Мастер-класс «Если завтра выступать…»
(Подготовка к публичному выступлению)
был разработан как составляющая краткосрочного курса «Основы деловой коммуникации. Использование Интернет ресурсов в деловом общении» (в рамках реализации апробационной площадки «Коммуникативные УУД: основы деловой коммуникации»)
Автор:
Ложкина Лариса Валентиновна,
учитель информатики языка МАОУ «СОШ №3» г. Краснокамска
Цель:.формирования и развития навыков публичного выступления у обучающихся 7-8 классов
Задачи:освоение обучающимися 7-8 классов отдельных приемов публичного выступления.
Целевая аудитория:обучающиеся 7-8 классов.
Техническое обеспечение:мультимедийный проектор (программа MicrosoftPowerPointPresentation), презентация, раздаточный материал (буклеты)
Актуальность:
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют продуктивному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми. В рамках деловой коммуникации важную роль навыки публичного выступления.
Форма работы:групповая работа
План мастер-класса
ВВЕДЕНИЕ
Еще Наполеон говорил, что “Кто не умеет говорить, тот карьеры не сделает”.
Умения и навыки публичного выступления - важная часть деловой коммуникации.
Каждый из нас хоть раз за время работы имел опыт публичного выступления. Учителя находятся в выигрышном положении - они могут практиковаться в устной речи каждый день :)
Каким же должно быть идеальное выступление?
/варианты ответов из зала?/
[Совершенно верно] Успешное публичное выступление складывается из умения подготовить речь и хорошо ее преподнести (умение свободно держаться перед публикой, владеть голосом и мимикой).
Каждый оратор в процессе подготовки своего выступления должен ответить на 8 главных вопросов:
ЧТО говорить?
КАК говорить?
КТО говорит?
КОМУ говорит?
ЗАЧЕМ говорить?
ГДЕ говорит?
КОГДА говорит?
СКОЛЬКО говорит?
Сегодня мы подробнее остановимся на коммуникативном аспекте сообщения, а именно на том “КАК ГОВОРИТЬ?”. Отвечая на данный вопрос, мы должны понимать насколько четкая у нас речь, выразительные жесты и мимика, как построены фразы, хватает ли нам дыхания их говорить, ставим мы паузы там где надо, и конечно как воспринимается наш темп речи.
Любой путь начинается с отправной точки. Поэтому перед началом работы просим вас оценить некоторые аспекты: владение дыханием, дикцией, голосом, жестами.
Подобную самодиагностику выполняют наши учащиеся перед началом освоения краткосрочного курса по основам деловой коммуникации в рамках проекта. (“Образовательный проект в сети Интернет как механизм формирования умений в области межкультурной деловой коммуникации”)
Упражнение “кью-икс”
Цель данного упражнения – освободить горло, передав основную работу губам и диафрагме.
В результате меньше утомляются голосовые связки; лучше работают мышцы рта.
2. Дыхание
Речь неразрывно связана с дыханием. Именно цикл “вдох- выдох” ограничивает длительность фразы. Выдох кончился - фраза прервалась. Новый вдох и следующий цикл дает новую порцию смысла.
Умению контролировать свое дыхание можно и нужно учиться.
Упражнение “Дом,который построил Джек”
Правила:
1. Читайте каждый куплет на ОДНОМ ВЫДОХЕ. Перед каждым новым куплетом делайте новый ВДОХ. Нельзя делать вдох внутри куплета.
2. По мере приближения к финалу каждого куплета, повышайте громкость голоса до умеренно громкого звука.
Почувствовали ли вы разницу при чтении первого и последнего отрывков?
Цель упражнения– увеличить “длину” и силу выдоха – возможность произнесения большого отрезка речи без необходимости пополнения запаса воздуха в легких. Постановка дыхания.
В результате:
- тренируются мышцы, участвующие в дыхании
- выдох становится равномерным и долгим, распределяется на нужное количество текста
3. Крокодил
а)[Разделить присутствующих на пары]:
Повернитесь к своему соседу/соседке - выполним упражнение в парах.
В вашем буклете найдите облако из слов и выберите 1 слово. Ваша задача - не называя слово вслух, показать его с помощью мимики и жестов соседу/соседке так, чтобы тот смог его угадать.
Время выполнения 1 минута
б) Теперь объединитесь в группы по 4-6 человек, т.е. 2 - 3 пары вместе.
Загадайте еще по 1 слову.
Время выполнения 1 минута
в) У кого получилось?
А теперь мы предлагаем показать слово для всей аудитории, так чтобы все сидящие здесь его угадали
[пригласить 1 человека]
Целью данного упражнения было показать, как важны и красноречивы могут быть жесты. В группах разного размера жесты будут разными: от мелких в маленьких группах до широких в большой группе.
При работе с детьми это группа постепенно увеличивается, и в итоге участники пробуют работать с большой аудиторией: например, с целым залом.
[Предлагаем 1 участнику показать слово всей аудитории]
Игра направлена на:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня мы постарались показать простые приемы и упражнения, которые помогут вам в дальнейшем удачно публично выступать, провести самооценивание и самокоррекцию.
Пусть ваши выступления успешными, будут яркими и запоминающимися. И не забывайте, что в любом из них есть место для юмора.
/ видеоролик /
Спасибо за внимание!