|
Задачи проекта:
1. Включить в учебный процесс разнообразные формы урочной и внеурочной деятельности: микролаборатории, экспедиции, практикумы.
2. Включить в образовательный процесс учебно-исследовательскую и проектную деятельность обучающихся.
3. Использовать технологии, способствующие формированию УУД: ТИО, проблемно-диалогическую.
4. Организовать тьюторское сопровождение формирования познавательных умений обучающихся.
Суть программы: программа направлена на формирование познавательного логического универсального учебного действия у учащихся 6-7 классов: умения задавать исследовательский вопрос и его обосновывать. Данное умение будет формироваться через урочную и внеурочную деятельность: уроки, лаборатории, экскурсии, экспедиции и социальные практики.
|
|
Сроки и этапы реализации проекта:
1. Организационный (сентябрь 2013г. – ноябрь 2013г.): Создание творческой группы по организации образовательного процесса.
2. Основной этап (сентябрь 2013г. – сентябрь 2015г.):разработка и апробация организации образовательного процесса, который направлен на формирование умения задавать исследовательский вопрос и его обосновывать.
3. Заключительный (сентябрь – декабрь 2015г): подготовка аналитических материалов об итогах работы по реализации проекта,
План мероприятий по реализации проекта
№
п/п
|
Этап
|
Действия
|
Результат (продукт)
|
Требования к результату (продукту)
|
Сроки
|
1
|
Организационный, информационный и разработческий этапы
|
Подготовка и проведение 2 семинаров рабочей группы по выполнению проекта. Охват – 8 человек.
1.Семинар «Понятие исследовательского вопроса»,
2.Семинар
«Методы и способы оценки исследовательского вопроса»
3.Разработка процедуры оценивания образовательного результата
|
Программа семинаров.
Список участников семинаров.
2 презентации.
Описание процедуры оценивания образовательного результата: сформированности умения задавать исследовательский вопрос
|
Программа семинаров в формате Word. Программа должна включать: цели семинара, форму проведения, регламент работы.
Списки участников должны содержать:
-фамилия, инициалы;
- место работы, должность;
Представлены 2 электронные презентации в формате PowerPoint.
Оценить образовательные результаты можно по следующей схеме: объект, критерии, показатели.
Описание должно быть выполнено в формате Word.
Процедура оценивания включает 26 учеников 7 класса, в данной процедуре должны принять участие не менее 25 родителей,
|
10.09.2013.-
30.10. 2013г.
|
Частичная апробация процедуры оценивания ожидаемого образовательного результата
|
Описание процедуры оценивания образовательного результата: сформированности познавательных УУД.
|
Оценить образовательные результаты можно по следующей схеме: объект, критерии, показатели.
Описание должно быть выполнено в формате Word.
Процедура оценивания включает 60 учеников 6-7 классов, в данной процедуре должны принять участие не менее 30 родителей, 5 членов Управляющего совета школы
|
01.11.2013г.-
30.12.20013г.
|
Разработка программ лабораторий, экскурсий, социальных практик
|
4 Программы лабораторий, в которых определены цели, задачи, объекты и предметы исследований:
1) Программа «По следам экспедиций»;
2) Программа «Юный геолог»;
3) Программа «Популярная механика»;
4) Программа «На Древней Вишерской земле»
|
Программы должно быть выполнены в формате Word.
Программы должны быть выполнены в следующей структуре: название программы, количество часов, цели, задачи, мероприятия, результат.
Программы должны быть нацелены на достижение следующих результатов: сформированность у учащихся умений задавать исследовательские вопросы. Данные программы должны содержать практические задания, каждая программа включает процедуру оценивания образовательных результатов
|
До 25 ноября 2013г.
|
2
|
Реализационный
этап
|
Апробация данных лабораторий
|
- Скорректированные программы;
- Дидактические материалы для педагогов района «Критерии оценки исследовательского вопроса»
- Буклет для учеников школ «Береги Вишерский заповедник»
|
В Программы необходимо внести изменения и коррективы.
30 экземпляров дидактических материалов должны быть выполнены в форме буклетов.
Подготовить необходимо 50 буклетов в программе Publicher.
|
Ноябрь 2013г. – апрель 2015 г.
|
Каждая лаборатория проводит презентацию своей работы
|
1. Презентация работы лабораторий;
2. Конкретные продукты деятельности: проблемные вопросы (от каждой лаборатории не менее 10 проблемных вопросов)
|
|
Апрель 2015г.
|
3
|
Итоговый мониторинг эффективности реализации программы
|
Педагогический совет «Основные результаты работы апробационной площадки»
Подготовка аналитических материалов об итогах работы по реализации проекта
Распространение инновационного опыта
|
Осмысление проделанной работы, готовность педагогического коллектива к внедрению ФГОС ООО
Обобщения опыта инновационной деятельности творческой группы
Создание хорошего имиджа школы, повышение квалификации педагогического коллектива
|
Портфолио педагогов и учащихся
|
Апрель 2015г.
|
Схема управления апробацией:
Руководитель проекта:
Судницына Татьяна Андреевна – замдиректора по учебной работе
Рабочая группа:
Кечина Татьяна Александровна – учитель физики МООШ №4
Зорина Елена Ибрагимовна – учитель географии МООШ №4
Яковлев Игорь Владимирович – учитель истории и обществознания МООШ №4
Кичигина Людмила Адамовна – учитель литературы МООШ №4
Колбин Василий Анфимович – научный сотрудник заповедника «Вишерский»
Перечень ожидаемых продуктов апробационной деятельности:
1. Дидактический материал «Критерии оценки исследовательского вопроса (на электронных и бумажных носителях)
2. Индивидуальные образовательные маршруты учащихся
3. Банк исследовательских вопросов учащихся
|
Механизмы реализации:
· Разработка нормативно-правовой базы;
· Разработка положения о распределении стимулирующей части ФОТ в соответствии с задачами программы;
· Разработка и адаптация расписания внеурочной деятельности;
· Мониторинг качества образования.
· Привлечение родителей и партнеров к проведению лабораторий, социальных практик, кружковой работы и т.п.;
· Совместное определение индивидуальной образовательной траектории обучающихся;
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №4 г. Красновишерск Пермский край
Адрес: 5618592, г. Красновишерск, улица Коммунистическая,1;
Телефон:(34243) 3-00-17;
Электронная почта: krasna4@mail.ru
Руководитель школьной апробационной площадки: замдиректора по учебной работе Судницына Татьяна Андреевна 89504572639
Тема апробации: «Формирование умения задавать исследовательский вопрос и его обосновывать»
Актуальность
Проект направлен на формирование познавательных логических универсальных учебных действий учащихся 6-7 классов: формирование умения задавать исследовательские вопросы и их обосновывать. Конференции школьных учебно-исследовательских работ учащихся, ежегодно проводимые с 1995 года в нашей школе, показали, что учащиеся не умеют формулировать исследовательский вопрос и тем более их обосновывать. Активность участия в исследованиях возрастает в нашей школе с 6 класса: развивается интерес к физике, биологии, географии, истории. Диагностика, проводимая в конце года у учащихся, показала, что учащиеся очень хотят участвовать в конкурсах учебно-исследовательских работ, но затрудняются в формулировании исследовательского вопроса.
Имеющийся опыт инновационной деятельности:
2010-2012гг. – работа апробационной площадки на муниципальном уровне по внедрению технологии индивидуализированного обучения под руководством Ю.А.Макарова;
2011-2012гг. – работа инновационной апробационной площадки «Академия родительского образования» под руководством Е.В.Бачевой.
Цель программы:
Формирование умения задавать исследовательский вопрос через использование в учебном процессе разнообразных видов урочных и внеурочных занятий, включение в образовательный процесс исследовательской деятельности.
|
Задачи проекта:
5. Включить в учебный процесс разнообразные формы урочной и внеурочной деятельности: микролаборатории, экспедиции, практикумы.
6. Включить в образовательный процесс учебно-исследовательскую и проектную деятельность обучающихся.
7. Использовать технологии, способствующие формированию УУД: ТИО, проблемно-диалогическую.
8. Организовать тьюторское сопровождение формирования познавательных умений обучающихся.
Суть программы: программа направлена на формирование познавательного логического универсального учебного действия у учащихся 6-7 классов: умения задавать исследовательский вопрос и его обосновывать. Данное умение будет формироваться через урочную и внеурочную деятельность: уроки, лаборатории, экскурсии, экспедиции и социальные практики.
|
|