«Формирование новых знаний и умений при работе с исторической картой в соответствии с требованиями новых стандартов ФГОС ООО».
С 5 класса начинается систематическое преподавание истории. Задача учителя определить уровень знаний и умений учащихся, необходимых для работы с картой и ориентироваться на реальные, а не на предполагаемые учебной программой. Если необходимые знания и умения фрагментарны или отсутствуют вовсе, нужно их формировать заново. Иначе к выпускному классу исторические карты будут восприниматься как дополнительная ненужная нагрузка.
В педагогической литературе под умением понимается освоенные учеником способы выполнения действия (или сознательное владение каким – либо приемом деятельности). А под освоением подразумевается, что действие учащийся выполняет самостоятельно и осознано.
Нет необходимости долго останавливаться на вопросе о том, почему историческая карта играет столь важную роль в педагогической работе. Четкая система формирования умений работать с картой будет развивать историко-пространственные представления и пространственное мышление учащихся, способствовать развитию их способностей самостоятельно локализовать изучаемые в истории события на карте, обеспечивать эффективное знание исторической географии, закладывать основу для межпредметных (опережающих) связей с географией.
На начальном этапе знакомства с картой, формируется способ анализа готовой карты и приводит ученика к пониманию карты, как целостного объекта. Учит элементарным умственным действиям восприятия исторического пространства.
Учит.: Сегодня мы продолжаем путешествие в глубь времен, и мы продолжим узнавать, почему историки так часто задают вопросы: Что? Где? и Когда?
И для того чтобы определить тему урока я читаю стихотворение:
Дорога есть – ехать нельзя,
Земля есть - пахать нельзя,
Луга есть – косить нельзя,
В реках, морях воды нет.
Что это?
Но карты бывают разные. Предлагаю техническое задание (формирование нового умения: нахождение характеристик, позволяющих отличить объект от подобных (того же рода или вида) объектов):
• На основании предложенного текста (различные виды карт по 3: исторические, географические, звёздного неба) составьте список из 3 групп по 3 объекта, обладающих общим признаком.
• Придумайте заголовок для каждой группы.
• В заголовок включите обобщающее слово и название общего признака для объектов выделенной группы.
Далее ребятам предлагается на основании определения и визуального изучения карты выделить признаки, которые отличают историческую карту от других видов карт (что помогает нам ориентироваться на карте).
Благодаря освоенному ранее способу действия (обобщение результатов в определение объекта) даём определение понятию «историческая карта».
Каждое событие происходило не только в определённое время, но и в определённом месте. Поэтому необходимо хорошо ориентироваться в пространстве. Обучить вас этому умению могут исторические карты.
Учащимся предлагается текст, на основе которого дают определение понятию историческая карта:
Каждое событие происходило не только в определённое время, но и в определённом месте. Поэтому необходимо хорошо ориентироваться в пространстве. Обучить вас этому умению могут исторические карты.
На исторической карте изображения обозначают события, происходящие во времени.
Например, из карты можно узнать, как увеличилась территория государства в течение определённого времени, куда двигались войска, когда и где произошла битва, возник город и когда был разрушен и т.п.
Исторические карты, отображают исторические явления и события, напр., размещение древних культур, государств.
На исторической карте обозначаются места сражений, старинные крепости, линии фронтов, торговые пути, города, памятники культуры, которые относятся к определенному времени.
Итог: Историческая карта – это изображения, обозначающие места сражений, старинные крепости, линии фронтов, торговые пути, города, памятники культуры, которые относятся к определенному времени, которые помогают нам изучить историю отдельных государств в разные исторические периоды.
Чтобы добиться от учащихся твердого знания исторической карты, нужно, прежде всего, научить их умению читать карту. По сути, историческая карта – это исторический источник, в котором информация отраженная на карте закодирована, по всем картографическим законам и правилам. Поэтому надо научиться «читать» карту, изучив её знаковую систему.
Учит.: Свои тайны историческая карта откроет только тому, кто сумеет её «прочитать», т.е. расшифровать или истолковать её. Любая историческая карта начинается с легенды - таблички с условными обозначениями. Познакомясь с легендой карты – вы легко найдете на карте то, что вам нужно (знакомство с условными обозначениями).
С каждой последующей картой в оборот вводятся новые условные обозначения и поэтому возможно нужно создать в тетради памятку, пополняемую по мере изучения новых условных обозначений.
Далее логично будет перейти к контурной карте. Контурные карты дают возможность усвоить и закрепить знания, выработать новые умения и навыки работы с исторической картой. Это важное средство практического обучения истории, развития познавательной деятельности учащихся. Работа с контурными картами дает результат лишь в том случае, если она ведется целенаправленно и систематически. Как правило, учащиеся незнакомы с контурными картами, поэтому понятие Контурной Карты я даю сама. Здесь нам снова нужно найти и отработать новый способ действия: составление алгоритма при работе с контурной картой.
Учит.: А, для того, чтобы К.К. заставить «говорить», вы должны запомнить порядок работы с ней (учащимся предлагаются правильные и неправильные правила работы с контурной картой, выбирая, составляют алгоритм работы с ней).
После составления алгоритма выполняем задания в контурной карте. Например: Поставьте точку на карте с координатами 40 градусов восточной долготы и 25 градусов северной широты. Отсюда начнем наше путешествие в «Страну большого Хапи». Мы направляемся на запад: 1.подпишите название моря которое встретилось вам на пути(Красное); 2.продолжаем двигаться на запад, подпишите название реки протекающей через весь Египет; 3.обозначьте первый порог; 4.с этой точки выберите направление на север по течению реки и закрасьте районы земледелия в Египте (они обозначены ----) и т.д.
Ученики усваивают новые действия, составляющие прием, в результате его многократного повторения и переноса на новые объекты: таким образом, у них вырабатывается прочное умение.
Немало важно в работе с картой уметь оценивать себя и одноклассников. Поэтому ребятам предлагается оценочный лист, критерии которого на начальном этапе составляются учителем (раздатка).
На закрепление можно дать задание в виде текста.
Таким образом, использование карты на уроках истории имеет большое значение для закрепления представлений посредством зрительного восприятия, моторики и извлечения дополнительной информации, а также для формирования новых знаний и умений.