Вызовы постиндустриального общества формируют иной тип мышления у нашего поколения, особенно этим изменениям подверженны дети, которые всегда наиболее живо воспринимают все новое. Новый образовательный стандарт это не только изменения в содержании и организации образовательного процесса. Новый стандарт определяет новое, иное восприятие процесса обучения и воспитания, новое мышление. Перестраивается по иному школа, учитель. Пермские школы, как апробационные площадки по введению ФГОС нового поколения показали как важно выстраивать в рамках нового стандарта образовательный процесс «Пространство выбора», внедрять новые технологии, рабоать над формированием метапредметных и личностных результатов.
В нашей школе давние традиции инновационного развития: компетентностный подход, корпоративная культура, совремеменные образовательные технологии. На сегодняшний день объединяя опыт полученный нашими педагогами мы пришли к выводу, что, наверное, самым важным результатом нашей работы должно стать умение убучающегося ориентироваться в море информации, понимать ее, эффективно использовать.
Информация на сегодняшний день доступна каждому и не является привилегией узкого слоя общества. Технический прогресс позволил получать информацию из множества различных источников в огромных объемах. Не всегда и дети, и взрослые готовы осмыслить, интерпретировать и использовать информацию. Для большинства подобные действия очень затратны как по усилиям, так и по времени. Новый стандарт предполагает приятие таких умений еще в детском возрасте. Поэтому, столкнувшись с определенными проблемами учащихся (рефераты, ГИА) команда нашей школы пришла к выводу, что умение смыслового чтения должно стать приоритетным для формирования в ближайшее время.
Около года назад школа вступила в проект, результаты которого мы представляем едметных результатов»«Оценка метапредметных результатов». Инновационной командой школы был выбран результат «смысловое чтение», т. к. этого умения требует подготовка к успешной итоговой аттестации и эффективное обучение на всех ступенях образовательного процесса.
Компоненты метапредметного результата, достигнутые ранее:
Умение понимать смысл текста, выделять тему и основную мысль.
Составлять простой план текста: озаглавливать текст в целом и его части.
Элементарная интерпретация текста.
Умение отвечать на вопросы к тексту.
Мы предполагали работать над овладением различными видами чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое; решением таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание, поиск конкретной информации, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста; использование приемов смыслового чтения для реализации своей социальной роли.
Работа над проектом изначально была начата в команде: не только учителя русского языка и литературы, но и предметов: математики, истории и обществознания, географии включились в работу. Работа началась с понимания самого метапредметного результата, с изучения приемов которыми он формируется. Были выработаны общие подходы к формированию приемов, используемых на уроках, задания для мониторинга сформированности умений.
Результаты мониторинга показали, что работа над формированием умения смыслового чтения начата успешно, но требует продолжения.
Это уже планы на 2013-2015 гг.