Описание проведения коммуникативно – деятельностной пробы
Руководители апробации: Авдеева Наталья Валерьевна, учитель русского языка и литературы, Пустовалова Людмила Родионовна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» города Краснокамска
Классы, на которых проводилась апробация: 7 - 8 класс
Количество участников апробации: 12
Сроки апробации: июнь-октябрь 2016г.
Коммуникативная задача: создание образа
Пояснительная записка:В современном мире широко используются разного рода символически-образные представления и модели.
Образ — результат реконструкции объекта в сознании человека; понятие. Оно связано не только с внешним видом, обликом, внешностью, но и с субъективной картиной мира или его фрагментов, включающей самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий.
Являясь основой для реализации практических действий - по освоению окружающего мира, образ также определяется характером этих действий, в процессе которых исходный образ может видоизменяться, все более соответствовать практическим запросам.
Профессия:В профессии «редактор» образ – это способ отображения действительности.
Техническое задание:Оформить развёрнутую страницу газеты на заданную тему, используя предоставленный материал (набор статей на разные темы, фотографии).
Рационально разместить статьи и фотографии на странице газеты, соблюдая определённый дизайн.
Подготовить представление продукта.
Результат: оформленная развернутая страница газеты
Критерии оценивания продукта
1. Соответствие материала заявленному образу:
№ |
Критерий |
Балл |
1 |
Выбранный материал полностью соответствует образу (все статьи соответствуют предложенной теме) |
2 балла |
2 |
Материал не полностью ( не все статьи относятся к определённой теме) соответствует образу |
1 балл |
3 |
Выбранный материал не соответствует образу |
0 баллов |
|
Всего баллов |
2 |
2. Представление образа:
№ |
Критерий |
Балл |
1 |
Учащиеся обосновывают выбранный материал и приводят не менее двух аргументов |
2 балла |
2 |
Учащиеся обосновывают выбранный материал и приводят один аргумент |
1 балл |
3 |
Учащиеся не могут обосновать выбор |
0 баллов |
|
Всего баллов |
2 |
3. Умение правильно размещать материал
№ |
Критерий |
Балл |
1 |
Рациональное размещение материала (отсутствие пустот, правильно выбранное место для фотографий) |
2 балла |
2 |
Не совсем рациональное размещение материала ( или отсутствие пустот, или не правильно выбранное место для фотографий) |
1 балл |
3 |
Нерациональное размещение материала (пустоты, место для фотографий выбрано неверно) |
0 баллов |
|
Всего баллов |
2 |
Критерии оценивания пробы
4 – 6 баллов проба состоялась;
0 - 3 балла проба не состоялась.
Описание процедуры коммуникативно – деятельностной пробы:
Учащимся 7 - 8 классов было предложено попробовать себя в роли редактора газеты.
Перед началом проведения пробы учащиеся были на экскурсии в редакции газеты «Краснокамская звезда». В ходе экскурсии они познакомились с историей газеты, встретились с редактором, которая рассказала о специфике своей работы.
Участникам пробы было выдано техническое задание:
- Вам надо будет оформить развёрнутую страницу газеты на определённую тему, используя предоставленный материал (каждой группе выдаётся макет газеты, набор статей на разные темы, фотографии, маркеры, клей, ножницы). Выберите статьи по теме, постарайтесь рационально разместить статьи и фотографии на странице газеты, соблюдая определённый дизайн.
Ребята разделились на 3 группы по 4 человека.
1 группа:
«Краснокамск спортивный»
2 группа:
«Краснокамск – территория культуры»
3 группа
«Краснокамск исторический»
Время на работу в группе – 20 минут. Затем учащиеся представили и защитили полученный продукт (развернутую страничку газеты на определенную тему).
Педагоги по критериям оценили представленный продукт и обсудили с учащимися возникшие трудности, сделали заключение об успешности (или неуспешности) участия в данной пробе.
В ходе пробы нами были выявлены следующие недостатки:
· для пробы было мало выделено времени
Результат, на наш взгляд, достигнут (коммуникативная задача-создание образа – решена).
Учащимся необходимо было пройти пробы не менее чем в 3-х профессиях. Учащимся были предложены следующие профессии: полицейский, редактор, аниматор, художник-оформитель, библиотекарь. Рефлексия с тьютором строилась на сравнении трёх проб: обсуждении общего(одна и та же коммуникативная задача) и различий (специфичные способы решения коммуникативной задачи в данной профессии). После рефлексии у учащихся формируются представление о коммуникативной задаче – создание образа в разных профессиях.
Рефлексивный лист участника пробы
1.Ф.И. участника пробы __________________________________________________
2. Профессия _____________________Коммуникативная задача ________________
3. Мне понравилось/не понравилось участие в предложенной пробе
(нужное подчеркнуть)
4. Мне понравилось/не понравилось выполнять данную коммуникативную задачу
(нужное подчеркнуть)
5. Мне было понятно/не понятно, как выполнять техническое задание
(нужное подчеркнуть)
6. Мне бы хотелось повторить пробу в данной профессии (Да/нет) ______________
с коммуникативной задачей ______________________________________________
7. Я считаю, что моя проба получилась / не получилась
(нужное подчеркнуть)
По итогам беседы с тьютором, тем учащимся, которым понравилось выполнять данную коммуникативную задачу (создание образа), было предложено выполнить данную задачу в других профессиях. Тем учащимся, которым понравилась одна из предложенных профессий, было рекомендовано пройти коммуникативные пробы по решению других задач (оказание услуги, мотивация.)