Данный материал представляет собой сборник продуктивных заданий, направленных на формирование и развитие ИКТ-компетентности обучающихся 5-х классов.
Продуктивные задания как средство формирования и развития ИКТ-компетентности в учебной и внеурочной деятельности обучающихся 5-го класса
(методическое пособие)
Авторы: Треногина Т.В.
Кулпина Т.А.
Карманова Е.Н.
Спиридонова В.Г.
Пояснительная записка
по описанию продуктивных заданий
На наш взгляд, задания, составленные нами, являются продуктивными, поскольку ход выполнения их не описан в учебниках. Они направлены на метапредметные результаты. Задания позволяют определить обучающемуся порядок его выполнения. В данном случае наши продуктивные задания способствуют формированию и развитию ИКТ-компетентности обучающихся 5 класса.
Задания направлены на работу с информацией, её интерпретацию, анализ, обработку, обобщение, оценивание. Задания позволяют формировать и развивать обучающемуся свои умения в работе с компьютерными технологиями, создании и представлении продукта собственной деятельности, умения осуществлять передачу информации.
Умелое использование представленных заданий позволяют выявить (определить) не только уровень сформированности отдельных ИКТ-компетенций обучающихся, но и общий уровень проявления у них информационно-коммуникационной компетентности, которая будет проявляться в умении выделять ключевые слова для информационного поиска, умении самостоятельно собирать и извлекать информацию в информационном поле, организации поиска в сети Интернет с применением различных поисковых механизмов, способности переводить информацию из одной формы представления в другую, умении работать с пакетом прикладных программ Microsoft Office. Надо добавить, что наши задания позволяют развивать обучающимся навыки самостоятельного изучения того или иного материала, осуществлять творческий подход преобразования учебного материала, обеспечивают разноуровневое обучение. Безусловно, составленные нами задания позволяют проявлять обучающимся интерес к учебному материалу, планировать, контролировать, корректировать и оценивать свою работу, находить несколько вариантов решения учебной задачи.
Несмотря на то, что задания представлены в разных формах, это не мешает педагогам понять и использовать их в своей работе.
Задания составлены для уроков немецкого языка, истории, географии, математики. По аналогии с этими заданиями можно составить свои.
Критерии разработки продуктивного задания
Немецкий язык
Продуктивные задания для обучающихся 5 класса
Задание 1: Вы получили сообщение, но некоторые слова в нем отсутствуют. Как быть?
Тема: «Город» («Die Stadt»)
(Füllen Sie die Lücken aus (eine Lücke – ein Wort)
Das ist eine ____deutsche Stadt. Hier ____viele Strassen. Einige Strassen sind______, einige Strassen sind _____. In den breiten und lauten Strassen ist der Verkehr______. Hier fahren _____, Busse, Obusse. Die Menschen gehen hier durch _____. In den schmalen und stillen Strassen ist der Verkehr______. Hier gehen die Menschen ______und fahren_____. Viele Menschen gehen ____Cafe. Sie _____Eis und Torte, trinken_____. Die Jungen und die Mädchen _____und spielen hier.
laufen, Fussgängerzone, ins, essen, Rad,laut, stark, Autos, zu Fuss, Café, alte, still, sind, wenig |
Thema «Winter kommt»
Ergänze die Sätze!
Es ist ________. Es _____ kalt. Űberall liegt ________. Es schneit _______. Die Schneeflocken _______ auf die Erde. Der Schnee _______ nicht tief. Die Stadt _______ wie eine weisse ________ aus. Die Kinder ______ sich űber den Winter. Sie ______ Schneeballschlachten, laufen _______, _______. Einige Kinder ______. Alle singen ________. Die Menschen feiern _______. Sie gratulieren einandern zur _______. Sie wűnschen allen _______ Weihnachten und _______. Zu Hause steht ein grosser _______mit Girlanden und ________. Alle sind ________.
Задание 2: Прослушайте текст. Отметьте информацию о Забине стрелками, используя на верхней панели компьютера «вставка».
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Zum Thema «Die Strassen» (5Kl)
Was passt zusammen?
Viele Strassen |
sind schmal und still |
Einige Strassen |
fahren Rad |
Autos und Busse |
gehen zu Fuss |
Die Menschen |
bellen |
Einige Menschen |
kőnnen hier alles kaufen |
In den Strassen |
sind nicht lang und nicht breit |
Die Stadtbewohner |
laufen und miauen |
An den Litfaβsäulen |
fahren |
Die Hunde |
sehen wir bunte Reklame |
Die Katzen |
stehen Telefonzellen und Litfaβsäulen |
Lexikalisch-grammatische Aufgabe. Setzen Sie in die Lűcken ein
passendes Wort ein!
Das ist eine alte deutsche ______. Die Stadt ist _____. Die Strassen ______ laut und breit. Einige ______sind still und kurz. Die Menschen _____hier zu Fuss. Einige Menschen _____Rad. Viele Busse und ______ fahren hin und her. Die Menschen sitzen im Cafe und _____ Eis. Sie trinken _____. In den Strassen ist bunte ______. Sie ist an den _______. Diese alte deutsche Stadt ______ schőn.
Litfaβsäulen, Stadt, sind, ist, gehen, Autos, essen, gross, Strassen, Kaffee, fahren, Reklame |
Задание 3: По электронной почте Вы получили письмо. Интересно, о чем Вам написали? А что бы Вы написали в письме своему другу?
Berlin, 24.02.2013
Liebe Kinder,
ich bin 9 Jahre alt. Ich lebe in Berlin. Ich wohne Blumen-Strasse. Ich suche Freunde. Meine Familie ist klein. Ich habe eine Mutter und einen Vater. Ich habe keine Schwester und keinen Bruder. Ich habe nur eine Katze. Sie heisst Murka. Meine Mutter heisst Frau Hahn. Sie ist gut und schön. Mein Vater heisst Pohl. Er ist tapfer und klug. Schreibt mir bitte. WiesindeureEltern?
VieleGrüβe
EurePetra
Задание 4. Вас попросили провести экскурсию по Берлину. Что бы Вы рассказали об этом городе? Используйте следующие сайты ….
Задание 5. Проект «Записная книжка»
Задание 6. Вы получили электронное приглашение на день рождения. Выделите жирным шрифтом следующую информацию:
EINLADUNG
LieberFreund!
AmMorgen habe ich einen Geburtstag. Er beginnt um 18.00 Uhr. Ich lade dich zu meinem Feiertag ein. Aber meine Eltern sind ins Dorf gefahren, darum muss ich zum meinen Geburtstag selbst zubereiten. Ich brauche deine Hilfe. Ich möchte eine Űberraschung für die Gäste bereiten. Ich koche aber nicht besonders gut. Ich werde Eisbein und Sauerkraut zubereiten. Ich habe keinen Kochtopf und, ehrlich gesagt, habe ich vergessen, nach welchem Rezept dieses Gericht man kocht. Kannst du mir helfen? Bringe bitte einen Kochtopf, ein Rezept und verschiedene Spezereien mit! Ich würde mich sehr freuen, dich zu sehen!
Markus
Bonn
Задание 7. Приготовь информацию о ….
1. Выделите интересующую информацию
2. Откройте сайт с интересующим материалом
3. Познакомьтесь с информацией
4. Выделите главное
5. Создайте слайды в программе PowerPoint
6. Сохраните выбранный материал в папке на рабочем столе
7. Подготовьте устную защиту работы
Математика
Задание 1: Поиск информации
Формулировка задания:В следующем году Вы будете изучать два раздела математики: алгебру и геометрию. Раньше в школе изучали арифметику. А откуда взялись эти термины, что они означают?
Когда возникли эти разделы? Отметьте время возникновения на ленте
времени.
Лента времени
III II I 0 I II III IV V VI VII века до н.э. н.э lj |
Задание 2: Преобразование информации
Тема урока «Нахождение дроби от числа»
Формулировка задания: В таблице дан процентный состав воздуха. Представьте состав воздуха в виде диаграммы. Найдите по этим данным содержание газов в 1 кг. Воздуха. Дополните полученной информацией таблицу. Изменится ли процентное и массовое содержание газов в воздухе, если вместо 1 кг. взять 10 кг. воздуха? Докажите вычислениями.
Задание 3: Представление информации
Формулировка задания: В соответствии с планом подготовьте и представьте информацию об одном из известных ученых-математиков.
План:
- годы жизни
- портрет
- место рождения, учебы, жизни
- какие открытия произвел
Задание 4: Сравнение информации, нахождение ошибок, представление информации в таблице
Формулировка задания: Сравните информацию. Найдите ошибки. Представьте информацию в виде таблицы.
Поверхность всего земного шара составляет 510 млн км². На долю суши приходится 149 млн км² или 35% всей поверхности Земли. Тихий океан занимает 180 млн км² или 28% всей поверхности Земли. Таким образом, Тихий океан по площади больше всей суши Земли. Так ли?
Задание 5:
К зимней олимпиаде в Сочи шестиклассники решили сделать эмблему из пяти колец таким образом, чтобы диаметры колец были равны площади соответствующего материка в млн.км². Какое кольцо будет самым большим? Начертите в тетради самое маленькое кольцо, закрасьте его соответствующим цветом
История Древнего мира
Задание: придумай свой вариант мифа, объясняющего какое-нибудь явление природы.
2. У шумеров есть следующие пословицы: «Он ещё не поймал лисицу, а уже делает для неё колодку» или «Увернулся от дикого быка – натолкнулся на дикую корову».
Задание: какие русские пословицы соответствуют данным шумерским?
3. Финикийцы заслужили славу самых отважных мореплавателей древности. Они первыми стали строить парусные корабли для морских путешествий. Продвигаясь вдоль побережья Пиренейского полуострова, они открыли пролив, соединяющий Средиземное море с Атлантическим океаном.
Задание: найди в интернете информацию об этом событии и узнай, как позже он стал называться. Составь рассказ от имени финикийца о морском путешествии, отметив цель поездки, маршрут и ход путешествия.
4. Центральная улица Вавилона проходила рядом со знаменитой Вавилонской башней. Это был один из самых больших зиккуратов в Мессопотамии. Высота Вавилонской башни 91 метр. Каждая из её семи ступеней-этажей была выкрашена в свой цвет. На последней ступени находилось святилище главного вавилонского бога Мардука.
Задание: используя возможности интернета или дополнительную литературу, расскажи библейскую легенду о Вавилонской башне.
5. Первый из рассказов о потопе восходит к шумерам. Согласно ему боги решили наслать на землю потоп, чтобы уничтожить человечество. Однако покровитель людей бог Энки не был согласен с этим решением. Он предупредил набожного и праведного царя Зиусудру о намерении богов. По его совету Зиусудра построил большой корабль, на котором смогли спастись от гибели не только его родственники, но и животные. Семь дней и семь ночей бушевала стихия. На восьмой день появился бог солнца Уту. Зиусудра принёс ему жертвы. Боги смилостивились и даровали царю вечную жизнь.
Задание: используя возможности интернета или дополнительную литературу найди библейское сказание о Всемирном потопе. Что общего между библейским сюжетом и шумерским мифом.
6.Задание: подготовь электронную презентацию к параграфу № 6 и выступление, строго соблюдая следующие критерии:
Слайд № 1: предмет, глава, тема, иллюстрация по теме, автор
Слайд № 2: план – пункты параграфа.
Следующие слайды в соответствии с пунктами параграфа. Информация на слайдах в виде непрямого текста и иллюстрации к нему.
Дополнительный слайд – информация из интернета, которая заинтересует обучающихся и которая отсутствует в параграфе.
Важно:
Заголовки слайдов шрифта одинакового размера.
Восприятие (Читаемость) текста.
Выступление с презентацией не дублирует информацию слайдов.
шрифта одинакового размера.
Восприятие (Читаемость) текста.
Выступление с презентацией не дублирует информацию слайдов.
7. Задание: прочитай текст. Вставь недостающие слова. Преобразуй информацию в непрямой текст.
Одними из представителей Московской Руси были ________, мелкие сельскохозяйственные производители, которые с помощью простых орудий и труда членов своих семей получали продукцию для собственного потребления. Часть из них жили в деревнях, часть – на землях землевладельцев. Другими ______, высшие чины, ближайшие правительственные сотрудники князя. Они владели вотчинной землёй, которую могли передать по наследству, могли подарить. Усадьба _________ состояла из жилой избы, надворных хозяйственных построек и огорода. Часто имелись подклети - нижние помещения для скота, вещей. Усадьбу _______окружал крепкий и высокий частокол, массивные ворота, в ней имелись несколько жилых домов, в одном из которых жил сам хозяин, а в остальных - зависимые от него люди.Дома были из нескольких срубов, с переходами, лестницами, крылечками, резными украшениями. Обстановка в доме __________ - деревянные столы, скамьи, лавки вдоль стен. У _____________- те же предметы, еще табуретки, покрытые красивой резьбой, живописью; на них - подушки, валики; к ногам ставили маленькие скамеечки. _____________ избы освещали лучинами, ___________ - сальными свечами с подсвечниками.____________ ходили в длинных, до пят, одеждах с вышивками и драгоценными каменьями; ____________ же - в простых рубашках с поясом, коротких одеждах — из домотканого сукна, беленого холста. ____________ ели преимущественно ржаной хлеб, вкушали просо, горох, овес из овощей — капусту, репу, морковь, огурцы, редьку, свеклу, лук, чеснок, рыба, хлебный квас. __________ питались более разнообразно и обильно: ели хлеб из пшеницы, на столах было мясо, дичь – журавли, гуси, перепела, лебеди. На сладкое употребляли яблоки, вишни, смородину, лесные орехи.
план |
Крестьянин |
боярин |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Составь сравнительную таблицу, определив план характеристики представителей Московской Руси: бояр и крестьян, опираясь на текст параграфа.