Материалы работы МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №3
(Базовая школа)», г. Краснокамск
«Организация работы краевой экспериментальной площадки по внедрению
эстетического всеобуча»
Программа исследовательского проекта
«Организация внеурочной деятельности «Союз творческих идей»
СОШ в соответствиис ФГОС НОО и ООО
с привлечением возможностей учреждений культуры»
Разработчики:
Гусева Е.Е. – преподаватель изобразительного искусства МАОУ «СОШ №3 (Базовая школа)»,
Погоржальская Е. В. – заместитель директора по ВР МАОУ «СОШ №3 (Базовая школа)».
Актуальность исследования:
Важность искусства в воспитании школьника не вызывает сомнения. Особенность искусства как средства воспитания заключается в том, что развивается творческий опыт человека. Искусство дает огромный материал для познания жизни, в процессе общения ребенка с явлениями искусства накапливается масса разнообразных, в том числе и эстетических, впечатлений.
«Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся» одним их ведущих направлений называет эстетическое воспитание, что подразумевает воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях. Доктор педагогических наук, профессор А.Я. Данилюк и кандидат психологических наук А.А. Логинова основное содержание данного вида воспитания видят в формировании эстетических идеалов, чувства прекрасного, развитии интереса к произведениям искусства и занятиям художественным творчеством.
Задача педагога воспитать у ребенка способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, вызывать желание творить самому.В связи с этим становится совершенно понятно: для того, чтобы вести ребенка по пути творческого постижения искусства, нужно знать, как воздействует искусство, в чем заключена его воспитательная роль.
Существует несколько видов искусства: литература, музыка, театр, кино, хореография, архитектура, изобразительное и декоративное искусство. Специфика каждого из них в том, что они особо воздействует на человека своими специфическими художественными средствами: словом, звуком, движением, красками, различными природными материалами.
Взаимодействие ребенка и любого вида искусства прежде всего начинается с восприятия: произведение искусства достигает своей воспитательной, образовательной цели, когда оно непосредственно воспринято школьником, когда освоена его идейно-художественная сущность.
Очень важно уделять особое внимание именно процессу восприятия произведения: необходимо развивать в детях комплекс способностей всестороннего восприятия произведений, талант читателя, зрителя, слушателя, талант соучастия в творчестве. Это постигается ребёнком с участием в различных конкурсах, будь то музыкальных, рисунка и других.Таким образом, главная цель преподавания искусства в школе - духовно обогатить ребенка, научить проникновению в эстетическую сущность произведенияискусства.Между тем, урок - это не единственная форма знакомства детей с искусством. Именно внеклассная и внешкольная работа дают детям реальную возможность познакомиться с ним шире.
Стандарты второго поколения уделяют большое внимание внеурочной деятельности школьников, и среди пяти основных направлений названы духовно – нравственное и общекультурное развитие. Данные направления невозможно реализовать без тесного сотрудничества с педагогами дополнительного образования и учреждений культуры, а это значит, что организация культурно-образовательного пространства не возможна без межпредметной, а также внутри- и межведомственнойинтеграции, что дает возможность выстраивать индивидуальные образовательные траектории среди учащихся как на углубленном, так и на ознакомительном уровне.
Для реализации данного направления есть все предпосылки - школа имеет удачное расположение: в шаговой доступности находятся различные учреждения культуры и дополнительного образования. Мы сотрудничаем с ними и используем в работе в различных направлениях развития детского творчества:
ЦДТ |
Развитие творческого потенциала |
Школа искусств |
Музыкальная школа |
Школа-театр |
Картинная галерея |
МАОУ «СОШ №3» |
Организация досуговой деятельности |
РДК им. Ленина |
ДК Гознака |
Молодежный центр «Ровесник» |
Библиотека |
Клубы по месту жительства |
Краеведческий музей |
В связи с этим нами выбрана модель внеурочной деятельности - модель дополнительного образования, ориентированная на обеспечение готовности к территориальной, социальной и академической мобильности обучающихся.
Преимущества модели заключаются в предоставлении широкого выбора для ребенка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения и самореализации подростка, а следовательно, его воспитания и социализации.
На сегодняшний день занятость обучающихся в системе ДО составляет 86-90% и имеет соотношение по отраслям:
Всего: 970 |
Отрасли |
|||
Образование |
Культура |
Спорт |
Молодежная политика |
|
Занятость |
614 |
304 |
714 |
148 |
% |
53% |
31% |
74% |
15% |
Учащиеся нашей школы, посещающие школу искусств, музыкальную школу, картинную галерею, активно принимают участие в организации проведения школьных мероприятий (концерты ко Дню Победы и разным праздникам, конкурсы рисунков, хорового искусства) и участвуют в совместных мероприятиях проводимых данными учреждениями.
Ежемесячно посещают картинную галерею с различными тематическими выставками. Например, в ноябре 2013г. учащиеся 8-10 классов стали участниками мастер-класса в картинной галерее, проводимого Краснокамским художником Бушуевым В.Г. Ребята стали свидетелем чуда: как может с помощью краски, бумаги, железа, валика, стекла и гравюрного станка родиться произведение искусства. С этим чудом (приобретением гравюрного станка) картинную галерею поздравили не только наши ребята, но и представители краеведческого музея г. Перми и художники Пермского края.
Наши учащиеся постоянно участвуют в конкурсах рисунков детской школы искусств и занимают призовые места.
Мы тесно сотрудничаем с городской детской библиотекой, например, в ноябре посетили такое мероприятие как «Виртуальное путешествие по городу Краснокамску», «Природа родного края» и др.
Проблема состоит в том, что между нашими образовательными учреждениями есть сотрудничество, но нет системной работы, так необходимой при организации внеурочной деятельности в рамках стандартов второго поколения.
Мы считаем, что решить данную проблему поможет «эстетический всеобуч» - обучение всех на ознакомительном уровне -при использовании кадровых возможностей педагогов школы и учреждений культуры района.
Объект исследования: процесс организации дополнительного образования художественно-эстетической направленности широкого круга детей школьного возраста на ознакомительном уровне («эстетического всеобуча») в современном культурно-образовательном пространстве.
Предмет исследования: организационная структура взаимодействия СОШ и учреждений культуры.
Цель:выявлениевозможностей привлечения ресурсов учреждений культуры для обеспечения результативности внеурочной деятельности СОШ в соответствии с ФГОС НОО и ООО в аспекте получения широким кругом детей дополнительного образования художественно-эстетической направленности на ознакомительном уровне.
Гипотеза:
дополнительное образование художественно-эстетической направленности широкого круга детей школьного возраста на ознакомительном уровне результативно, если
● объединены ресурсы и скоординирована деятельность организаций образования и культуры, а также возможности социума (родителей учащихся, заинтересованных сообществ, общественных организаций);
● сформирована команда компетентных организаторов-специалистов в области художественно-эстетической деятельности.
Задачи:
1. Создать инициативную группу педагогов района разных культурно-образовательных учреждений для проведения исследовательскогопроекта по «эстетическому всеобучу».
2. Активизировать взаимодействие между учреждениями ДО города и края, через разнообразие его формы (в том числе дистанционные) и согласовать целисовместной работы.
3. Создатьсетевое пространство, способствующее погружению учащихся в разные виды художественной деятельности на ознакомительном уровне.
4. Познакомить с эстетическими идеалами и традициями культуры родного края, активно привлекая позитивные образцы взаимодействия с природой.
5. Разработать мониторинг осуществление деятельности по внедрению эстетического всеобуча.
Методы исследования:
Анализ литературы по проблеме исследования,педагогическое моделирование,наблюдение,интервью,анкетирование,анализ продуктов детского творчества,беседы.
Практическая значимость:
Развитие творческих способностей школьников, предоставление им возможности быть услышанным, признанным и понятым.
В условиях совместной работы разных учреждений культуры, но занимающихся одной задачей, во-первых, выявление одарённых детей, а во-вторых, рост интереса к творческой деятельности.
Экспериментально доказать эффективность процесса взаимодействия учреждений культуры и образования, в том числе дополнительного.
Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности педагогов, методистов средних образовательных школ и учреждений культуры и дополнительного образования.
Программа реализуется в три этапа:
1. Подготовительный (организационный) - декабрь 2013 года– январь 2014 год.
2. Основной этап (практико - ориентированный) –2014 - 2015 учебный год.
3. Заключительный этап-2015 учебный год.
Содержание деятельности на каждом этапе:
1. Подготовительный (организационный):
- Создание инициативной группы и координирующего совета.
- Проведение круглого стола среди УДО, учреждений культуры и СОШ с целью ознакомления с проектом и согласование плана работы дальнейшего сотрудничества с целью привлечения заинтересованных педагогов.
- Согласование целей совместной создание модели «эстетического всеобуча» в микрорайоне СОШ
- Создание положения о мониторинге и его программы, подбор диагностик.
2. Основной этап (практико - ориентированный):
- Повышение квалификации педагогов, участвующих в исследовательском проекте.
- Разработка методических рекомендаций, программ, лекториев, практикумов, мастер-классов и т.п.
- Проведение совместных мероприятий в рамках обшей программы «эстетического всеобуча».
- Проведение мониторинга.
3. Обобщающий этап:
- Проведение совместного фестиваля с награждением участников исследовательского проекта.
- Создание методического пособия и обобщение методического опыта.
- Дальнейшее продвижение и поддержкаодаренных детей.
- Анализ проделанной работы: разработка рекомендаций для коррекции деятельности и прогнозирование дальнейшего развития проекта.
Ожидаемые результаты проекта и способы проверки:
Ожидаемые результаты |
Способы проверки |
Создание методической базы и педагогических условий для организации «эстетического всеобуча» |
Наличие программы «эстетического всеобуча» и разнообразных программ ДО |
Повышение уровня эстетического образованияобучающихся |
Результаты мониторинга |
Совместное проведение досуговых акций, социально-образовательных проектов в социуме (на уровне города) |
Наличие договоров о сотрудничестве с учреждениями ДОикультуры |
Увеличение числа обучающихся, принимающих участие в мероприятиях, проектах, конкурсах, олимпиадах, викторинах, кружках эстетической направленности. |
Наличие сертификатов, дипломов участников |