Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
г. Краснокамска Пермского края
«Рассмотрено на заседании ШМО» Руководитель МО _____________ Протокол № ___ от «____»____________2014 г.
|
«Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МАОУ «СОШ №2» _____________ Упорова В.П.
«____»________2014 г.
|
«Утверждено» Директор школы МАОУ «СОШ №2» _____________ Петракова Л.С. «____»________2014г.
|
Рабочая программа
элективного курса «Введение в мир химии»
6 класс
Педагогический работник:
Волкова Ольга Викторовна
2014 - 2015 учебный год
Рабочая программа
Элективный курс «Введение в мир химии »
6 класс
Пояснительная записка
Совершенствование школьного химического образования на современном этапе приводит к ряду проблем, с которыми сталкиваются в своей работе учителя химии. Это перегрузка курса химии основной школы в связи с переходом на концентрическую систему и сокращение объема часов на изучение химии на базовом уровне в старшей профильной школе.При этом забывается, что химия, как наука, занимая одно из центральных положений в естествознании, составляет основу для формирования научного мировоззрения учащихся. Актуальность данной проблемы возрастает в связи с тем, что химические знания необходимы каждому человеку, они определяют рациональное поведение человека в окружающей среде, необходимы в повседневной жизни.
Элективный курс химии позволитсформировать интерес к предмету, познакомит обучающихся с применением и значением веществ в жизни человека, уменьшит интенсивность прохождения учебного материала в основной школе, даст возможность больше времени уделять ученическому химическому эксперименту и решению расчетных задач, осуществлять предпрофильную подготовку обучающихся.
Цель: Создание условий для успешной реализации элективного курса химии в 6 классе.
В ходе её достижения решаются задачи:
- сформировать знания о химическом языке через знакомство с некоторыми химическими элементами;
- отработать умения, навыки в первую очередь для проведения эксперимента;
- изучить свойства некоторых веществ, часто применяемых в домашних условиях;
- развивать познавательную мотивацию к изучению нового предмета.
За основу взята программа пропедевтического курса и учебник «Введение в химию вещества» О.С.Габриеляна, которая скорректирована с курсом химии 6 класса.
Курс проводится в виде лекционно – практических уроков с оформлением содержания занятия в рабочих тетрадях.
В результате прохождения программного материала обучающийся должен знать:
- химический язык (знаки химических элементов);
- применение некоторых веществ;
- ТБ при работе с химическими веществами.
Уметь:
- писать, называть знаки химических элементов;
- различать простые и сложные вещества;
- составлять простейшие химические формулы;
- наблюдать, описывать, сравнивать, анализировать, моделировать химические процессы;
- выполнять простейший химический эксперимент;
- выдвигать гипотезы, делать выводы;
- соблюдать правила ТБ при работе с веществами на уроке и в домашних условиях.
Усвоение материала можно проследить через отчеты по практическим работам, самостоятельные творческие работы, тесты.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
«ВВЕДЕНИЕ В МИР ХИМИИ»
6 класс (35 ч)
ЧАСЫ |
ТЕМА |
ИЗУЧАЕМЫЕ ВОПРОСЫ |
ЭКСПЕРИМЕНТ |
1. |
Введение в химию. |
Химия-наука о природе. |
Д. Занимательные химиче-ские опыты |
2. |
Тела вокруг нас |
Свойства тел. Живые и неживые тела. |
Д. Посуда из стекла, фарфора, металла. Изделия из дерева, пластмассы, керамики. |
3. |
Знакомство с лабораторной посудой |
Посуда из стекла, фарфора, металла. Ее назначение. |
Л. Рассматривание и зари-совка химической посуды: пробирка, химический стакан, колба, воронка, стеклянные пластинка, палочка и трубочка; фарфоровые чашечка и пестик; тигельные щипцы, ложечки для сжигания и взятия веществ, держатель для пробирок. |
4. |
Правила, которые нужны химику |
Правила техники безо-пасности в кабинете химии. |
Д. Опыты, иллюстрирующие правила обращения с веществами. |
5. |
Вещества, их свойства |
Вещества твердые, жидкие и газооб-разные. Цвет, запах, вкус веществ. Раство-римость в воде. |
Д. Рассматривание веществ (сахар, мел, нефть, воздух в колбе), их описание. Приё-мы насыпания и нали-вания веществ в пробирку, растворение их в воде. |
6. |
Описание свойств веществ |
Вещества твердые, жидкие и газооб-разные. Цвет, запах, вкус веществ. Раство-римость в воде. Сход-ство и различие ве-ществ. |
Л. Описание веществ: соль, сера, железо, уголь, лимонная кислота, подсол-нечное масло. Раствори-мость их в воде. |
7. |
Строение пламени |
Правила нагревания веществ. Строение пламени. |
Д. Устройство и назначение спиртовки. Нагревание пробирки с водой. Л. Рассматривание горящей свечи. |
8. |
Первая помощь при поврежде-ниях в химиче-скихлаборато-риях |
Оказание первой помо-щи при порезах, уши-бах, термических ожо-гах. Знакомство с ап-течкой. |
Д. Вещества в аптечке, их применение. |
9. |
Смеси веществ |
Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей: отстаивание, фильт-рование, выпаривание, с помощью магнита. |
Д. Разделение смеси мела и воды, соли и воды, железа и серы. |
10. |
Разделение смесей веществ |
Способы разделения смесей: отстаивание, фильтрование, выпаривание, с помощью магнита. |
Л. Разделение смеси железных опилок и серы, смеси песка и соли. |
11. |
Обобщение темы «Вещества и их свойства» |
Закрепить и обобщить знания учащихся по теме «Вещества и их свойства. Разделение веществ». |
|
12. |
Контроль знаний по теме «Веще-ства и их свой-ства. Разделение веществ» |
Контроль в форме теста, игр «Крестики-нолики», «Третий лишний». |
|
13. |
Молекулы и атомы |
Взаимосвязь понятий: тело, вещество, молекула, атом. |
Д. Модели молекул воды, водорода, кислорода. Мо-делькристаллической ре-шетки графита. |
14. |
Молекулы и атомы |
Форма вещества в различных агрегатных состояниях. |
Л. Моделирование из плас-тилина: модели атомов водорода, кислорода, угле-рода; молекул воды, угле-кислого газа. |
15. |
Химический элемент |
Химические элементы как виды атомов, отличающиеся друг от друга характером, размерами. |
Д. Модели молекул воды, водорода, кислорода. Модель кристаллической решетки графита. |
16. |
Химические знаки |
Химические знаки элементов углерода, кислорода, азота, водорода. |
Л. Работа с карточками химических знаков: назва-ние элемента, произношение символа, латинское назва-ние. |
17. |
Простые и сложные вещества |
Дать понятие о классификации ве-ществ по составу на простые и сложные вещества на примере следующих веществ: водорода, кислорода, воды, углекислого газа, графита. |
Л. Моделирование из пластилина: модели молекул водорода, кислорода, воды, углекислого газа. |
18. |
Химические формулы |
Химическая формула как условная запись состава вещества. Химические знаки элементов серы, хлора, натрия, железа, алюминия. |
Л. Моделирование из пластилина:модели моле-кулы серы, фрагмента вещества хлорида натрия, железа, угля, алюминия. Д. Рассматривание веществ: серы, железа, угля, соли, алюминия. |
19. |
Обобщение темы «Химическая символика» |
Закрепить и обобщить знания учащихся по теме «химический элемент», «химические знаки», «химические формулы», «простые и сложные вещества». |
Л. Работа с карточками химических формул: водорода, кислорода, воды, углекислого газа, соли (хлорида натрия), сахара; химических знаков: железа, алюминия, серы, углерода. |
20. |
Контроль знаний по теме «Хими-ческаясимво-лика» |
Контроль в форме теста, игр «Крестики-нолики», «Третий лишний». |
|
21. |
Физические яв-ления |
Испарение, плавление, растворение, замерза-ние, конденсация, из-мельчение веществ как примеры физических явлений. |
Д. Растворение сахара в воде, испарение и конден-сация воды, плавление парафина, измельчение мела. |
22. |
Химические явления |
Химические явления как превращения ве-ществдруг в друга. |
Д. Горение свечи, взаи-модействие цинка с соляной кислотой, взаимодействие карбоната натрия и хлорида бария, растворение получен-ного осадка в азотной кислоте, изменение окраски лакмуса в растворах кислоты и щелочи, горение угля в кислороде. |
23. |
Признаки хими-ческих явлений |
Выделение тепла и света, выпадение и растворение осадка, выделение и поглощение газа, изменение цвета и вкуса. |
Л. В пробирках с номерами даны растворы: №1-Na2CO3, №2-HNO3, №3-NaOH, №4-BaСl2, №5-CuSO4. Сделать опыты: 1+2; 1+4+2; 3+5+2; 5+4. Железную скрепку опустить в раствор 5. Зажечь свечу. |
24. |
Обобщение темы «Физические и химические явления» |
Обобщить и закрепить знания о физических и химических явлениях. |
Л. В пробирках с номерами даны растворы: №1-HCl, №2-NaOH,№3FeCl3. а)Растворение лимонной кислоты и соды в воде. Смешивание полученных растворов. Слить растворы 2+3+1; добавить лакмус к 1и 2; к соде прилить 1. |
25. |
Воздух – смесь газов |
Состав воздуха: пос-тоянные, переменные и случайные составляю-щие части воздуха. |
Д. Определение количест-венного состава воздуха. |
26. |
Кислород |
Формула кислорода. Физические свойства. Зачем нужен кислород? Как обнаружить кислород. |
Д. Получение кислорода разложением перманганата калия, обнаружение кисло-рода тлеющей лучинкой, обнаружение углекислого газа известковой водой. Окисление свежей карто-фельной дольки на воздухе. |
27. |
Углекислый газ |
Формула углекислого газа. Физические свойства углекислого газа и его применение. Как обнаружить углекислый газ. |
Д. Получение углекислого газа действием соляной кислоты на мрамор, обнаружение углекислого газа известковой водой, горящей лучинкой |
28. |
Обобщение темы «Воздух» |
Закрепить основные вопросы темы «Воз-дух». Тема «Воздух» в пословицах, поговор-ках, загадках и худо-жественной литера-туре. |
Л. Обнаружение углекис-лого газа в выдыхаемом воздухе, получение угле-кислого газа из соды и лимонной кислоты. |
29. |
Вода в природе |
Агрегатные состояния воды. Круговорот воды в природе. |
Д. Таблица «Круговорот во-ды в природе». |
30. |
Очистка воды |
Питьевая, речная, морская, дистиллиро-ванная вода, их сходство и отличие. Очистка питьевой воды. |
Д. Выпаривание на предметном стекле капли дистиллированной, водопроводной воды и раствора соли. Очистка загрязненной воды отстаиванием, фильтрованием, дистилляцией. |
31. |
Растворы |
Природные растворы. Значение растворов. |
Л. Выпаривание на предметном стекле капли дистиллированной, водопроводной воды и раствора соли. Измерение объема воды с помощью мензурки. |
32. |
Обобщение темы «Вода» |
Закрепить основные вопросы темы «Вода». Тема «Вода» в пословицах, поговор-ках, загадках и художественной литературе |
Л. Измерение объема воды с помощью мензурок разного калибра. |
33. |
Контроль знаний по темам «Воздух и вода» |
Контроль в форме теста, игр «Крестики-нолики», «Третий лишний». |
|
34, 35. |
Работа над проектами |
||
Л. - лабораторный опыт
Д. - демонстрационный опыт
Литература:
1. Габриелян О. С. Пропедевтический курс "Старт в химию" // Химия в школе. – 2005. – №8. – С. 19–26.
2. Габриелян О. С. Химия.7 класс: рабочая тетрадь к учебному пособиюО.С. Габриеляна и др. «Химия. Вводный курс. 7 класс»/ О.С. Габриелян, Г.А.Шипарёва. – М.: Дрофа,2009. – 107с.
3. Гуревич А.Е. Введение в естественно – научные предметы. Естествознание. Физика. Химия. 5-6 кл.:учеб. для общеобразоват. учреждений/А.Е.Гуревич, Д.А.Исаев, Л.С.Понтак. – М.: Дрофа,2012.-191с.
4. «Занимательные опыты по химии». Минск,1968 год.
5. Программы элективных курсов по химии (предпрофильное обучение). 8-9 классы.- М.: Дрофа, 2008.-112 с.
6. Русецкая О. П. Элективный курс "Мы в мире химии" // Химия в школе. – 2005. – №7.– С. 29–33.
7. Л.Е.Сомин « Увлекательная химия». Москва «Просвещение»,1978 год.
8. Б.Д.Степин, Л.Ю. Аликберова «Книга по химии для домашнего чтения». Москва «Химия»,1995 год.
9. И.Н. Чертков, П. Н.Жуков « Химический эксперимент с малым количеством реактивов». Москва «Просвещение»1989 год.
10.Штремплер Г.И. Предпрофильная подготовка по химии. - М., Дрофа, 2008.- 320 с.
11.Эл.ресурс: http://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/propedevticheskii-kurs-khimii-7-klass-elektronnyi-uchebnik