Программа профессионально-коммуникативной пробы «Аниматор»
Руководители ПКП:
Нестерова Е.В., учитель музыки
Бунакова Н.Н., учитель истории
В настоящее время всё большую популярность приобретает профессия аниматора.В широком смысле, аниматор — это дальнейшая реализация профессии, которая ещё в недавнем времени звалась «массовик-затейник». В современных условиях работа аниматора требует новых форм и содержания.
В основном аниматоры работают в сфере рекламы и развлечений. Аниматоры участвуют в различных праздниках: корпоративных вечерах, юбилеях, детских мероприятиях и т. д.
Данная практика знакомит школьников с особенностями профессии аниматора (информационными, психологическими, практическими). Знание этих основ помогает учащимся осуществлять успешную коммуникацию как в профессиональных ситуациях, так и в жизни. Участие в данной пробе способствует культурному развитию обучающихся.
В программе ПКП «Аниматор» используются активные, интерактивные методы обучения. Использование таких методов способствует созданию непринужденной атмосферы, стимуляции креативности и осознанию личной ответственности за свой выбор.
Программа определяет цели, задачи, содержание, формы работы, психологический и педагогический диагностический инструментарий.
Цель:
Содействовать развитию профессионально-коммуникативных навыков участника пробы через его вовлечение в позицию активного организатора.
Задачи:
1. Овладение коммуникативными компетенциями организатора;
2. Приобретение организаторских навыков;
3. Формирование профессиональных качеств через средства профессионально-коммуникативной пробы.
Содержание и организационные условия.
Организация ПКП аниматоров подразумевает три этапа:
Iэтап: Подготовительный:
На данном этапе для участников ПКП проводятся презентационные мероприятия:
1. Проводится входная диагностика, которая позволяет руководителям сориентироваться, на что нацелены участники практики: тематика мероприятий, возрастная аудитория, форма проведения (Приложение№1)
2. Знакомство с ПКП, встреча с людьми творческих профессий: организатором культурно – массовых мероприятий ДК Гознак Кривошеевой Е.А.; ди – джеем ДК Гознак Верещагиным Даниилом; хореографом ДШИ Соловьевой Е.В..
3. Экскурсия в ДК Гознака «Знакомство с закулисьем».
4. Руководители вместе с участниками ПКП начинают вести дневник прохождения профессионально – коммуникативной пробы для рефлексии каждого этапа практики.
5. На любом этапе, если у участника ПКП возникают сложности, он может обратиться за консультацией к руководителю ПКС и (или) ПКП, тьютору, эксперту (социальный партнер).
IIэтап: Реализация ПКП.
Этот этап предполагает реализацию самой пробы. Участникам ПКП дается на выбор ряд ПКС, каждая из которых содержит коммуникативную задачу, которые участники решают каждый на своем уровне:
1.Выбор коммуникативной ситуации; планируют проведение праздника, его тематику, форму проведения, целевую группу, возрастную категорию получателя услуг;
2. Определяются с выбором коммуникативной задачи, выбирают профессиональную роль (сценариста) в конкретной коммуникативной ситуации;
3.Написание сценария, подбор реквизита, костюмов, музыкального сопровождения;
4.Реализация замыслов участников ПКП.
IIIэтап: Рефлексия
На этом этапе участники пробы завершают записи в рефлексивном дневнике. В ходе беседы участник ПКП вместе с руководителем пробы или тьютором анализируют дневник, и на основе этого определяется результативность пройденной пробы. В случае если проба была пройдена успешно, руководитель ПКП или тьютор дает рекомендации о повторном прохождении пробы или её смены. Если же проба была пройдена неудачно, даётся рекомендация повторить пробу в составе малой ПКП.
Функции участников:
Руководитель ПКП
1. Руководитель ПКП ищет социальных партнеров;
2. Готовит и проводит презентационные мероприятия;
3. Разрабатывает проектные и творческие задачи;
4. Находит различные ситуации;
5. Проводит входную диагностику;
6. Знакомит с социальными партнерами;
7. Дневник прохождения профессионально – коммуникативной пробы для рефлексии каждого этапа практики;
8. Курирует выполнение заданий;
9. Направляет на консультации к тьютору, социальному партнеру или консультирует сам;
10. Оценивает и анализирует эффективность прохождения пробы;
11. Знакомит с правилами безопасности труда.
Эксперт:
1. Знакомит с особенностями профессии;
2. Знакомство с материально – технической базой;
3. Проводит мастер – классы и экскурсии;
4. Проводит консультации на протяжении ПКП;
5. Выступает в роли эксперта при выполнении;
6. Заносит свое мнение в рефлексивный дневник;
7. Обеспечивает безопасность прохождения ПКП.
Тьютор:
1. Обеспечивает консультации участников ПКП, испытывающих затруднения при прохождении ПКП;
2. Сопровождает и анализирует рефлексию участников и помогает определиться с дальнейшим направлением прохождения ПКП.
Участники ПКП:
1. Выбирают ПКС;
2. Получают коммуникативные задачи и ищут пути их решения;
3. На первом этапе участник имеет возможность поменять ПКП, а также повторить или пройти малую ПКП;
4. Ведут рефлексивные дневники;
5. Имеют право получить консультацию, поддержку или сопровождение тьютора, эксперта или руководителя ПКП;
6. Участник обязан соблюдать правила техники безопасности;
7. Осваивает некоторые профессиональные навыки и действия.
Критерии эффективности при выборе выполнения творческой (проектной) коммуникативной задачи:
№ |
Критерии |
Показатели |
1. |
Выполнение учащимися теоретической и практической части программы |
Не менее 80% |
2. |
Приобретению некоторых навыков профессиональной деятельности аниматора |
Участие не менее чем в двух ПКС |
3. |
Развитие профессионально – коммуникативных компетенций (см. приложение №2 и №3) |
Высокий – 15-13 баллов; средний 12-8 баллов; 5-7 низкий |
Проба считается, пройдена успешной, если набрано 8 и выше баллов.
· Выполнение учащимися теоретической и практической части программы.
· Приобретение некоторых навыков профессиональной деятельности аниматора.
· Развитие профессионально-коммуникативных компетенций.
Приложение №4.1
1. Твои ожидания при происхождении ПКП.
2. В какой роли ты бы хотел себя попробовать:
· Ведущий праздника или концерта;
· Сценарист;
· Режиссер;
· Танцор;
· Певец;
· Ди – джей;
· Аккомпониатор;
· Другое (написать).
3. В какой форме ты бы хотел провести мероприятие:
· Праздник;
· Концерт;
· Игра;
· Соревнования;
· Другое (написать)
Приложение № 4.2
Профессиональная ситуация: проведение праздника «Новый год в разгаре лета» для разновозрастных групп детей детского сада
1.Компетенции:умение установить доброжелательный контакт, умение мобильно оценить ситуацию в общении с разновозрастной группой, варьировать коммуникативные средства в процессе коммуникации в связи с изменением ситуативных условий общения, умение выявить запрос, овладение организаторскими способностями.
2.Задача: качественное оказание услуги, удовлетворение запросов – включение детей в процесс игры.
3.Результаты:
качественное оказание услуги, вовлечение детей в позицию активности.
Критерии оценивания результата |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Обоснование оценки |
Установление доброжелательного контакта |
3 |
2 |
1 |
ВУ : - соблюдение персональной дистанции (50-120 см) – по Э.Холлу; - «открытая» поза (поворот корпуса и головы к собеседнику, раскрытость рук, нескрещенность ног); - прямой взгляд в лицо ребёнка, улыбка, живое, естественно изменяющееся выражение лица. СУ: - в основном соблюдается персональная дистанция, однако иногда она нарушается (интимное расстояние, публичная дистанция); - «открытая» поза с некоторыми нарушениями (иногда скрещены руки, ноги; зажатость позы, стоит боком к ребёнку); - в основном смотрит в глаза детям, в целом доброжелателен, иногда отводит взгляд, нахмурен. НУ: - не соблюдается персональная дистанция (интимное расстояние, публичная дистанция); - закрытая поза (скрещены руки, ноги; зажатость позы, стоит боком к ребёнку, отворачивается от него); - не смотрит в глаза ребёнку, отводит взгляд, нахмурен, продолжает заниматься своими делами. |
Умение мобильно оценить ситуацию в общении с разновозрастной группой |
3 |
2 |
1 |
ВУ: - отчётливое приветствие; -уважительное обращение; -уверенный темп речи; -доброжелательная интонация; -умеренная громкость и высота голоса; - внимательное слушание. СУ: - приветствие; -в основном уважительное обращение; -спокойный, но не всегда уверенный темп речи; -в основном доброжелательная интонация (иногда может присутствовать иная интонация); -в основном умеренная громкость и высота голоса; - в целом внимательное слушание со стороны детей. НУ: - отсутствие приветствия или грубое, запанибратское приветствие; -неуважительное или равнодушное обращение к детям; -неуверенный, быстрый или замедленный темп речи; -слишком громкий или слишком тихий голос; - в речи встречаются не литературные слова и выражения (просторечия, диалектизмы, жаргонизмы), много грамматических и речевых ошибок. |
Выявление запроса участников праздника |
3 |
2 |
1 |
ВУ: - владение техникой «активного» слушания (использование открытых вопросов, количество желающих участвовать, спонтанная активность, снижение сопротивления). СУ: - частичное владение техникой «активного» слушания (использование вопросов, небольшое количество участников конкурса, уточнение запроса). НУ: - невладение техникой «активного» слушания (отсутствие вопросов, низкая активность детей). |
Овладение организаторскими способностями |
3 |
2 |
1 |
ВУ: - конкретное предложение по точному запросу заказчика, разработка сценария; - вариативность предложений в случае неточного (неконкретного) запроса; - быстрое нахождение информации при недостатке знаний: поиск стихов, фонограмм песен (+ -) в Интернете, обращение к помощи более опытных специалистов-хореографов (при постановке танца «Снежинок») СУ: - поиск сценария по точному запросу заказчика; - рекомендация в случае неточного (неконкретного) запроса; - нахождение информации при недостатке знаний (поиск в Интернете, обращение к помощи более опытных специалистов) НУ: - затрудняется в выборе сценария праздника; - не знает, что порекомендовать заказчику; - не может найти информацию при недостатке знаний, не знает, куда обратиться. |
Доброжелательное завершение контакта |
3 |
2 |
1 |
ВУ: - побуждает к дальнейшему сотрудничеству. СУ: - иногда побуждает к дальнейшему сотрудничеству. НУ: - равнодушен; - не побуждает к дальнейшему сотрудничеству. |
Приложение№4.3
Профессиональная ситуация: проведение праздника «День Нептуна» для разновозрастной группы детей ЛОК (Летней Оздоровительной Компании).
1.Описание профессиональной ситуации:
В рамках ПКП «Аниматоры» был проведён праздник «День Нептуна», который стал значимым событием для участников профессионально-коммуникативной пробы. Проведению мероприятию предшествовала подготовительная работа: ребята написали сценарий и предоставили организаторам ДК Гознак, сделали афиши праздника для микрорайона Гознак, приняли участие в создании костюмов и атрибутов к ним, провели несколько репетиций на базе ДК. Всего участников было восемь: Русалочка, две помощницы, Владычица морская, Водяной, Баба Яга, Глашатаи, Пират.
Местом проведения был выбран сквер центральной площади ДК Гознак. В ходе праздника ребята играли роль своего персонажа, проводили игры с детьми.
2.Компетенции:умение установить доброжелательный контакт, умение общаться с разновозрастной группой детей, варьировать коммуникативные средства в процессе коммуникации в связи с изменением ситуативных условий общения, умение вызвать внутреннее побуждение к действию, воздействовать на сознание и чувства людей с помощью положительных стимулов, убедительной аргументации, умение преодолевать психологическое сопротивление.
3.Задача: умение участников ПКП вовлечь детей разновозрастной группы в праздничное мероприятие.
4.Результаты:
вовлечение большого количества детей в проведение праздника (не менее 80 человек).
Критерии оценивания результата |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Обоснование оценки |
Установление доброжелательного контакта |
3 |
2 |
1 |
ВУ: - прямой взгляд в лицо участнику праздника, улыбка, живое, естественно изменяющееся выражение лица; - «открытая» поза; - проявление инициативы и активности (привлекает внимание) СУ: - взгляд в лицо собеседнику, естественное выражение лица; - в основном не зажат, нет явных признаков стеснения; - проявление активности (подходит к ребёнку, который проявляет интерес, начинает привлекать к участию в игре). НУ: - не смотрит на участника, отводит глаза, неестественно ведёт себя; - зажат, стесняется участвовать; - не проявляет активности и инициативы. |
Умение общаться с разновозрастной категорией детей |
3 |
2 |
1 |
ВУ: - отчётливое приветствие; -уважительное обращение к ребёнку (использование этикетных слов); -уверенный темп речи; -доброжелательная интонация; - правильность речи. СУ: -приветствие, в основном уважительное обращение; -спокойный, но не всегда уверенный темп речи; -в основном доброжелательная интонация (иногда может присутствовать иная интонация); - в целом речь правильна, однако иногда могут присутствовать речевые и грамматические ошибки. НУ: - отсутствие приветствия или грубое, запанибратское приветствие; -неуверенный, быстрый или замедленный темп речи; -слишком громкий или слишком тихий голос; - в речи встречаются не литературные слова и выражения (просторечия, диалектизмы, жаргонизмы), много грамматических и речевых ошибок. |
Умение вызвать внутреннее побуждение к действию (желание участвовать в игровой программе) |
3 |
2 |
1 |
ВУ: - подбирает убедительные аргументы; - воздействует на чувства, эмоции ребёнка, проявляет эмпатию; - ненавязчиво, корректно привлекает участников к игре; СУ: - подбирает аргументы (не всегда убедительные); - воздействует на чувства, эмоции ребёнка; - вызывает участников к игре. НУ: - не приводит аргументов в пользу необходимости участия; - не воздействует на чувства, эмоции ребёнка; - некорректно выбирает участников игры или не может никого вызвать, так как дети отказываются. |
Умение преодолевать психологическое сопротивление |
3 |
2 |
1 |
ВУ: - выявляет причины психологического сопротивления, нежелания участвовать; - вариативность действий и гибкость в общении с ребёнком; - смог преодолеть психологическое сопротивление, ребёнок пошёл на контакт и стал участником игры. СУ: - пытается выявить причины психологического сопротивления; - предпринимает некоторые действия для привлечения к контакту; - в некоторых случаях смог преодолеть психологическое сопротивление, ребёнок пошёл на контакт; НУ: - не пытается выявить причины психологического сопротивления; - не предпринимает никаких действий для привлечения к контакту; - в смог преодолеть психологическое сопротивление, ребёнок не пошёл на контакт. |