МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
внеклассного занятия по музыке
для 5-6 классов по теме:
«Без прошлого нет будущего»
Автор:
Нестерова Елена Васильевна,
учитель музыки Iквалификационной категории
Краснокамск, 2014
ПЛАН – КОНСПЕКТ
внеклассного занятия по музыке
Тема занятия:«Без прошлого нет будущего»
Класс:5- 6
Тип занятия:творческая лаборатория
Цель занятия:создать музыкально-художественное пространство для решения творческих задач с включением регионального компонента через поисково-исследовательскую деятельность.
Задачи урока:
· формировать учебную самостоятельность;
· развивать умения и навыки поисковой и исследовательской деятельности;
· воспитывать любовь и уважение к истории своего города, традициям и культуре своего народа.
Методы обучения: словесные, наглядные,практический,проблемный, частично-поисковый, исследовательский.
Формы организации обучения: индивидуальная,групповая,фронтальная.
Виды деятельности на занятии:
1.Вокально-хоровое исполнение народной и авторской песни
2. Слушание музыкальных произведений
2.Музыкально-ритмические движения
3.Импровизация игры на синтезаторе
Средства обучения: мультимедиа проектор, 2 ноутбука, аудио записи, магнитофон, презентация, ноты песен «Прекрасное-Далёко», «Я люблю свой город», «Песня о Краснокамске», синтезатор.
Формирование универсальных учебных действий:
1. Личностные УУД
Формирование: мотивации к творческому обучению и познанию; адекватной самооценке; готовности открыто выражать свою позицию на занятии, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в проектной деятельности.
2. Регулятивные УУД
Формирование: умения удерживать цель деятельности до получения ее результата; умения оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности.
3. Познавательные УУД
Формирование:умения эмоционально исполнять авторские и народные песни;музицировать на синтезаторе;выполнять народные танцевальные движения; высказываться о музыке своего народа.
4. Коммуникативные УУД
Формирование: умения слушать и слышать учителя, одноклассника; умения сотрудничать в группе при решении творческих задач.
Метапредметныерезультаты:
· Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи внеклассной деятельности, способами решения проблем творческого и поискового характера.
· Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.
· Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; умение готовить своё выступление и выступать с музыкальным сопровождением.
· Овладение логическими действиями анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений.
· Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
· Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Технологическая карта урока музыки
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Универсальные действия |
1.Самоопределение к внеклассной деятельности. |
Слайд №1 Слушание песни Е.Крылатова «Прекрасное-далёко» -Что вы почувствовали, слушая музыку? (ответы уч-ся) -Молодцы, вы приняли, впустили в себя эту теплоту, свет, таинственность, которую передал вам композитор, наш земляк Е.Крылатов. Учитель нацеливает учащихся на предстоящее занятие, которое предлагает провести в форме творческой лаборатории.
|
Слушание песни. Эмоциональный настрой на занятие.
|
Личностные:мотивация, самоопределение Регулятивные:целеполагание Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
|
2.Постановка учебной задачи.
3.Построение проекта |
- Сегодня мы наше занятие посвящаем нашему городу Краснокамску. Слайд №2 – И хотела бы с вами совершить путешествие в прошлое, настоящее, а может быть и в будущее нашего города. Слайд №3 «Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим, И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим» Вадим Шафнер - На каком виде транспорта мы совершим путешествие? (На космическом корабле, машине времени…) Встанем в круг, возьмёмся за руки и с помощью волшебного звука, который посылаем всей Вселенной, полетим в глубину прошедших веков (?) – нет десятков лет, так как наш город ещё молодой (75 лет). Исполнение. - Открыли глаза. Наша экспедиция – научно-исследовательская, поэтому мы снарядим в дорогу 3 группы. Слайд №4 1 группа - историки-искусствоведы 2 группа – этнографы- исполнители 3 группа – аккомпаниаторы, звукорежиссёры. -У каждой группы есть ответственный, так как было д/з. Всех уч-ся попрошу определиться со своей группой – по желанию. (Расставляются таблички с названием группы). Все знакомятся с планом работы: Слайд №5 -Моё предложение – привлечь к творческой работе и наших гостей (учителей). Им предоставляется роль – Городского Отдела Культуры. Свой отчёт вы предоставите именно сюда. Слайд №6 - В роли консультанта - буду я. В ходе выступления о своём городе каждая группа должна предоставить результат – продукт своей поисковой деятельности. |
Актуализация знаний учащихся
Предлагают свои варианты, делают выводы, участвуют в диалоге.
Исполняют первые 3 звука знакомой мелодии «Я люблю свой город»
Определение группы по желанию учащихся.
Учащиеся принимают правила творческой работы. Предлагают свои варианты сотрудничества.
|
Познавательные: анализ изученного материала
Личностные: самоопределение Регулятивные: умение самостоятельно строить логическое рассуждение, делать выводы Коммуникативные: Учебное сотрудничество и совместная деятельность с учителем и сверстниками |
4. Реализация проектной работы.
|
Звучат в записи народные песни Прикамья.
Организация выступления каждой группы. Напоминание учащимся о том, что выступления должны быть небольшими, так как цель проекта – творческая. В завершении выступлений: -Как бы вы назвали наше общее исследование? (Учащиеся предлагают) Учитель на правах консультанта поправляет, предлагает: «Без прошлого нет будущего» Слайд №7 Слайд №8 |
Творческая работа в группах. Результат поисковой деятельности: 1 группа – подготовили отчёт своей экспедиции о родном городе (коротко-исторические, географические особенности, интервью жителей и т.д.) 2 группа– оформили афишу концерта, выступили с песнями о городе, подготовили сборник песен о Краснокамске. Выступили с предложением подготовить концерт для жителей своего микрорайона Гознак. 3 группа –подготовили современную аранжировку к песне 60-х годов «Песня о Краснокамске». Учащиеся дают свои предложения. Перспективы на продолжение исследовательской темы.
|
Коммуникативные: планирование творческого сотрудничества с учителем и сверстниками Познавательные: моделирование. Регулятивные: контроль своего действия в соответствии с творческим заданием. Коммуникативные:мотивация (поисковая деятельность). Личностные: инициатива, самоопределение. |
5.Рефлексия творческой деятельности |
- Мне хочется узнать, как вы сами оцениваете свою работу. Кто считает, что активно поработал в группе – свой лист приклеивает к картинке с портфелем, а кто считает, что еще не все получилось – к корзине. Слайд №9 -Кто хочет поделиться своими впечатлениями? -Что вам особенно ярко запомнилось? -Что интересного вы узнали? - Всё ли вам удавалось легко? Вы замечательно поработали.Спасибо за работу. Слайд №10 |
Дети дают оценку своей работе. Дети рассказывают, что такое ритм, какими видами деятельности занимались: играли на ударных инструментах, пели солистами и хором т.д.
Учащиеся делятся своими успехами и трудностями. Делают выводы о том, что получилось.
|
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Познавательные: рефлексия Регулятивные: самооценка Личностные:смыслообразование
|