Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 (базовый уровень)» г. Краснокамск
Мониторинг исследовательского проекта «Организация внеурочной деятельности «Союз творческих идей» СОШ в соответствии с ФГОС НОО и ООО с привлечением возможностей учреждений культуры»
Разработали мониторинг: Е.Е. Гусева – учитель ИЗО
Е.Е. Погоржальская – зам. директора
по воспитательной работе
Пояснительная записка Проблема эстетического воспитания школьников обусловлена социальным заказом общества на приобщение подрастающего поколения к ценностям национальной художественной культуры. Эстетическое воспитание существенно обогащает формирование личности. Знания становятся мировоззрением и убеждениями школьника, когда сливаются с его чувствами, положительными переживаниями. Большую роль в их формировании играют произведения искусства, отражающие все многообразие жизни. Вместе с тем сущность произведений искусства помогает школьникам правильно оценить их художественные достоинства. В педагогической практике ощущается потребность в диагностировании, т.е. процедуре постановки диагноза. «Диагноз» (греч.) означает «определение», «распознавание». Диагностика - (греч. - «способность распознавать») - это оценочная процедура, направленная на «прояснение» ситуации, условий и обстоятельств, в которых протекает процесс. Педагогическая диагностика - процесс постановки диагноза, т.е. установление уровня развития, образования и воспитанности школьников. Ее главная цель - получить ясное представление о тех причинах, которые будут помогать или препятствовать достижению намеченных результатов. Понятие «диагностика» означает процесс исследования в целях выявить, распознать, определить характеристики человека, неподдающиеся обнаружению в прямом и непосредственном общении с человеком. Диагностика педагогическая - процедура изучения состояния (степени развития) участников педагогического процесса, педагогической деятельности, педагогического взаимодействия посредством системы диагностических средств (С.Н. Глазачев, С.С. Кашлев). Так как эстетическая культура личности школьников рассматривается нами как составляющая духовной жизни ребенка, она определяется уровнем развития сознания, способностью создавать и преобразовывать окружающий мир по законам красоты, как совокупность следующих компонентов: эстетических эмоций и чувств, эстетических мотивов и потребностей, эстетических знаний, умений и навыков, эстетических переживаний, эстетических суждений, эстетического вкуса, умения оценивать эстетичные предметы и явления.
Основной целью программы Мониторинга является выявление эффективности Программы исследовательского проекта эстетического всеобуча на ознакомительном уровне.
В соответствии с задачами и планируемыми результатами реализации Программы исследовательского проекта «Организация внеурочной деятельности «Союз творческих идей» СОШ в соответствии с ФГОС НОО и ОООс привлечением возможностей учреждений культуры» нами выделены две основные задачи: 1. Изучение динамики эстетического развития школьников в условиях специально организованной воспитательной деятельности. 2. Оценка эффективности реализации Программы исследовательского проекта «Организация внеурочной деятельности «Союз творческих идей» СОШ в соответствии с ФГОС НОО и ООО с привлечением возможностей учреждений культуры».
В рамках мониторинга предусматривается использование следующих методов: - тестирование - опрос (анкетирование, интервью, беседа) - проектные методы - анализ педагогической деятельности.
Основные направлениямониторинга включают в себя следующие направления: 1. Исследования особенности эстетического развития учащихся: направление ориентировано на исследование особенностей эстетического развития школьников в течение учебного года. 2. Исследование развивающей образовательной среды в ОУ: она включает урочную, внеурочную, внешкольную деятельность и уклад школьной жизни. 3. Исследование взаимодействия ОУ с учреждениями дополнительного образования и культуры: направление ориентировано на характер изменения сотрудничества ОУ с учреждениями ДО и культуры. Данные, полученные по каждому из трех направлений, могут рассматриваться в качестве основных показателей исследования целостного процесса эстетического развития школьников.
Основополагающие принципы мониторинга: 1. Мониторинг должен полностью отвечать эстетическим принципам охраны и защиты интересов ребенка и принципам конфиденциальности. 2. Необходимо стремиться к высоким результатам мониторинга, но не бояться и низких. Низкие баллы могут указывать на значимые проблемы, первым шагом к устранению которых является их выявление, фиксация и признание. 3. В рамках мониторинга оценка развития ребенка никак не соотносится с оценкой его достижений в обучении, в том числе не делит школьников на «хороших» и «плохих». 4. Важно! В анализе работы, справках указывать только положительные качества ребенка в течение учебного года.
Организация мониторинга: Организация мониторинга требует совместных усилий педагогических коллективов школы и дополнительного образования. Мониторинг могут проводить педагоги-предметники, психолог, классные руководители. Ответственные за мониторинг определяются на уровне школы. Мониторинг проводится на добровольной основе.
Этапы мониторинга Мониторинг включает в себя три этапа. Этап 1. Контрольный этап исследования ориентирован на сбор данных до реализации исследовательского проекта. Содержание деятельности: 1. Вводное тестирование учащихся. 2. Оценка руководителями проекта образовательной среды школы. 3. Оценка руководителем проекта взаимодействия ОУ с ДО. Этап 2. Формирующий этап исследования. Коррекция плана исследовательского проекта. Этап 3. Аналитический этап исследования ориентирован на сбор данных мониторинга в течение и после реализации исследовательского проекта. Содержание деятельности: 1. Тестирование учащихся. 2. Анализ плана работы. 3. Составление отчетных материалов.
На основе нормативно-программных документов и педагогических исследований были выделены основные компоненты эстетической воспитанности школьников. Их структура имеет следующие элементы: -когнитивный: эстетические представления и знания учащихся, (информированность) в области искусства; -эмоционально-побудительный: эстетическая направленность личности, интересы, склонности, предпочтения; - деятельностный: практические умения и навыки эстетико предметной деятельности, проявление творческой активности. Изучение степени сформированности этих компонентов позволяет судить об уровне эстетической воспитанности учащихся:
Наиболее интенсивное эстетическое развитие личности происходит в рамках школьного возраста. При этом для каждой возрастной группы учащихся характерны определенные этапы эстетического развития, связанные с физиологическими и индивидуально-психологическими особенностями, а также со спецификой взаимодействия ведущей и эстетической деятельности.
Диагностические материалы Первое направление. Исследования особенностей эстетического развития учащихся: - Методика Л.В. Школяр «Выбери музыку» (см. приложение 2). - Художественно-экспрессивный тест (см. приложение 3). - Уровень воспитанности (см. приложение 4) - Недописанный тезис и методика ранжирования (см. приложение 5,6). Второе направление. Исследование развивающей образовательной среды в ОУ: характеристика развития образовательной среды (проводимые мероприятия, реализация проектов, организация ДОв школе, участие в конкурсах и мероприятиях различного уровня и др.), справка о реализации плана работы. Третье направление. Исследование взаимодействия ОУ с учреждениями дополнительного образования и культуры: характеристика развития взаимодействия ОУ сДО и культурными учреждениями (количество участников, формы сотрудничества).
Приложение 1. Методики диагностирования эстетической воспитанности При изучении воспитанности необходимо использовать не одну методику, а их систему, комплекс, в которой методы дополняли бы друг друга. В настоящее время разработано большое количество методов диагностики, но не все они применимы к детям младшего возраста. На наш взгляд наиболее приемлемыми являются: наблюдение, беседа, эксперимент, опрос. Наблюдение Простая и одновременно сложная, легкая, но не надежная диагностика. Она осуществляется педагогом в процессе естественно протекающей реальной жизни детей. Находясь рядом с детьми, педагог видит и слышит самые разнообразные проявления личности воспитанников, по этим наблюдениям он делает вывод. Наблюдение предполагает так же создание искусственным образом ситуаций естественного плана. Производить наблюдение в таких ситуациях профессионально интересно, потому что дети в этот момент свободны в выборе поведения. Повседневные наблюдения за детьми всегда обладают приоритетом перед особыми методиками, как бы хитры последние не были. Беседа Цель - позволяет установить, в ходе непосредственного общения, психических особенностей воспитанника, позволяющий получить интересующую информацию с помощью предварительно подготовленных вопросов. Беседу также можно проводить с группой, когда воспитатель задает вопросы всей группе и следит, чтобы в ответах присутствовало мнение всех членов группы, а не только самых активных. При подготовке к беседе очень большое значение имеет предварительная работа. 1. Ведущий беседу должен тщательно продумать все аспекты той проблемы, о которой он собирается говорить, подобрать те факты, которые, возможно, будут ему нужны. Четкая постановка цели беседы помогает формулировать четкие вопросы и избегать случайных. 2. Он должен определить, в какой последовательности будет поднимать темы или задавать вопросы. 3. Важно правильно выбрать место и время разговора. Необходимо, чтобы поблизости не было людей, присутствие которых могло бы смутить, или, того хуже, повлиять на искренность собеседника. При проведении беседы, особенно свободной, следует придерживаться следующих рекомендаций: 1. Начинать общение следует с тематики, приятной собеседнику, чтобы он охотно начал говорить. 2. Вопросы, которые могут оказаться неприятными для собеседника или вызвать ощущение проверки, не должны быть сосредоточены в одном месте, они должны быть равномерно, распределяться по всей беседе. 3. Вопрос должен вызывать обсуждение, развертывание мысли. 4. Вопросы должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности собеседника. 5. Искренний интерес и уважение мнения собеседника, доброжелательное отношение в разговоре, желание убедить, а не принудить к соглашению, внимание, сочувствие и участие не менее важны, чем умение убедительно и аргументировано говорить. Скромное и корректное поведение вызывает доверие. 6. Воспитатель должен быть внимательным и гибким в беседе, предпочитать косвенные вопросы прямым, которые порой неприятны собеседнику. Нежелание отвечать на вопрос должно встречаться с уважением, даже если из-за этого упускается важная для исследования информация. Если вопрос очень важен, то его в ходе беседы можно задать еще раз в иной формулировке. 7. С точки зрения результативности беседы лучше задать несколько мелких вопросов, чем один крупный. 8. В беседе с воспитанниками следует широко использовать косвенные вопросы. Именно с их помощью воспитатель может получить интересующую его информацию о скрытых сторонах жизни ребенка, о неосознаваемых мотивах поведения, идеалах. 9. Ни в коем случае нельзя выражаться серо, банально или некорректно, стараясь таким образом приблизиться к уровню своего собеседника - это шокирует. 10. Для большей достоверности результатов беседы наиболее важные вопросы должны в различных формах повторяться и тем самым контролировать предыдущие ответы, дополнять, снимать неопределенность. 11. Не следует злоупотреблять терпением и временем собеседника. Беседа не должна длиться более 30-40 минут Опросник Опросник принадлежит к самым проверенным, практикуемым и освоенным методикам. Но у этой диагностики есть одна распространенная отрицательная черта. Ее эксплуатируют, когда педагог не дает себе труда творчески отбирать методики для конкретной педагогической цели, и при помощи опросника пытаются узнать у самих детей, какова мера их воспитанности. Поэтому педагоги часто прибегают к одновременному опросу родителей и детей, а также учитывают собственную оценку. Анкетирование Анкетирование - опросник, составленный как система вопросов, позволяющая обнаружить широкий круг отношений к какой-либо жизненной ценности. Очень часто каждый вопрос требует четкого ответа «да» либо «нет». Анкету легко общитывать и выводить общие количественные результаты именно по тому, что ответы лаконичны и единообразны по форме. Анкетирование чаще всего проводят в конце какого-то пройденного совместного периода активной деятельности, снимая результаты, хотя и очевидные, но нуждающиеся в подтверждении. Проведение анкеты выявляет многие детали общей картины, педагогу легче понять ситуацию воспитания, но и проще прослеживать содержательные изменения в личности ребенка, тем самым открывается дорога профессиональной свободы и профессионального осмысления всего того, что производит педагог, что задумывает в своей работе, что предполагает получить в качестве профессионального продукта своей педагогической работы. Сегодня невозможно представить воспитательно-образовательную деятельность без целенаправленного анализа и конкретной оценки ее результатов, выражающихся в развитии ребенка.
Приложение 2. Методика Л.В. Школяр «Выбери музыку». Цель - выявление способности к сравнительной рефлексии и видение прекрасного в музыкальных произведениях-стимулах. В качестве стимулирующего материала предъявляются 2 серии предъявления теста, каждая из которых состоит из трех фрагментов музыкальных произведений: 1-я серия: Э. Григ «Одинокий странник»; П. Чайковский «Утреннее размышление»; Э. Григ «Смерть Озе»; 2-я серия: А. Лядов Прелюдия d-moll; П. Чайковский «Баркарола»; Д. Кабалевский «Печальная история»; Детям предлагается задание: послушать и определить, какие из трех произведений в каждой серии схожи по характеру, а какое отличается от них? Попробовать определить, чем отличается от двух других? Школяр Л.В. предлагаются следующие критерии определения уровня эмоционально-смыслового содержания музыки, которыми мы и воспользовались: высокий уровень - способность устанавливать соответствующую зависимость, взаимообусловленность своих эмоций, мыслей, образов с музыкальными средствами выразительности воспринимаемого фрагмента, проявлять развернутую и художественно-обоснованную схему ассоциаций, эмоционально-образных характеристик своих переживаний музыки (3 балла); |
средний уровень - правильный выбор двух сходных фрагментов при характеристике только эмоционально-образного осмысления музыки, без анализа средств выразительности (2 балла);
низкий уровень характеризуется неспособностью определить отличное от двух других музыкальное произведение, попыткой учащихся анализировать некоторые выразительные средства сходных музыкальных фрагментов, без опоры на эмоционально-образное осмысление содержание музыкальных произведений, неспособностью аргументировать свой выбор в определении «лишнего», исключаемого из предъявленного ряда фрагментов (1 балл).
Приложение 3.
Художественно-экспрессивный тестпозволит продиагностировать уровень развития эмоциональных представлений. Испытуемым предлагаются репродукции произведений изобразительного искусства, на которых изображены дети. В качестве художественных текстов были выбраны:
Серов В.А. Девочка с персиками.
Ренуар О. Читающая девочка.
Серов В.А. Портрет Мики Морозова.
На всех портретах с помощью изображения экспрессивных признаков (мимика, пантомимика) и специфических средств живописи (цвет, линия, композиция) отображены различные эмоциональные состояния героев.
Цель эксперимента заключается в определении уровня развития эмпатии, эмоциональной выразительности интерпретаций художественных текстов и эмоциональности.
Испытуемым предлагается рассмотреть репродукции картин и рассказать (устно) о детях, изображенных на картинах, ответив на следующие вопросы: «О чем думают эти дети»? «Какие они по характеру»? «Какое у них настроение»?
Уровень развития эмоциональных представлений оценивается по трехбалльной системе:
3 балла - высокий уровень - ребенок точно уловил настроение, переданное на картине, свободно и полно рассказывает о характере этих детей, домысливает дальнейшие их действия, высказывает оригинальные мысли о чувствах детей;
2 балла - средний уровень - ребенок определяет, о чем думают эти дети, их настроение, однако их суждения о картинах неуверенные, неполные, неразвернутые;
1 балл - низкий уровень - ребенок путается в определении настроений детей, наблюдается обобщенность суждений о восприятии им картин, эмоциональные характеристики односложны и скупы, неопределенны.
Приложение 4. Уровень воспитанности.
Цель - выявление уровня сформированности эстетической воспитанности у учащихся.
Нами была разработана анкета, которая дала возможность получить сведения о сформированности воспитанности на тот момент. Ниже приведена анкета
Вопрос |
«Да» |
«Нет» |
«Сомневаюсь» |
|
1. Ложась спать, вспоминаете места, где вам понравилось? |
|
|
|
|
2. Любите ли вы выдумывать несуществующих героев и рассказы о них? |
|
|
|
|
3. Нравится ли вам вслушиваться в звуки природы: пение птиц, шум листьев и др. |
|
|
|
|
4. Можете ли вы рассматривать картину, зеленый листок и др. |
|
|
|
|
5. Нравится ли вам рассказывать родителя о чем-то взволновавшим вас. |
|
|
|
|
6. Нравится ли вам ходить в лес. |
|
|
|
|
7. Вам удобно, комфортно, когда вы чисто одеты. |
|
|
|
|
8. Общаясь с одноклассниками, ты грубишь, обзываешься, дерешься. |
|
|
|
В ходе обработки результатов анкеты определены следующие уровни развития эстетической воспитанности детей:
высокий уровень - ярко проявленный демонстрируемый интерес к художественным видам деятельности и разножанровой направленности (по названным ребенком произведениям - как эстрадно-развлекательных, так и классических жанров);
средний уровень - выражается в наличии интереса к разным видам искусств, но с предпочтением развлекательной направленности (конкретных произведений), вне ориентации на высокохудожественные, классические эталоны музыки;
низкий уровень - характеризуется отсутствием или слабо выраженным интересом к разным видам искусств и разным вида художественной деятельности.
Приложение 5.
Недописанный тезис и методика ранжирования.
Методика - недописанный тезис (незаконченное предложение).
Цель методики - выявление общего взгляда на понятия эстетической культуры.
Методика выявляет общие установки по отношению к эстетической культуре. Детям предлагалось закончить следующие тезисы (предложения):
1. Хорошая жизнь - это ….
2. Лучше всего я чувствую себя, когда ….
3. Мне хорошо, когда вокруг….
4. Мне нравится смотреть на ….
5. Я люблю ходить в ….
6. Мне нравиться на уроках ИЗО….
7. Мне нравится, когда мои работы….
8. Я вижу прекрасное (красивое) в….
Приложение 6.
Методика ранжирования предполагает расположение слов, понятий в определенной последовательности, в порядке возрастания или убывания их значимости для субъекта.
Цель методики - выявление значимости эстетических понятий для школьников.
Наше исследование поставило школьников перед выбором значимых для них понятий. Испытуемые расставляли из предложенного списка слов (музей, кино, театр, зоосад, картинная галерея, концерт хорового пения, столовая, дискотека, улица) в поочередности согласно степени личной значимости. Эта методика позволила нам выявить ценностные предпочтения каждой личности.
Заключение
Для диагностики эстетической воспитанности мы использовали комплекс методов изучения личностных качеств. Применяемая система методов охватывала мотивы, знания и умения воспитанника. Спектр этих методов достаточно широк: опросные методы (анкетирование, тестирование, беседа и др.), наблюдение, проективное тестирование, изучение продуктов деятельности ребенка, ранжирование, метод «Недописанный тезис» и др.
Многие из методов не только позволили выявить особенности проявления того или иного качества, но и оказали воспитательный эффект. Тем более, что результаты ряда методик можно обсудить вместе с детьми.
Диагностические методики были подобраны нами с учетом возрастных особенностей детей. Таким образом, для определения уровня эстетической воспитанности школьников целесообразно использовать такие методы диагностики как наблюдение, беседа, эксперимент.
Диагностики фиксируют наличие определенных характеристик личности, помогая педагогу расширить представление о ходе становления и развития личности ребенка.
Диагностирование позволяет педагогу корректировать воспитательный процесс, совершенствовать способы работы с детьми и обогащать содержание воспитательного процесса.
Педагогическая диагностика вмонтирована в контекст жизнедеятельности детей. Проведение диагностик само по себе является воспитательным актом. Они, помимо своей основной функции, служат также средством формирования ценностных ориентаций и самооценки.
Литература
1. Корниенко, С Г. Эстетическое воспитание младших школьников в условиях малого города: автореферат диссертация кандидата пед. наук: 13.00.01 / Кемер. гос. ун-т, - Кемерово, - 2002
2. Пьянкова, Н.И. Изобразительное искусство в современной школе, М.: Просвещение, - 2006 - 178 с.
3. Сысоева, Л.С. Эстетическая деятельность и эстетическое воспитание/ Томс. политехн. инст- т С.М. Кирова; под ред. В.А. Дмитриенко. - Томск. Издательство Томского университета, 1989
4Щуркова, Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики., М., Педагогическое общество России, - 2001 - 104 с.
5. Эстетическое воспитание школьников: сборник статей/ редкол.: С.А. Аничкин (отв. ред) и др.; Свердловский пед. Институт. - Свердловск - 1974
6. Эстетическое воспитание в школе: пособие для студентов/ Г.А. Петрова, Г.И. Королева, Л.П. Печко и др.; Казань: Издательство Казанского университета - 1991 - 184 с.
7. Якобсон, П.М. Эмоциональная жизнь школьника (психологический очерк). - М.: Просвещение - 1966 - 291 с.
8. http // www. ref. by
9. http // festival.1 september.ru
10. fgsn.vlsu.ru
11. http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0b65635a2ac68a5c53a89521306c26