Процедура оценивания умения формулировать исследовательский вопрос и его обосновывать у учащихся 7 класса
Умение генерировать исследовательские вопросы и их обосновывать является востребованным умением в современной социокультурной ситуации, так как формирует основы культуры исследовательской и проектной деятельности.
Рабочая группа поставила цель: найти наиболее оптимальные способы оценивания умения задавать исследовательский вопрос и его обосновывать. Проработав достаточно литературы по данному вопросу, мы пришли к выводу, что это непросто, так какнет готовых программ, критериев оценивания данного метапредметного результата.
Рабочая группа разработала Программы микролабораторий по разным областям, в которых учащиеся учились формулировать исследовательские вопросы. Лаборатории работали на развитие познавательного интереса учащихся основной школы, весь материал очень тесно связан с жизнью, с какими-то интересными и удивительными фактами, для ребят неизвестными. Сначала мы разобрались, какие вопросы считать исследовательскими, какие проблемными, какие уточняющими и т.д.
На первых 2 занятиях вопросов не было вообще. Учащиеся внимательно слушали руководителей, погружаясь в мир загадок истории, жизни птиц, мир камня, механики (что кому интересно). Впоследствии мы поняли, что ребята так и будут пассивными слушателями. Дальнейший шаг - познакомили ребят с типами вопросов по классификации Блума. Озадачили ненавязчиво, что после занятия нужно будет сформулировать исследовательский вопрос. И обосновать его.
Какой вопрос считать исследовательским? В литературе нет готовых формулировок. Мы пришли к выводу, что исследовательский вопрос рождается из проблемной ситуации. Умение ставить вопросыможно рассматривать как вариант, компонент умения видеть проблему;
Исследовательский вопрос проверяется в ходе проведения исследования. Как данное умение отследить? Какие критерии включить?
В ходе проекта мы прищли к выводу, что критерии должны быть одинаковы для всех лабораторий, они не должны быть избыточны. Мы попытались разработать критерии по уровням и создали оценочные листы учащихся. Отдельные учащиеся не смогли перейти с одного уровня на другой.
1 уровень– учащиеся знают типологию вопросов и умеют отличить один тип вопросов от другого; умеют задать вопрос, исходя из типологии Блума;
2 уровень– учащиеся задают вопрос, который возникает из проблемы, то есть учащийся видит проблему; формулируют возможный вариант решения проблемы, который решается в ходе небольшого исследования; проводят простейшие опыты для подтверждения результата;
3 уровень– учащиеся делают выводы по решению вопроса, умеют применить полученные знания в новой ситуации; защищают результаты в форме сообщения и презентации.
Оценку умения формулировать исследовательский вопрос и его обосновывать мы зафиксировали в таблице:
Критерии |
Показатели |
Баллы |
1 уровень: 1.Различение типов вопросов, выделение из типов вопросов вопроса, в котором установлены причинно-следственные связи |
1.Не различают тип вопросов |
0 |
2.Различают, но не могут привести примеры |
5 |
|
3.Различают типы вопросов, приводят свои примеры |
10 |
|
4.Различают из всех вопросов вопрос, в котором есть причинно-следственные связи |
20 |
|
2 уровень 2.Формулирование вопроса, который вытекает из проблемы |
1.Не видят проблему |
0 |
2.Понимают и видят проблему |
20 |
|
3.Формулирование возможного варианта решения проблемы |
3.Не умеют решить проблему |
0 |
4.Подбирают варианты решения проблемы через небольшое исследование |
30 |
|
5.Проводят простейшие опыты для подтверждения результата |
35 |
|
3 уровень 4.Применение полученных знаний в новой ситуации |
1.Нет выводов по решению проблемы |
0 |
2.Умеют применить полученные знания в новой ситуации |
40 |
|
3.Представляют исследовательский вопрос в форме презентации или готового продукта исследовательского вопроса |
45 |
Для формирования и последующей оценки исследовательского вопроса мы организовали 4 микролаборатории; «Популярная механика», «На древней Вишерской земле», «Юный геолог», «По следам орнитологических экспедиций». На внеурочных занятиях формировалось умение задавать исследовательский вопрос. Апробация модуля оценивания проводилась в 6-7 классах. Работу мы проводили поэтапно:
1 этап: Диагностико-организационный и теоретический.
На данном этапе учащиеся по своим интересам выбрали лаборатории. Многие учащиеся посещали все лаборатории. Далее мы познакомили ребят с типами вопросов. Использовали типы вопросов по Блуму. Особое внимание уделили исследовательскому вопросу.
2 этап: Деятельность лабораторий.Практика показала, что учащиеся с удовольствием включились в работу, с огромным интересом выполняли небольшие исследования на лабораториях: выращивали кристаллы соли и медного купороса, подсчитывали птиц в городских условиях и условиях, приближенных к заповеднику.
3 этап: Презентация исследовательских вопросов.
Каждая из лабораторий презентовала исследовательские вопросы.
Затруднения у учащихся вызвало умение применить полученные знания в новой ситуации.
Результаты наших наблюдений мы представили в таблице:
Фамилия имя учащегося |
1 уровень |
2 уровень 3 уровень |
Всего баллов |
||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
2 |
3 |
||