Разработка проектной задачи, направленной на формирование ЗОЖ
Апробация занятия «Два Мороза» проходила в апреле и сентябре 2014 года. Цель занятия знакомство с материалом о «Профилактике обморожения». Предполагаемые результаты: 1) уметь правильно измерять пульс и частоту дыхания; 2) знать правила оказания ПМП при обморожении; 3) уметь обрабатывать и анализировать результаты эксперимента, делать выводы; 4) уметь составлять инструкции по изученной теме.
В апробации участвовали ученики 5-6 классов. Занятия проходили в разновозрастных, смешанных группах (две группы по 10 человек).
Описание проектной задачи дано в приложении 1.
На первом этапе занятия ребята проводят измерение своего пульса. Предлагаю оценить свои измерения (самостоятельное оценивание по таблице 2, представленной в приложении 1). Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1. Анализ допущенных ошибок.
Допущенные ошибки апрель сентябрь
Измеряли пульс на сонной артерии 10% 30%
Не уложились в отведенное время 40% 30%
Измеряли пульс большим пальцем 80% 60%
Из таблицы видно, что у ребят не сформирован навык измерения пульса. Ребята оценили свои навыки в 2-3 балла.
На последующих этапах занятия ученики следят за правильностью действий товарищей по рабочей группе. После 20 приседаний пульс измеряют уже без ошибок.
Аналогичным образом отрабатывается умение оценивать частоту дыхания. В обеих группах ученики сказали, что не умеют измерять частоту дыхания и попросили сразу показать критерии. Поэтому с заданием справились все.
При выполнении теста ошибки допущены в третьем вопросе (50% ошибок в первой группе и 30% во второй). Ребята выбрали ответ Б (растирание снегом – согревание в тёплой воде – горячий чай). При беседе с детьми, выяснилось, что так им советовали друзья на катке или так делали другие ребята.
Наибольшие затруднения вызвало составление памятки для товарища. В первой группе памятку составляли после разбора ошибок теста. 60% написали – пойти домой (или в теплое помещение), согреться самому и согреть руки, нельзя растирать руки снегом. Школьники набрали 2-3 балла. Потребовался дополнительный разбор правил оказания ПМП при обморожении.
Вторая группа составляла памятку без предварительного разбора ошибок теста, но правильные ответы им были сообщены. Памятки получились более грамотно составленные. Ребята отметили, что руки надо согревать постепенно, желательно в теплой воде. Температуру воды постепенно увеличивать. Нельзя растирать руки снегом, отогревать руки около горячей батареи (или в горячей воде), желательно напоить пострадавшего теплым чаем. 80% школьников набрали 4-5 баллов, 20% по 3 балла, значит, материал ребятами усвоен. Потребовалась лишь небольшая уточняющая беседа.
Использование проектных задач позволяет заинтересовать ребят и организовать их самостоятельную работу на занятии. Использование критериального оценивания на всех этапах занятия позволяет, во-первых, контролировать правильность выполнения заданий. Это особенно важно на занятиях по отработке навыков оказания первой медицинской помощи. Во-вторых, оценивается только работа учащегося, а не его личность. В- третьих, учащемуся известен четкий алгоритм выведения оценки, по которому он сам может определить уровень успешности своего обучения.
Приложение 1.
Описание проектной задачи: Сегодня Вам нужно выяснить, почему при морозе, занимаясь физическим трудом, человек не замерзает. И что происходит с организмом человека, когда он занимается физическим трудом или физическими упражнениями? Для ответа на эти вопросы нужен небольшой эксперимент. Выберите из вашей группы одного человека, который поможет вам провести эксперимент, чтобы вы смогли сделать небольшое заключение.
Задание № 1. Определите частоту сердечных сокращений у участника эксперимента вашей группы в спокойном состоянии и частоту его дыхания в минуту. Запишите показания в таблицу 1.
Задание № 2. Используя секундомер, узнайте частоту сердечных сокращений (ударов в минуту) при физической нагрузке и частоту дыхания в одну минуту при физической нагрузке, для этого попросите участника эксперимента сделать приседания. Подсчитывайте пульс и частоту дыхания после 10 приседаний, после 20 и после 30 приседаний. Не забывайте об универсальных умениях, которым вы научились на уроках физкультуры: при выполнении упражнений контролируйте величину нагрузки по частоте сердечных сокращений. Не допускайте большой степени усталости! При необходимости приседания можно прекратить.
Заполните таблицу 1.
Задание 3. На основе вашего эксперимента сделайте вывод, почему Пан из сказки «Два Мороза» замерз, а мужику стало жарко?
Таблица 1. Результаты измерений.
В состоянии покоя При физической нагрузке
После 10 приседаний После 20 приседаний После 30 приседаний
Частота сердечных сокращений (ударов в мин.)
Частота дыхания (вдохов в минуту)
Таблица 2. Оценка умений измерить пульс.
№ Действия экспериментатора оценка
1 Пульс измеряется тремя пальцами на лучевой артерии, время измерения 15 секунд, правильно произведен пересчет. Задание выполнено за 1-1.5 минуты 5 баллов
2 Пульс измеряется тремя пальцами на лучевой артерии, время измерения 15 секунд, правильно произведен пересчет. Задание выполнено за 2 минуты 4 балла
3 Пульс измеряется тремя пальцами на лучевой артерии, время измерения 10 секунд, правильно произведен пересчет. Задание выполнено за 1-1.5 минуты 4 балла
4 Пульс измеряется одним пальцем на лучевой артерии, время измерения 15 секунд, правильно произведен пересчет. Задание выполнено за 1-1.5 минуты 3балла
5 Пульс на лучевой артерии не найден в течение 30 секунд, измерялся одним пальцем, допущены математические ошибки, на задание потрачено более 2 минут 2 балла
6 Пульс не подсчитан 0 баллов
Обработка результатов:
1) Обучающийся освоил метод подсчета пульса, если набрал 4-5 баллов
2) Требуются дополнительные разъяснения и практические занятия, если набрано 3 балла
3) Методика не освоена.
Таблица 3. Оценка умений подсчитывать частоту дыхания
№ Критерии оценивания баллы
1 Экспериментатор одной рукой имитирует измерение пульса, а вторую руку кладет на верхнюю часть живота. Подсчет дыхания длится ровно за минуту. Сначала измерен пульс, а затем частота дыхания. 5
2 Экспериментатор не имитирует измерение пульса. Руку кладет на верхнюю часть живота. Подсчет дыхания длится ровно за минуту. Сначала измерен пульс, а затем частота дыхания. 4
3 Экспериментатор посчитывает частоту дыхания визуально, наблюдая за движением грудной клетки. Подсчет дыхания длится ровно за минуту. Сначала измерен пульс, а затем частота дыхания. 3
4 Пульс предварительно не измерен. Частота дыхания посчитывается визуально. Подсчет дыхания длится ровно минуту 2
5 Частота дыхания измеряется визуально. Подсчет длится больше или меньше минуты 1
6 Испытуемый подсчитывает частоту дыхания сам 1
Оценка результатов:
1) Обучающийся освоил метод подсчета частоты дыхания, если набрал 4-5 баллов
2) Требуются дополнительные разъяснения и практические занятия, если набрано 3 балла
3) Методика не освоена, если набрано 1-2 балла.
Задание 4. Выполните тест.
1) Каким становится цвет кожи при обморожении?
А) кожа становится румяной
Б) кожа становится бледной
В) кожа становится красной
2) Что следует сделать в первую очередь при обнаружении обморожения?
А) приложить к обмороженным участкам лёд
Б) согреванием восстановить в обмороженных участках тела кровообращение
В) поливать обмороженные участки холодной водой
3) В каком ряду, верно, назван порядок восстановления кровообращения в обмороженных участках тела?
А) примочки с ледяной водой – тёплый чай – горячая грелка
Б) растирание снегом – согревание в тёплой воде – горячий чай
В) согревание в тёплой воде – тёплый и сладкий чай – укрывание тела тёплыми вещами
4) По какому признаку можно определить, что в обмороженных участках тела восстановлено кровообращение?
А) по появившейся боли и покраснению кожи
Б) по припухлости и посинению кожи
В) по отсутствию чувствительности и бледности кожи
1 2 3 4
Б Б В А
Задание 5. Подскажите другу порядок действий при лёгком обморожении
кистей рук.
№ Действия оценка
1 Снять сырые варежки, перчатки +1
2 Согреть руки теплыми вещами (шарф) +1
3 Согреть руки в тёплой воде (t=20°С), если жильё рядом +1
4 Напоить пострадавшего теплым чаем +1
5 Приложить к рукам горячую грелку -1
6 Растереть отмороженный участок снегом -1
7 Обмороженное место намазать кремом, растереть водкой, -1
Интерпретация результатов
Ученик оценивает свою работу на 4-5 баллов (нет ошибок, за которые снимают баллы) – знает и умеет оказывать первую помощь при обморожении.
Набирает 2-3 балла (или указан пункт о растирании конечности снегом) – имеет общие представления о ПМП, использует «народные» рекомендации. Требуется дополнительные пояснения учителя о правилах оказания ПМП при обморожении.
Не знает, что посоветовать товарищу, или набирает 1 балл – не имеет знаний по вопросу оказания ПМП при обморожении.