ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АПРОБАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ ФГОС ООО ПЕРМСКОГО КРАЯ
1. Апробационная площадка (полное наименование образовательного учреждения, адрес, телефон, e-mail)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 94» г. Перми
614025, г. Пермь, ул. Героев Хасана, д.89, телефон (факс) 268-71-15, 268-36-96, e-mail: school94@mail.ru
2. ФИО, должность, место работы авторов программы
Носкова Ирина Николаевна, директор МАОУ Â«СОШ № 94» г. Перми, Пирожкова Оксана Геннадьевна, заместитель директора по УВР МАОУ Â«СОШ № 94» г. Перми
3. Тема апробационной деятельности площадки
«Выстраивание индивидуальной образовательной траектории учащимися по предмету на основе оценки собственных интересов и способностей».
4. Обоснование актуальности выбранной темы (1-3 предложения).
Перед учениками по окончании им основной школы стоят множество сложных задач: правильный выбор профиля обучения, самоопределение в дальнейшей профессиональной деятельности.
Достижение этих целей прямо связано с индивидуализацией образовательного процесса, что вполне осуществимо при построении образовательного процесса школьников по индивидуальным образовательным траекториям. Под индивидуальной образовательной траекторией понимается содержание образования и уровни его освоения, в соответствии с   государственным образовательным стандартом  и запросом ученика для достижения личностно значимых образовательных результатов в рамках учебного плана школы.
Существует опыт школ по выстраиванию индивидуальной образовательной траектории учащихся, связанный с выбором уровней освоения учебных программ (базовый, профильный), внеучебных курсов и т.п. Мы же предлагаем выстраивать такую траекторию внутри школьных предметов. Разработка индивидуальной траектории освоения учебного содержания по предмету учащимися будет основана на самоанализе и самооценке успеваемости, обучаемости и обученности по предметам; интересе школьников. Работа с индивидуальной траекторией позволит учащимся ставить личные цели по освоению предметных и метапредметных умений, контролировать и оценивать свою деятельность, находить ошибки и выявлять их причины, корректировать работу.
В перспективе эта деятельность поможет учащемуся осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им,совершить выбор, подразумевающий предварительное самоопределение в отношении профилирующего направления собственной деятельности, который ляжет в основу его дальнейшей образовательной траектории, будет связан с будущей профессиональной деятельностью, с выбором образа жизни.
Â
5.Предмет(ы) апробации (элементы образовательного процесса, организационно-содержательные механизмы и др.), краткое описание предметов апробации (1-3 предложение).
Предметами апробации станут:
1.     Учебное содержание предметов «Русский язык, «Математика».
2.     Педагогические средства, обеспечивающие формирование навыков самооценки учащихся (первоначальный выбор â самоконтроль â самооценка â рефлексия â коррекция â выбор дальнейшего пути).
3.     Педагогические методы оценивания уровня сформированности самооценки учащихся.
4.     Форма мониторинга освоения учащимися учебных программ по предметам (структура индивидуальной образовательной траектории по предметам).
5.     Содержание и технологии педагогического сопровождения выбора учащимися ИОТ по предметам.
6.Масштаб апробации: количество педагогов; параллели, классы, в которых происходит апробация; количество учащих, предметы, на которых апробируется стандарт - если есть.
2012 â 2013 год â 6а (30 учащихся)
2013-2014 год â 5а, 5б, 6б,7а (100 учащихся)
Учителя: Батуева Е.М., Кольцова Е.В., Ширяева М.С., Лучникова Н.В.
7.Ожидаемые результаты апробационной деятельности. Система оценивания ожидаемых результатов (в форме таблицы).
Образовательными результатами апробационной деятельности педагогического коллектива будут личностные результаты, такие как,приобретение практического опыта пробного проектирования учащимися своей образовательной траектории на основе самооценки своих интересов, склонностей, личностных качеств, уровня подготовки по предметам. Полученный опыт, на наш взгляд, станет основой для осознанного выбора учащимися дальнейшей жизненной траектории.
Кроме того, в процессе достижения указанного результата, будут формироваться регулятивные УУД:Â действия целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Методическими результатами будут являться: продукты апробационной деятельности (методические рекомендации «Выстраивание индивидуальной образовательной траектории учащимися по предмету на основе оценки собственных интересов и способностей», система мониторинга качества достижения предметных и метапредметных (регулятивных УУД учащихся) результатов обучения по русскому языку и математике (5-7 класс).
Â
Ожидаемые результаты |
Способы, механизмы предъявления и оценивания ожидаемых результатов |
Образовательные результаты (личностные результаты УУД регулятивного характера â действия самооценки учащихся) |
Критериальное оценивание уровня сформированности ожидаемых образовательных результатов (навыка самооценки учащихся). Реализация учащимися программы индивидуального развития (на предметах: русский язык, математика). Повышение уровня сформированности описанных образовательных результатов учащихся. |
Методические результаты: опыт административной и педагогической деятельности по достижению указанных выше образовательных результатов, продукты апробационной деятельности |
Представление опыта на семинарах различного уровня, публикация материалов, размещение материалов на сайте ЦРО ПК, сайте школы, в школьном сборнике методических материалов. |
Â
9.Перечень ожидаемых продуктов апробационной деятельности: методические, дидактические, нормативные, оценочные материалы и т.д.
1)    методические рекомендации «Выстраивание индивидуальной образовательной траектории учащимися по предмету на основе оценки собственных интересов и способностей»,
2)Â Â Â Â система мониторинга качества достижения предметных и метапредметных (регулятивных УУД учащихся) результатов обучения по русскому языку и математике (5-7 класс):
- структурно â логическая схема учебного содержания по предметам: математика, русский язык (5-7 класс),
- структура индивидуальной карты развития учащегося по предмету,
- банк разноуровневых предметных заданий компетентностного характера по русскому языку и математике (5-7 класс),
- пакет апробированных материалов критериального оценивания уровня сформированности действий самооценки учащихся (умение соотносить свой образовательный опыт и свои желания при выборе уровня усвоения учебного содержания по предмету, образовательного ресурса; оценивать свои действия, как по результату, так и по способу и последовательности действий; обосновывать индивидуальные возможности, осознавать свои способности и освоенные способы деятельности), включающий таблицы критериального оценивания и описание процедуры оценивания, Â
- описание методических приемов формирования действий самооценки учащихся на уроках.
10.Описание механизмов взаимодействия с родителями и социальным окружением школы при выстраивании программы апробационной деятельности.
Родительские классные собрания с целью ознакомления с программой апробационной деятельности и с результатами ее реализации.
Взаимодействие с преподавателями ПГГПУ,  НИУ ВШЭ â Пермь, АНО Â«Центр Развития Молодежи» г. Екатеринбург по вопросам разработки методических рекомендаций для педагогов.
11.Описание научно-методического, методического сопровождения апробационной деятельности школы на уровне муниципалитета, региона: с кем школа взаимодействует(учреждение или ФИО руководителя/консультанта, его должность), в каких формах т.д.
Научный консультант Никитин Иван Григорьевич, к.п.н., доцент кафедры повышения квалификации профессорско-преподавательского состава ПГГПУ.
12.Аннотация апробационной деятельности (кратко, не более 0,3 стр. для размещения информации на сайте «Центра развития образования Пермского края»).
В рамках апробационной деятельности школы предполагается развертывание опытно-экспериментальной работы по выявлению и описанию педагогических средств формирования и диагностики у учащихся 5-7 классов навыков самооценки (первоначально на уровне выстраивания и реализации индивидуальных образовательных траекторий учащихся по предметам; выбора уровня освоения учебного содержания по русскому языку, математике на основе способностей и возможностей), Â Â а также разработка методических материалов, рекомендаций и накопление педагогического опыта для последующей трансляции.
Â
Â
Â
13.Программа апробационной деятельности на 2 года
Â
Этап реализации программы |
Основные действия |
Ожидаемые результаты |
Способ оценивания |
Продукты |
|
Этап моделирования (сентябрь - октябрь 2012) |
1.Обсуждение целевого блока и механизма реализации программы. 2.Разработка плана деятельности на 2012-2013, 2013 -2014 учебные годы. 3.Учет и предварительная оценка имеющегося опыта деятельности, доступных ресурсов по заявленной проблеме для их применения в образовательной деятельности. 4.Выстраивание индивидуальных траекторий апробационной деятельности педагогов. |
Банк имеющихся школьных ресурсов, индивидуальные планы апробационной деятельности педагогов. |
Анализ индивидуальных планов апробационной деятельности педагогов. |
Программа деятельности школьной апробационной площадки на 2012 â 2014 годы. |
|
Исследовательский этап (ноябрь 2012 â май 2013) |
1.Организация деятельности по повышению профессиональной компетентности педагогов (курсовая подготовка, посещение семинаров по заявленной тематике). 2.Изучение сформированного опыта других образовательных учреждений по развитию заявленных образовательных результатов учащихся. 3.Разработка инструментария и процедуры оценивания ожидаемых образовательных метапредметных результатов (навыков самооценки учащихся). 4.Разработка системы мониторинга качества достижения предметных образовательных результатов учащихся (русский язык, математика 5-7 класс), банка компетентностно â ориентированных заданий. 5.Разработка индивидуальной карты развития учащегося по предмету. |
Повышение профессиональной компетентности педагогов. Формулировка критериев, показателей, оценки ожидаемых результатов образовательной деятельности. Указание объектов оценивания, описание требований к объектам оценивания, процедуре оценивания. Разработка Положения об индивидуальной карте развития учащегося по предмету. Разработка структурно â логической схемы по предметам: русский язык, математика с описанием ключевых предметных образовательных результатов, подлежащих самооценке учащихся. |
Экспертиза разработанных материалов, рецензирование программ научным консультантом Никитиным И.Г. Â |
Объекты оценивания, требования к ним. Критериальная шкала оценивания. Процедура оценивания. Индивидуальная карта развития учащегося по предмету. Банк предметных разноуровневых компетентностно â ориентированных заданий по русскому языку, математике (5-7 класс). |
|
Апробационный этап (сентябрь 2013 â март 2014) |
1.Разработка методических рекомендаций для учителя по формированию и диагностики навыков самооценки учащихся, выстраиванию индивидуальной образовательной траектории учащимися по предмету на основе оценки собственных интересов и способностей. 2.Апробация диагностических методик оценки уровня развития образовательных результатов. 3.Выстраивание системы деятельности работы с педагогическими кадрами по достижению нового образовательного результата. Â |
Получение учащимися  практического опыта пробного проектирования  своей образовательной траектории, повышение уровня развития навыков самооценки: в 5 -6 х классах â не менее 50 % учащихся показывают средний и высокий уровень сформированности ожидаемых результатов, в 7 классе â не менее 40% учащихся показывают средний и высокий уровень сформированности ожидаемых результатов. Повышение профессиональной компетентности педагогов в применении педагогических средств формирования и диагностики заявленных образовательных результатов.  |
Экспертиза разработанных материалов научным консультантом Никитиным И.Г. Анализ предварительных результатов по внедрению разработанных экспериментальных материалов. Отзывы родителей, учащихся, педагогов. Â |
Методические рекомендации «Выстраивание индивидуальной образовательной траектории учащимися по предмету на основе оценки собственных интересов и способностей», система мониторинга качества достижения предметных и метапредметных (регулятивных УУД учащихся) результатов обучения по русскому языку и математике (5-7 класс). |
|
Обобщающий этап (март 2014 â апрель 2014) |
1.Сбор и анализ результатов деятельности апробационной площадки. 2.Коррекция дальнейшей деятельности на основе полученных экспериментальных данных. 3.Организация деятельности стажерской площадки на базе МАОУ Â«СОШ № 94» г. Перми  с целью тиражирования позитивного опыта и образовательных практик. |
Положительная оценка и востребованность разработанных в ходе апробационной деятельности материалов. |
Отзывы участников городской апрбационной площадки, специалистов ЦРО, департамента образования |
Методические рекомендации «Выстраивание индивидуальной образовательной траектории учащимися по предмету на основе оценки собственных интересов и способностей», система мониторинга качества достижения предметных и метапредметных (регулятивных УУД учащихся) результатов обучения по русскому языку и математике (5-7 класс). |
|
 |  |  |  |  |  |
Â