Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
апробация внедрения, Пермский край

Программа профессионально-коммуникативной пробы «Экскурсоводы»

Автор: Гусева Е.Е., Ложкина Л.В.

Программа профессионально-коммуникативной пробы «Экскурсоводы»

 

Руководители ПКП:

Гусева Е.Е., учитель ИЗО

Ложкина Л.В., учитель информатики

 

Пояснительная записка

Экскурсовод — это специалист, который проводит различные тематические экскурсии. Помимо отличного знания тематики он должен быть коммуникабельным и где-то даже артистичным человеком, чтобы заинтересовать слушателей имеющейся информацией.

Главное преимущество этой работы — возможность общения с самыми разными людьми. Поэтому профессия экскурсовода больше всего подойдет общительным людям, которые любят историю, новые знакомства и умеют отвечать на множество каверзных вопросов, не теряя при этом самообладания.

Поэтому главными требованиями к экскурсоводу, кроме образования, отличного знания  истории, географии, архитектуры, живописи, музыки, мировой художественной культурыявляется: умение интересно и понятно излагать информацию, коммуникабельность, приятная, хорошо поставленная речь.

 

Цель пробы:

Создание условий ориентированных на приобретение социального и общекультурного опыта, коммуникативных навыков в профессиональной деятельности экскурсовода в ходе прохождения проб.

Задачи:

Знакомство с будущей профессией.

Умение взаимодействовать и сотрудничать с людьми разных возрастных категорий.

Получение опыта публичного выступления.

Получение опыта проведения экскурсии.

Самоорганизация при подготовке экскурсии.

Содержание и организационные условия

Организация ПКП экскурсоводы подразумевает 3 этапа, на каждом из которых участник ПКП может обратиться к экспертам, руководителям, тьютору за консультацией и оказанием помощи.

Iэтап: подготовительный.

На данном этапе социальные партнёры, руководители и тьюторы практики организуют экскурсии, мастер классы и знакомят их с местами прохождения ПКП с целью ознакомления с профессией экскурсовода, научного сотрудника, пиар - менеджера. Обучающиеся в ходе данного этапа описывают обоснование своего выбора в рефлексивном дневнике. При проведении подготовительного этапа учащиеся участвуют в следующих мероприятиях:

1.                Входное тестирование (Приложение 1)

2.                Проведение экскурсий с целью знакомства с особенностями профессии экскурсовод: картинная галерея, краеведческий музей, экскурсия по городу и т.п.

3.                Посещение мастер классов: центр детского творчества «Создание анимационного фильма», участие в создании помощника для проведения детской экскурсии «Кукла – символ души человека», «Мастерская художника», участие в виртуальной экскурсии по виртуальным музеям мира.

IIэтап: реализация.

На данном этапе с учащимися работает руководитель профессионально-коммуникативной пробы и эксперт (экскурсовод). Участникам ПКП предлагается ряд профессиональных коммуникативных ситуаций (ПКС). Каждая ПКС содержит коммуникативную задачу, которую обучающийся решает на своём уровне.

1. Каждый участник выбирает свою коммуникативную ситуацию. Планируют проведение экскурсии, ее форму проведения, тематику, возрастную категорию получателя услуг.

2. Определяются с выбором коммуникативной задачи. Выбирают профессиональную роль (экскурсовод, научный сотрудник, пиар-менеджер) в конкретной коммуникативной ситуации.

3. Реализация замысла участниками ПКП.

В ходе реализации данного этапа уровень сформированности коммуникативных умений обучающихся фиксируется педагогом в процессе наблюдения за подростками, в ходе бесед с ними, в рамках круглого стола. Множественность ПКС помогает подростку попробовать себя в разных ситуациях общения, выявить проблемные зоны, получить консультацию руководителя ПКС, эксперта, тьютора.

1.     «Мастерская художника» - создание экспозиции с последующей презентацией своей работы.

2.     Создание помощника в проведении детской экскурсии «Кукла – символ души человека».

3.     Поиск и отбор материала для проведения выбранной экскурсии в соответствии возрастной категории.

4.     Создание виртуальной экскурсий (тема выбирается самостоятельно учащимися) с помощью программ Inkscape, AdobePhotoshop, QuickTimePlayer, JATCдр.

5.     Презентация предстоящей экскурсии.

6.     Проведение экскурсии в привлекательной форме, в соответствии с возрастной категорией.

IIIэтап: рефлексия.

В ходе прохождения ПКП учащимися были заполнены дневники прохождения ПКП. На данном этапе учащиеся совместно с руководителем или тьютором ПКП анализируют свои записи. Затем, на основе этих записей выявляют успешность, затруднения, ошибки в процессе прохождения ПКП. Составляются рекомендации. В случае успешной деятельности учащемуся предлагается попробовать себя в новой ПКП с описанием, презентацией полученного опыта. Если опыт неудачный, анализируются ошибки и рекомендуется пройти малое ПКП или повторить еще раз.

Руководитель ПКП:

1.     Ищет социальных партнеров.

2.     Разрабатывает проектные и творческие задачи, задания различного уровня сложности.

3.     Проводит вводное тестирование.

4.     Готовит и участвует в презентационных мероприятиях.

5.     Курирует выполнение заданий учащимися.

6.     Направляет на консультацию к тьютору.

7.     Оценивает и анализирует эффективность прохождения пробы.

8.     Ознакомить с правилами безопасного труда.

 

Социальный партнер (эксперт):

1.     Обеспечение доступа к профессиональной площадке.

2.     Знакомит с особенностями профессии.

3.     Проводит мастер – классы, экскурсии.

4.     Знакомит с материально-технической базой.

5.     Консультации по проведению презентационного мероприятия, экскурсий.

6.     Выступает в роли эксперта.

7.     Записывает свои рекомендации в рефлексивный дневник.

8.     Обеспечить обучающимся безопасность прохождения ПКП.

 

Тьютор:

1.     Обеспечивает консультации учащихся испытывающих затруднения при прохождении ПКП.

2.     Сопровождает и анализирует рефлексию учащихся.

3.     Помогает обучающимся определиться в дальнейшем направлении прохождении ПКП.

 

Участники ПКП:

1.     Определение с выбором ПКС.

2.     Получают коммуникативные задачи и ищут способы их решения.

3.     На первом этапе имеют право поменять ПКП.

4.     Участник ПКП имеют право повторить в виде малой пробы.

5.     Ведение рефлексивного дневника.

6.     Могут получить поддержку, консультацию или сопровождение тьютора, руководителя, эксперта.

7.     Обязаны соблюдать правила безопасности.

8.     Осваивают некоторые профессиональные навыки.

 

Критерии эффективности выполнения программы:

 

Критерии

Показатели

1

Выполнение учащимися теоретической и практической части программы

не менее 80 %

2

Приобретению некоторых навыков профессиональной деятельности аниматора

участие не менее чем в двух ПКС

3

Развитие профессионально – коммуникативных компетенций

см. приложение №2 и №3. Высокий – 15-13 баллов; средний - 12 - 8 баллов;

5-7 баллов низкий

Проба считается пройдена успешно, если набрано 8 и выше баллов.

Приложение 3.1.

 

1.     Твои ожидания при прохождении ПКП _________________________

___________________________________________________________

2.     Какую экскурсию ты хотел бы посетить ________________________

___________________________________________________________

3.     В какой из форм ты хотел бы провести экскурсию

- виртуальная экскурсия;

- экскурсия в классической форме;

- экскурсия по городу.

4.     В какой роли ты хочешь попробовать себя:

- экскурсовод;

- пиар - менеджер (связь с общественностью);

- научный сотрудник.

 

Приложение 3.2.

1.  Профессиональная ситуация:презентация экскурсии.

2.  Компетенции:создание презентации, представление презентации в открытой позе, доброжелательный настрой по отношению к слушающим, представление продукта «глаза в глаза», способность использовать в голосе спокойный, умеренный темп речи.

3.  Задача:качественное представление (анонсирование) предстоящей экскурсии.

4.  Результат:количество заинтересовавшихся экскурсией и человек идущих на экскурсию.

 

Критерии оценивания результата

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Обоснование оценки

Установление доброжелательного контакта

 

 

 

ВУ:

- соблюдение персональной дистанции (50-120 см) – по Э.Холлу;

- «открытая» поза (поворот корпуса и головы к собеседнику, раскрытость рук, нескрещенность ног);

- прямой взгляд в лицо посетителя, улыбка, живое, естественно изменяющееся выражение лица.

СУ:

- в основном соблюдается персональная дистанция, однако иногда она нарушается (интимное расстояние, публичная дистанция);

- «открытая» поза с некоторыми нарушениями (иногда скрещены руки, ноги; зажатость позы, стоит боком к посетителю);

- в основном смотрит в глаза посетителю, в целом доброжелателен, иногда отводит взгляд, нахмурен;

НУ:

- не соблюдается персональная дистанция (интимное расстояние, публичная дистанция);

- закрытая поза (скрещены руки, ноги; зажатость позы, стоит боком к посетителю, отворачивается от него);

- не смотрит в глаза посетителю, отводит взгляд,  нахмурен, продолжает заниматься своими делами.

Внешний вид ребенка

 

 

 

ВУ: - отчётливое приветствие;

-уважительное обращение к слушателю (использование этикетных слов);

-спокойный уверенный темп речи;

-доброжелательная интонация;

-умеренная громкость и высота голоса;

- внимательное слушание посетителя, демонстрация заинтересованности в его просьбах;

- подбор выражений, правильность речи;

- владение техникой «активного» слушания (использование открытых вопросов, уточняющих первоначальное сообщение слушателя, переформулирование, резюмирование запроса).

СУ: - приветствие;

-в основном уважительное обращение;

-спокойный, но не всегда уверенный темп речи;

-в основном доброжелательная интонация (иногда может присутствовать иная интонация);

-в основном умеренная громкость и высота голоса (иногда шёпот или слишком громкая речь);

- в целом внимательное слушание аудитории;

- в целом речь правильна, однако иногда могут присутствовать речевые и грамматические ошибки;

- частичное владение техникой «активного» слушания (использование вопросов, уточнение запроса слушателя).

НУ: - отсутствие приветствия или грубое, запанибратское приветствие;

-неуважительное или равнодушное обращение к слушателю;

-неуверенный, быстрый или замедленный темп речи;

-слишком громкий или слишком тихий голос;

- невнимательное отношение к посетителю;

- в речи встречаются не литературные слова и выражения (просторечия, диалектизмы, жаргонизмы), много грамматических и речевых ошибок;

- невладение техникой «активного» слушания (вопросы не задаёт, не уточняет запрос посетителя, не до конца понимает запрос или совсем не понимает).

Качество визуального и музыкального (добавить)сопровождения

 

 

 

 

ВУ- стиль (единый стиль оформления, вспомогательные кнопки не отвлекают от основной информации);

- фон (использованы спокойные, холодные тона);

- использование цвета (на одном слайде не более 3 цветов, для фона и текста использованы контрастные цвета);

- анимированные эффекты (использована компьютерная анимация без отвлечения от основной информации);

- содержание информации (использованы короткие слова и предложения, заголовки привлекают внимание аудитории);

- расположение информации на странице (наиболее важная информация расположена в центре экрана, при наличии картинки информация расположена под ней);

- шрифты (для заголовка использован не менее 24, для информации не менее 18 кегль, использование шрифта без засечек (удобнее читать с большого расстояния), не смешивались различные типы шрифтов в одной презентации, важная информация выделена жирным, курсивом или подчеркиванием, нет злоупотребления прописными буквами – они читаются хуже);

- способы выделения информации (использованы различные способы выделения: рамки, границы, заливка, штриховка, стрелки, рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов);

- объем информации (на одном слайде не больше 3 фактов, выводов, определений)

- виды слайдов (использованы различные виды слайдов: с текстом, с таблицей, рисунком, диаграммой)

СУ: - стиль (1-2 слайда отличаются от единого стиля оформления, вспомогательные кнопки на отдельных слайдах отвлекают от основной информации),

- фон (использованы спокойные, теплые тона);

- использование цвета (на одном слайде более 3 цветов);

- анимированные эффекты (использована компьютерная анимация с отвлечением от основной информации на 1-2 слайдах);

- содержание информации (использованы короткие слова и предложения, заголовки не привлекают внимание аудитории на 1-2 слайдах);

- расположение информации на странице (наиболее важная информация расположена не в центре экрана, при наличии картинки информация расположена под ней и над ней на 1-2 слайдах);

- шрифты (для заголовка использован не менее 24, для информации не менее 18 кегль, использование шрифта без засечек (удобнее читать с большого расстояния), не смешивались различные типы шрифтов в одной презентации, важная информация выделена жирным, курсивом или подчеркиванием, нет злоупотребления прописными буквами – они читаются хуже – не выполняются данные требования на 1-2 слайдах);

- способы выделения информации (использованы однотипные способы выделения);

- объем информации (на одном слайде больше 3 фактов, выводов, определений)

- виды слайдов (использованы однотипные виды слайдов: с текстом, с таблицей, рисунком, диаграммой)

НУ- стиль (слайды отличаются от единого стиля оформления, вспомогательные кнопки отвлекают от основной информации);

- фон (использованы яркие, агрессивные тона);

- использование цвета (на одном слайде более 3 цветов);

- анимированные эффекты (использована компьютерная анимация с отвлечением от основной информации);

- содержание информации (использованы короткие слова и предложения, заголовки не привлекают внимание аудитории);

- расположение информации на странице (наиболее важная информация расположена не в центре экрана, при наличии картинки информация расположена под ней и над ней);

- шрифты (для заголовка использован не менее 24, для информации не менее 18 кегль, смешивались различные типы шрифтов в одной презентации, важная информация не выделена жирным, курсивом или подчеркиванием, злоупотребления прописными буквами – они читаются хуже);

- способы выделения информации (использованы однотипные способы выделения);

- объем информации (на одном слайде больше 3 фактов, выводов, определений)

- виды слайдов (использованы однотипные виды слайдов: с текстом, с таблицей, рисунком, диаграммой)

Способность оперировать имеющимися знаниями и навыками для решения возникающих задач

 

 

 

ВУ:- точный четкий ответ на вопросы слушателей;

- вариативность предложений в случае неточного (неконкретного) вопроса;

- адекватно отбирать и оценивать информацию;

СУ:- нет четко сформулированного ответа на вопросы слушателей;

- не может точно ориентироваться в имеющейся информации;

НУ:- дать четкого и однозначного ответа на вопрос слушателя;

- не знает, что порекомендовать слушателю;

- не может найти информацию при недостатке знаний, не знает, куда обратиться.

Привлекательная форма презентации в зависимости от возраста

 

 

 

ВУ:- количество слайдов (для учащихся старших классов 12-15 слайдов, для учащихся начальных – 7-8)

СУ: - количество слайдов (использовано на 1-2 слайда больше, от рекомендуемых норм)

НУ:- количество слайдов (использовано больше или меньше слайдов от рекомендуемых норм)

 

 

 

Приложение 3.3

Профессиональная ситуация: проведение экскурсии.

1.           Компетенции:умение установить доброжелательный контакт, умение правильно оценить ситуацию в общении с разновозрастной группой, представление экскурсии в открытой позе, способность использовать в голосе спокойный, уверенный а где то и умеренный темп речи.

2.           Задача: качественное оказание услуги  удовлетворяющей запросам слушателей и зрителей.

3.           Результаты:

Качественное и грамотное оказание услуги.

Критерии оценивания результата

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Обоснование оценки

Установление доброжелательного контакта

3

2

1

ВУ :

- соблюдение публичной  дистанции (50-120 см) – по Э.Холлу;

- «открытая» поза (поворот корпуса и головы к собеседнику, раскрытость рук, нескрещенность ног);

- прямой взгляд в лицо зрителям, улыбка, живое, естественно изменяющееся выражение лица.

СУ:

- в основном соблюдается публичной дистанция, однако иногда она нарушается (интимное расстояние, персональная дистанция);

- «открытая» поза с некоторыми нарушениями (иногда скрещены руки, ноги; зажатость позы, стоит боком к зрителям);

- в основном смотрит в глаза, в целом доброжелателен, иногда отводит взгляд, стеснителен.

НУ:

- не соблюдается публичная дистанция (интимное расстояние, персональная дистанция);

- закрытая  поза (скрещены руки, ноги; зажатость позы, стоит боком к зрителям, отворачивается от них);

- не смотрит в глаза, отводит взгляд,  нахмурен.

Умение правильно оценить ситуацию в общении с разновозрастной группой

3

2

1

ВУ: - отчётливое приветствие;

-уважительное обращение;

-уверенный темп речи;

-доброжелательная интонация;

-умеренная громкость и высота голоса;

СУ: - приветствие;

-в основном уважительное обращение;

-спокойный, но не всегда уверенный темп речи;

-в основном доброжелательная интонация (иногда может присутствовать иная интонация);

-в основном умеренная громкость и высота голоса;

- в целом внимательное слушание со стороны детей.

НУ: - отсутствие  приветствия или грубое,  неуверенное приветствие;

-неуважительное или равнодушное обращение к слушателям;

-неуверенный, быстрый или замедленный темп речи;

-слишком громкий или слишком тихий голос;

- в речи встречаются не литературные слова и выражения (просторечия, диалектизмы, жаргонизмы), много грамматических и речевых ошибок.

Доброжелательное завершение контакта

3

2

1

ВУ:

- побуждает  к дальнейшему сотрудничеству.

СУ:

- иногда побуждает к дальнейшему сотрудничеству.

НУ:

- равнодушен;

- не побуждает к дальнейшему сотрудничеству.

 

 

к списку контента

Кабинет

Подписка на новости

Сейчас 37 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

© Кокшаров В.Л. - разработка

© Жернаков М.А. - дизайн, программирование

Яндекс.Метрика