Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
апробация внедрения, Пермский край

Программа тьюторского сопровождения профессионально-коммуникативных практик в МАОУ «СОШ №3» г. Краснокамска

Автор: Погоржальская Елена Викторовна

Программа тьюторского сопровождения профессионально-коммуникативных практик в МАОУ «СОШ №3» г. Краснокамска

 

1.     Пояснительная записка

Разработка и принятие программы тьюторского сопровождения в МАОУ «СОШ №3» г. Краснокамска обусловлены введением профессионально-коммуникативных проб обучающихся на базе учреждений дополнительного образования и предприятий города.

Под профессионально-коммуникативной пробой мы понимаем вид образовательной деятельности, целью которого является получение опыта коммуникативного взаимодействия в различных профессиональных сферах.

В результаты прохождения пробы ученики школы определятся с выбором коммуникативных предпочтений и получат опыт профессионального коммуникативного взаимодействия.

 Обучающимся предоставляется возможность собственного выбора профессионально-коммуникативной практики, выбора заданий, способа их выполнения. Это возможно сделать, если в образовательном пространстве школы будет обеспечено тьюторское сопровождение учащихся на всех этапах прохождения ПКП. Сопровождение позволит выстроить связь индивидуальной образовательной потребности учащегося и поля возможностей ее достижения.

В целях объединения усилий в данном направлении, а также в выработке единых подходов в организации тьюторского сопровождения учащихся и разработана данная программа.

 

1.     Концептуальные положения программы

Данная программа создает такие условия взаимодействия педагогов и учащегося, в ходе которых решается широкий круг задач, связанных с самоопределением учащегося в окружающем образовательном пространстве, обеспечением понимания учащимися возможностей использования собственных ресурсов, ресурсов других образовательных учреждений для достижения образовательных целей, своего дальнейшего самоопределения. Тьютор выступает в роли сопровождающего и наставника, который может помочь поставить цель, организовать внутренние и внешние ресурсы для ее достижения, при условии, что весь процесс сопровождения будет основан на активности самого учащегося, совершающего реальные действия, регулируемые им самим.

Сопровождение необходимо рассматривать как особую сферу деятельности тьютора, ориентированную на взаимодействие с учениками по поддержке его в становлении личностного роста, социальной адаптации, принятии решения об избираемой профессиональной деятельности.

Главное условиереализации программы – обеспечение самостоятельного выбора учащимися прохождения профессионально-коммуникативный пробы и уровня сложности заданий.

Главное средство, положенное в основу реализации программы, – тьюторское сопровождение учащихся, обеспечивающее приобретение учащимися межпрофессиональных навыков, общих для целого ряда профессий.

Основные технологии, применяемые при тьюторском сопровождении учащихся:

·        технологии консультирования,

·        тренинговые технологии,

·        проектные технологии,

·        информационные технологии.

Успешность  реализации  будет достигнута при соблюдении следующих принципов:

·        признание объективности существования индивидуальных целей учащихся при прохождении ПКП;

·        максимальное разнообразие представленных возможностей для развития личности;

·        понимание образовательного процесса как взаимосвязанного, объединенного единством и последовательностью целей образования;

·         психологический контакт  с подопечным и атмосфера доверия;

·        взаимодополняемости (психологической, педагогической, информационной и др.).

 

Цель программы:

Создание условий для тьюторского сопровождения обучающихся при прохождении профессионально-коммуникативных практик, выстраивание особого типа коммуникативных процедур, позволяющих подросткам принимать  осознанные  решения.

 

Основные задачи, решаемые в ходе тьюторского сопровождения при прохождении ПКП:

1)    сопровождение выбора ПКП;

2)    консультирование при выполнении коммуникативной задачи участников, испытывающих затруднения при прохождении ПКП;

3)    актуализация образовательного, социального и профессионального самоопределения обучающихся при прохождении ими различных типов ПКП;

4)    организация рефлексии и оценки обучающимися своих личных достижений.

 

Организация  тьюторского сопровождения

При организации ПКП и ее реализации назначаются тьюторы из числа педагогов, заинтересованных в реализации данной программы

Тьюторское сопровождение ПКП проходит в несколько этапов:

1.     Диагностико - мотивационный этап «Выбор».

На этом этапе происходит первая встреча тьютора с участником ПКП, испытывающим затруднение в выборе ПКП. Консультация может быть как индивидуальной, так и групповой.

Тьютор фиксирует первичный образовательный запрос учащегося, его интересы, склонности, показывает значимость данного интереса и перспективы совместной работы в этом направлении.

Выясняет планы учащегося.

На данной начальной ступени тьюторского сопровождения особенно значимо создание ситуации «позитивной атмосферы», психологического комфорта, который способствует вхождению обучающегося во взаимодействие с тьютором, готовности продолжать сотрудничество. В целом же работа на данном этапе направлена прежде всего на развитие и стимулирование у тьюторанта мотивации к участию в профессионально-коммуникативной деятельности. Тюторант должен зафиксировать результаты своего выбора в рефлексивном дневнике.

2. Реализационный этап «Проба».

Второй этап предполагает, что в период непосредственного прохождение самой пробы, обучающийся при проявлении проблемных зон может получить  консультацию тьютора.

На этом этапе тьютор прежде всего помогает школьнику определить круг проблем, анализируя причины неудач, проводит консультации, оказывает необходимую помощь в формулировании вопросов, касающихся решения коммуникативных задач в той или иной профессионально-коммуникативной ситуации.

Основными задачами тьютора здесь является поддержка самостоятельности и активности, стремления тьюторантов отыскать оригинальный способ решения коммуникативной задачи.

Предполагается, что на втором этапе консультирование будет преимущественно групповым: обучающиеся, объединенных общими задачами/проблемами посредством использования проектных, тренинговых,  информационных технологий, «Дебат», «Мозгового штурма», будут искать пути достижения оптимального результата.

На этом этапе тьюторант осуществляет реальный поиск способов решения коммуникативных задач и затем представляет полученные им результаты этого поиска. Полученные материалы могут быть представлены при презентации своих достижений.

3. Аналитический этап «Рефлексия».

Третий этап предполагает анализ рефлексивного дневника, который ведется на протяжении всей профессионально-коммуникативной пробы, и презентацию в группе участников ПКП полученного опыта профессиональной деятельности.

Оценивание педагога дополняется отзывом социального партнера (куратора) практики. Результаты оценивания педагога соотносятся с самооценкой. Таким образом, оценка дополняясь самооценкой, развивает регулятивные умения подростка.

Анализируются трудности, возникшие во время презентации, проводится групповая рефлексия с целью получения каждым выступающим обратной связи от аудиторий.

Завершается аналитический этап планированием будущей работы, фиксацией пожеланий в выборе ПКП, характера ПКС, групповой или индивидуальной работы и своей роли в ней.

 

2.     Содержание реализации программы:

 

Программа тьюторского сопровождения имеет статус услуги, которая оказывается учащимся ежедневно в течение всего периода прохождения ПКП. График оказания услуги педагога-тьютора предполагает время, удобное для участника ПКП и педагога-тьютора.

Часовая нагрузка по видам тьюторской деятельности может варьироваться в связи с потребностями и запросами участников ПКП в групповой и индивидуальной форме проведения консультирования.

Личностно-ориентированное (тьюторское)  сопровождение может вестись

- в группах детей, объединенных одним видом коммуникации;

- в группах детей, объединенных одной профессиональной сферой деятельности;

- индивидуально.

 

3.     Формы и технологии сопровождения ПКП:

Программа разрабатывается тьютором и согласуется с годовым планом проведения ПКП в ОУ, который утверждается директором и согласуется  с кураторами организаций-партнеров.

 Она предусматривает развитие коммуникативных способностей, профессиональное самоопределение учащихся .

Осуществляется тьютором в рамках своих должностных обязанностей.

Технологии сопровождения и организационные формы определяются на каждом этапе реализации ПКП.

 

Технология сопровождения

Организационные формы

Этапы ПКП

Функции

сопровождения

Технология  индивидуальных и групповых консультаций

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Групповые и индивидуальные занятия. Ролевые игры

«Выбор»

Диагностическая, консультационная

Групповые и индивидуальные занятия. «Мозговой штурм»

«Проба»

Создание условий для рефлексии успеха.

Групповые и индивидуальные занятия. Тестирование

Рефлексивные дневники

«Рефлексия»

Аналитическая.

Определение выбора учащимися профессиональной деятельности

Информационные  технологии

Групповые и индивидуальные занятия

«Выбор»

Консультационная, проектировочная

 

Групповые занятия

«Проба»

Аналитическая. Освоение межпрофессиональных коммуникативных навыков.

Групповые занятия

«Рефлексия»

Аналитическая, проектировочная

Тренинговые технологии

Ролевые игры

«Выбор»

Проектировочная. Измерение индивидуальных психологических свойств личности

«Дебаты», «Мозговой штурм»

«Проба»

Коррекционная, аналитическая. Снятие эмоционально-психологической напряженности

Мини - тренинги

«Рефлексия»

Аналитическая, диагностическая. Выявление запросов, потребностей и разработка рекомендаций в выборе  профессиональной деятельности

Проектная технология

 

Мини - проекты

«Выбор»

Диагностическая, аналитическая. Формирование умений творческого  мышления

Акции, флеш-мобы

«Проба»

Диагностическая, аналитическая. Формирование метапредметных коммуникативных умений

Клуб деловых игр

«Рефлексия»

Проектировочная. Расширение горизонтов профессионального, социального самоопределения школьника

 

 

4.     Ожидаемые результаты:

 

2.     Формирование ответственного выбора к созданию своего образовательного пространства на основе личного интереса и дальнейшего профессионального самоопределения

3.  Развитие у учащихся навыков и умений профессионально-коммуникативного взаимодействия.

4.  Успешность прохождения ПКП (согласно разработанным критериям в рамках реализации программ проб).

5.  Расширение пространства социальной реализации обучающихся.

6.   Осуществление социально-профессионального самоопределения обучающихся.

 

к списку контента

Кабинет

Подписка на новости

Сейчас 15 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

© Кокшаров В.Л. - разработка

© Жернаков М.А. - дизайн, программирование

Яндекс.Метрика