Утверждаю
Директор МАОУ «СОШ №3» С.Ф. Голдобин
«__» ______________ 2015г.
Положение
об организации профессионально-коммуникативных проб
1. Общие положения
1.1. Положение об организации профессионально-коммуникативных проб обучающихся школы (далее по тексту - положение) в образовательной организации Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 (Базовая школа)» (далее по тексту - школа) разработано в соответствии
· с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
· Трудовым кодексом Российской Федерации,
· Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования (утверждённой приказом Министерства образования Российской Федерации от 18.07. 02 № 2783),
· Уставом школы
и иными локальными нормативными актами по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности.
1.2. Настоящее положение:
· является локальным нормативным актом, регламентирующим вопросы организации и осуществления образовательной деятельности;
· рассматривается на педагогическом совете и утверждается директором школы;
· вступает в силу со дня его утверждения и действует неограниченный срок;
· изменения и дополнения в настоящее положение вносятся Советом школы и (или) педагогическим советом школы и утверждаются приказом директора школы.
1.3. Профессиональное самоопределение рассматривается как результат процесса формирования у обучающихся внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации своего развития, самостоятельного нахождения личностно-значимых смыслов в конкретной профессиональной деятельности. Одним из оптимальных способов организации профессионального самоопределения является организация профессионально-коммуникативных проб обучающихся.
1.4. Профессионально-коммуникативная проба (далее ПКП) – это вид образовательной деятельности, целью которого является получение опыта коммуникативного взаимодействия в различных профессиональных ситуациях.
Профессиональная ситуация – часть профессиональной деятельности, включающая в себя задачи, требующие определённого решения.
ПКП направлена на получение обучающимися метапрофессиональных (межпрофессиональных) коммуникативных навыков – навыков, общих для целого ряда профессий.
1.5. Необходимое условие организации ПКП в рамках реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения - логическое включение в учебно-воспитательный процесс, с одной стороны, и максимальная приближенность к реальной профессиональной деятельности - с другой.
1.6. Сроки проведения ПКП устанавливаются общеобразовательным учреждением с учётом теоретической подготовленности обучающихся, возможностей учебно-производственной базы и в соответствии с учебным планом.
2. Цели и задачи проведения ПКП
2.1. Целью проведения ПКП является создание условий, ориентированных на обеспечение адаптационного взаимодействия личности обучающихся и профессиональной среды для приобретения ими социального, общекультурного опыта и межпрофессиональных коммуникативных навыков.
2.2. ПКП позволят наиболее эффективно решать следующие задачи:
· ознакомление обучающихся с миром профессий, содержанием профессиональной деятельности в различных сферах;
· развитие у обучающихся профессиональных интересов, склонностей и качеств, важных для профессионального самоопределения;
· приобретение опыта коммуникативного взаимодействия в различных профессиональных сферах;
· подготовка к выбору профессии и поступлению в профессиональные учебные учреждения.
3. Организация профессиональных проб обучающихся
3.1. Общее руководство ПКП осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
3.2. ПКП могут выполняться индивидуально или в составе определенной группы. Они предполагают реализацию нетрадиционных форм обучения.
3.3. Для обеспечения проведения ПКП осуществляется разработка программ практики, выбор баз профессионально-коммуникативных проб, подготовка необходимой документации, назначение руководителей ПКП.
3.4. ПКП проводятся в общеобразовательном учреждении, иных учреждениях или организациях, в том числе на договорной основе.
3.5. Продолжительность ПКП - от 5 до 10 дней, как непрерывным циклом, так и путём чередования с теоретическими знаниями по дням при условии обеспечения связи между теоретическим обучением и содержанием практики.
3.6. Участие в проведении ПКП осуществляется на добровольной основе.
4. Особенности организации проведения ПКП
4.1. Организация ПКП предполагает последовательное прохождение трёх этапов:
На первом этапедля учащихся проводится презентационное мероприятие, которое организуют руководители ПКП (педагоги и/или социальные партнеры). Учащимся предлагается ряд ПКП, их знакомят с профессиями, которые им предстоит выбрать. Учащимся разъясняются правила прохождения ПКП. Каждый обучающийся должен пройти не менее двух ПКП, во время их прохождения можно переходить из одной пробы в другую (после консультации с тьютором). Таким образом, для учащихся создается пространство выбора.
При затруднении в выборе ПКП обучающиеся могут воспользоваться помощью тьютора. Социальные партнёры организуют экскурсии для желающих и знакомят их с местом прохождения ПКП. На добровольной основе обучающиеся осуществляют выбор профессионально-коммуникативных проб и записывают обоснование данного выбора в рефлексивном дневнике.
Второй этаппредполагает непосредственно прохождение самой пробы. На данном этапе с учащимися работает руководитель профессионально-коммуникативной пробы (учитель) и эксперт (социальный партнер). Участникам ПКП предлагается ряд профессиональных коммуникативных ситуаций (ПКС). Каждая ПКС содержит коммуникативную задачу, которую обучающийся решает на своём уровне. Уровень сформированности коммуникативных умений обучающихся фиксируется педагогом в процессе наблюдения за подростками, в ходе бесед с ними, в рамках круглого стола. Педагог заполняет оценочные листы. Множественность ПКС помогает подростку попробовать себя в разных ситуациях общения, выявить проблемные зоны, получить консультацию руководителя ПКС, эксперта, тьютора.
Третий этаппредполагает анализ рефлексивного дневника, который ведется на протяжении всей профессионально-коммуникативной пробы, и презентацию в группе участников ПКП полученного опыта профессиональной деятельности.
4.2. Практическая реализация ПКП может осуществляться в следующих формах и их сочетаниях:
· конкретное задание, связанное с выполнением коммуникативной задачи;
· серии последовательных имитационных (деловых) игр;
· выполнение творческой (проектной) задачи, содержащей коммуникативную составляющую.
4.3. Руководителем (педагогическим работником) ПКП разрабатываются задания различных уровней сложности, являющиеся наиболее распространенными и типовыми для данного вида профессиональной деятельности.
4.4. 3адания различных уровней сложности отличаются друг от друга спецификой коммуникативных ситуаций, охватывающих данную профессиональную деятельность.
4.5. Практическое выполнение заданий ПКП осуществляется по схеме: задание - условие - результат. Перед обучающимися ставится задача (задание) определённого уровня сложности, оговариваются условия, которые необходимо соблюдать при выполнении заданий, и определяется тот продукт деятельности (результат), который учащийся должен получить по завершении цикла (этапа) профессиональной деятельности в результате тех или иных воздействий.
4.6. Профессиональные пробы завершаются подведением итогов. При подведении итогов выполнения этапов или всей пробы в целом руководитель (тьютор) анализирует деятельность обучающегося и дает необходимые рекомендации.
4.7. По итогам выполнения профессиональных проб обучающиеся:
4.7.1. Должны знать:
· требования, предъявляемые к личностно-профессиональным качествам;
· общие теоретические сведения, связанные с характером выполняемой пробы;
· технологию выполнения ПКП;
· правила безопасности труда;
· инструменты, материалы, оборудование и правила их использования на примере практической пробы.
4.7.2. Должны уметь:
· выполнять некоторые профессиональные действия;
· решать коммуникативные задачи, характерные для данной профессии;
· соблюдать правила безопасности труда;
· соотносить свои индивидуальные особенности с профессиональными требованиями.
4.8. Итоги ПКП представляются обучающимися в виде рефлексивного дневника, по желанию в виде презентаций, фотоотчетов, оформленных проектов.
5.Обязанности руководителя ПКП
5.1. Руководитель ПКП совместно с сопровождающим специалистом учреждения, на базе которого проходит ПКП, разрабатывает коммуникативные ситуации и задачи для обучающихся.
5.2. Руководитель ПКП обязан:
5.2.1. Разработать содержание ПКП с выделением этапов, уровней сложности выполнения заданий (программа ПКП).
5.2.2. Подобрать инструментарий, технологическую документацию для их выполнения.
5.2.3. Ознакомить с критериями оценки выполнения ПКП или их этапов.
5.2.4. Ознакомить обучающихся с содержанием профессиональной деятельности и требованиями к специалистам в той профессии, в сфере которой организуются пробы.
5.2.5. Ознакомить обучающихся со средствами, целями, условиями, орудиями труда данной сферы деятельности.
5.2.6. Ознакомить обучающихся с содержанием ПКП и организацией их выполнения, обеспечить условия для самостоятельного выбора обучающимися уровня сложности заданий.
5.2.7. Ознакомить обучающихся с нормами и требованиями охраны труда и техники безопасности, пожарной безопасности при проведении ПКП. Факт ознакомления обучающиеся фиксируют личной подписью в журнале.
6. Ответственность при проведении ПКП
6.1. Руководители ПКП:
6.2. При прохождении ПКП обучающийся обязан:
· выполнять задания, предусмотренные программой: