Программа
инновационной деятельности апробационной площадки по теме:
«Продуктивные задания как средство формирования и развития ИКТ-компетентности
в учебной и внеурочной деятельности
обучающихся 5-го класса»
МБОУ «Осинская средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя РФ В.П. Брюхова»
2012-2014 гг.
Пояснительная записка
Аннотация апробационной деятельности
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования оценка результата обучения должна быть ориентирована на сформированность у обучающихся умения учиться, применять полученные знания на практике. Это значит, обучающийся должен уметь самостоятельно ориентироваться в нестандартных ситуациях, уметь самостоятельно приобретать новые знания, преобразовывать их, получать их из любых источников, в том числе благодаря беспрепятственному доступу к информации и наличия базовых умений и компетенций грамотно с ней работать.
В соответствии с требованиями ФГОС ООО акцент инновационной деятельности апробационной площадки делается на метапредметные результаты обучения. Одной из приоритетных метапредметных компетенций обучающихся, является информационно-коммуникационная компетентность: способность взаимодействия и сотрудничества с другими людьми, свободное владение средствами информационных и коммуникационных технологий.В данном случае речь идет о развитии у обучающихся способности использовать информационные и коммуникационные технологии, ресурсы для доступа к информации, ее поиска, определения (идентификации), организации, обработки, оценки, создания–продуцирования, передачи–распространения, а также развитии у школьниковоснов информационной безопасности, умения безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет.
Актуальность выбранной темы
Тема инновационной деятельности апробационной площадки в нашей школе выбрана в связи с выявленной проблемой – недостаточным уровнем сформированности у обучающихся 5-х классов ИКТ-компетенций, что затрудняет успешное освоение образовательной программы, их социализацию, адаптацию в современном информационном пространстве. Надо добавить, что отсутствие системного подхода в обучении информатики младших школьников и отсутствие системы оценивания ИКТ-компетентности - также убеждает нас в том, что выбор темы работы площадки актуален, востребован педагогическим сообществом. Согласно теме инновационной деятельности в рамках апробационной площадки предметом её деятельности являются продуктивные задания по развитию базовой и повышенной ИКТ-компетентности в учебной и внеурочной деятельности обучающихся 5-х классов.
Основная идея площадки заключается в создании условий для системного внедрения и активного использования информационных и коммуникационных технологий. Таким образом, объектом инновационной деятельности является учебная и внеурочная деятельность учащихся.
В силу этого возникает объективная необходимость внести существенные изменения в образовательный процесс с целью формирования, развития и оценивания информационных компетенций обучающихся.
Цельюинновационной деятельности площадки является разработка продуктивных заданий, направленных на развитие ИКТ-компетентности обучающихся. Успешной реализации цели способствует решение следующих задач:
1.Сформировать нормативно-правовую базу деятельности апробационной площадки (АП).
2.Провести педагогический совет по рассмотрению и утверждению программы деятельности АП.
3.Определить ресурсы, обеспечивающие реализацию целей и задач АП: кадровые, информационные, материально-технические.
4.Принять участие в стартовых и обучающих семинарах школ – краевых апробационных площадок в ресурсном центре - ГБУ ДПО «ИРО ПК» .
5.Внести изменения в учебный план 5-го класса, включив в его вариативную часть в 1 полугодии 2012-2013 учебного года практический курс «Введение в информатику» (17 часов).
6.Разработать критерии продуктивных заданий
7.Начать разработку и апробацию продуктивных заданий с использованием ИКТ в 5 классе учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования, классным руководителем.
8.Разработать критерии оценивания ИКТ-умений обучающихся. 9.Способствовать формированию и развитию ИКТ-компетенций обучающихся не только средствами урочной, но и внеурочной деятельности обучающихся через участие в конкурсах, проектах, НОУ, олимпиадах с применением ИКТ.
Считаем, что свободное владение обучающимися информационно-компьютерными технологиями, сформированность их ИКТ-компетентности будут способствовать успешной адаптации обучающихся в информационном пространстве, станут важным фактором формирования универсальных учебных действий и метапредметных компетенций обучающихся.
Масштаб апробации
Кадровое и ученическое обеспечение деятельности площадки
На основании Приказа за № 104 от 23.05.2012 г. «О создании рабочей группы апробационной площадки по введению ФГОС ООО» директором школы Треногиной Т.В. членами рабочей группы краевой площадки назначены педагоги: Треногина Т.В., Карманова Е.Н., Кулпина Т.А., Швецова Р.В., Спиридонова В.Г.
№ |
Ф.И.О. педагога-апробатора |
Должность |
Пед.стаж |
Квалифи-кационная категория |
Статус |
Роль в площадке |
1 |
Треногина Татьяна Васильевна |
Директор школы |
34 |
Высшая |
Почетный работник общего образования |
Руководитель |
2 |
Карманова Елена Николаевна |
Заместитель директора по УР |
25 |
2 |
Почетный работник общего образования |
Куратор |
3 |
Кулпина Тамара Александровна |
Учитель немецкого языка Заместитель директора по ВР |
17 |
Высшая |
Почетный работник общего образования |
Координатор |
4 |
Швецова Руфина Васильевна |
Зам. по ИКТ Учитель информатики |
5 |
2 |
- |
Руководитель практического курса «Введение в информатику» |
5 |
Спиридонова Вероника Геннадьевна |
Учитель физики |
21 |
2 |
Призер региональной олимпиады учителей физики «ПРОФИ-КРАЙ» |
Эксперт (диагностика, мониторинги) |
В реализации программы инновационной деятельности площадки участвуют 6 педагогов и 29 учащихся (5 «а» класс). Апробация осуществляется на уроках немецкого языка, истории, географии, математики и реализации курса «Введение в информатику» у в5-м классе
На подготовительном этапепланируются следующие действия:
- определение предмета, цели, задачи, ожидаемых результатов деятельности АП;
- анализ ситуации, определение ресурсов, условий школы;
- разработка и утверждение нормативно-правовой базы деятельности АП;
- разработка и утверждение программы инновационной деятельности АП;
- проведение стартовой диагностики в соответствии с целями АП;
В основной этапвходят мероприятия:
1. Оснащение учебной аудитории-кабинета № 10 (именно здесь занимаются обучающиеся 5 класса, участвующие в инновационном процессе) современными средствами обучения: автоматизированное рабочее место учителя, использование ресурсов мобильного компьютерного класса, электронные программные материалы, интернет.
2. Разработка модели развития ИКТ-компетентности обучающихся средствами школьных дисциплин (программа площадки).
3. Разработка и реализация программы курса «Введение в информатику» в 5 классе в первом полугодии 2012-2013 учебного года учителем информатики.
4. Проведение цикла теоретических и практических (обучающих) семинаров с учителями-предметниками по теме площадки.
5. Определение эффективности используемого учителями УМК, оптимально направленного на формирование, развитие и совершенствование ИКТ-компетентности обучающихся.
6. Разработка критериев оценки сформированности ИКТ-компетентности обучающихся.
7. Разработка критериев оценки продуктивных заданий, формирующих ИКТ-компетентность обучающихся.
8. Разработка и апробация продуктивных заданий учителями-предметниками в 5 классе.
9. Организация открытых уроков, мастер-классов с использованием продуктивных заданий, формирующих ИКТ-компетентность обучающихся.
10. Внеурочная деятельность (НОУ, проекты, профильный лагерь, предметные кружки, школьная практическая конференция «Находки. Творчество. Поиск»)
11. Мониторинг сформированности ИКТ-компетенций обучающихся (промежуточный, итоговый) по результатам апробированного курса «Введение в информатику» в 5 классе.
12. Мониторинг эффективности использования продуктивных заданий.
13. Корректировка деятельности апробационной площадки.
14. Создание электронного банка сценариев уроков, внеклассных мероприятий, информационных стендов, брошюр по теме площадки, а также оформление дидактических материалов для обучающихся (продуктивные задания) и диагностических материалов для учителя (критерии сформированности ИКТ-компетентности, примеры диагностических заданий для проведения диагностических процедур на материале некоторых предметов).
На заключительном этапепредполагается сделать следующее:
1.Организовать системное использование продуктивных заданий, способстующих развитию метапредметных компетенций: ИКТ-компетенций в образовательном процессе.
2. Проанализировать результаты деятельности апробационной площадки.
3. Обработать, описать полученные результаты.
4.Презентовать инновационный опыт: школьный сайт, мастер-классы, педагогические конференции, методический сервис для других образовательных организаций.
5. Внедрить накопленный опыт в общую практику педагогов.
Ожидаемые результаты апробационной деятельности
Результатом деятельности площадки будет сформированность ИКТ-компетентности обучающихся. К важнейшим информационным компетенциям учащихся нашей школы мы относим следующее:
1) компетенции в сфере первоначального информационного поиска:
· определение информации(умение выделять ключевые слова для информационного поиска)
· доступ к информации (умение самостоятельно собирать и извлекать информацию в информационном поле)
2) технологические компетенции:
· управление информацией(умение организовать поиск в сети Интернет с применением различных поисковых механизмов)
· способность переводить информацию из одной формы представления в другую
· умение работать с пакетом прикладных программ Microsoft Office
- предметно-аналитические компетенции:
· интегрирование информации (умение интерпретировать и представлять информацию, выделять в тексте главное, анализировать, обобщать, сравнивать и противопоставлять данные, систематизировать информацию)
· оценивание информации (умение выносить суждение о качестве, важности, полезности или эффективности информации)
3) операционно-деятельностные компетенции:
· создание информации (умение подготовить реферат, проект, презентацию)
· умение составлять тезисы выступления
· способность использовать различные средства наглядности при выступлении
4) коммуникативные компетенции:
· передача информации (способность должным образом передавать информацию в среде ИКТ)
· умение представлять собственный информационный продукт
· умение работать с любым партнёром (учитель, другой учащийся)
· умение отстаивать собственную точку зрения
Таким образом, результатом процесса инновационной деятельности нашей площадки должно стать появление у обучающихся способности использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией. Они должны научиться находить необходимые данные, организовывать, обрабатывать, анализировать и оценивать их, а также продуцировать и распространять информацию в соответствии со своими целями и особенностями восприятия аудитории. При такой системно-деятельностной работе, основанной на освоении личностных действий, регулятивных, познавательных и коммуникативных УД формируются:
· поиск, избирательность и фиксация информации;
· уважение к информации других людей и общение с ними в цифровой среде;
· основы правовой культуры в области использования информации;
· оценка условий и результатов действий, выполняемых в информационной среде.
Это должно обеспечить учащимся возможность:
- успешно продолжать образование в течение всей жизни (включая получение образовательных услуг с использованием Интернет)
- определять этапы своего развития
- успешно жить и трудиться в информационном обществе
Ожидаемые продукты инновационной деятельности АП
Приказ Министерства образования Пермского края №235 «Об утверждении списков образовательных учреждений – апробационных площадок ПК по подготовке к введению ФГОС ООО» |
Приказ Управления образования №251 «Об утверждении статуса апробационной площадки» |
Приказ директора школы №104 «О создании рабочей группы апробационной площадки по введению ФГО ООО» |
Положение об инновационной деятельности |
Учебный план |
Программа деятельности АП |
План реализации программы АП на 2 года |
Программа курса «Введение в информатику» |
Критерии оценки сформированности уровня ИКТ-компетентности обучающихся |
Перечень базовых информационных компетенций обучающихся |
Диагностические карты оценивания уровня сформированности ИКТ-компетенций обучающихся |
Задания для практической работы курса «Введение в информатику» |
План проведения открытых уроков, мастер-классов, семинаров, педсоветов по теме АП |
Информационное сопровождение о деятельности АП (электронный банк информации на стенды) |
Критерии по разработке продуктивных заданий |
Электронный банк продуктивных заданий |
Анализ проведенных диагностик определения уровня сформированности ИКТ-компетентности обучающихся (стартовая, промежуточная, итоговая) |
План-график курсов повышения квалификации учителей по реализации ФГОС ООО |
Механизм взаимодействия с родителями и
социальным окружением школы
üродительские собрания
üанкетирование родителей
üсайт школы
üэлектронная почта
üмастер-класс для родителей по работе с информационными технологиями
üродительская конференция
Ограничения и риски:
- низкая скорость сети Интернет
- разный уровень владения ИКТ обучающимися и педагогами
-низкая активность и заинтересованность педагогов в решении проблемы формирования и развития ИКТ-компетентности обучающихся
- низкая мотивация родителей в осуществлении данного проекта