Рабочая программа
элективного курса «Введение в химию » 5 класс
Календарно-тематическое планирование составлено на основе государственного стандарта общего образования (2004 г.), программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев (2001 г.).
Элективный курс рассчитан на 11часов.
Система школьного химического образования – составная часть общего естественно – научного образования. Уже в начальной школе, в курсе «Окружающий мир», обучающиеся знакомятся с различными природными явлениями, которые составят основное ядро дальнейшего изучения природы в основной и старшей школах.
Основная школа (II ступень обучения) призвана обеспечить формирование у обучающихся первоначальных естественнонаучных, в том числе химических знаний, требования к которым определяются уровнем обязательной подготовки – базовым уровнем.
В 5 классе начинается пропедевтическая химическая подготовка обучающихся. Химические знания, вводимые на этом этапе, служат решению задачи формирования у школьников первоначального целостного представления о мире.
В процессе пропедевтической подготовкиобучающиесядолжны получить представление о составе и свойствах некоторых веществ, а также первоначальные сведения о химических элементах, символах химических элементов, химических формулах, простых и сложных веществах, химических явлениях, реакциях соединения и разложения.
Элективный курс «Введение в химию» направлен на то, чтобы познакомить детей с основами новой, неизвестной для них науки химией, развить интерес к дальнейшему более глубокому изучению предмета.
Содержание курса носит межпредметный характер, так как знакомит обучающихся с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов (химия, биология, география, социальные науки). Курс нацелен на развитие способностей обучающихся оценивать воздействие на окружающую среду всего комплекса факторов, связанных с природоведением.
Данныйэлектив включает следующие разделы: 1)Введение. Здесь учащимся предстоит знакомство с историей развития химии от истоков до современности, шеренгой великих химиков, правилами техники безопасности. 2)Химия скучная? Нет, интересная!Здесь дети совершают путешествиев микромир. Знакомятся с понятиями - тела и вещества, свойства веществ, с многообразием веществ и их состоянием, с понятиями чистые вещества и смеси, с различными способами разделения смесей. Состоится знакомство и с кристаллами. В разделе: «Домашняя химия» ученикам предстоит узнать и научиться самим тому, как удалить пятна, накипь в чайнике и др.. Данный электив предусматривает также проектную деятельность.
Элективный курс знакомит с правилами техники безопасности и включает ряд практических работ, которые способствуют формированию специальных умений и навыков работы с веществами и оборудованием. Дети впервые учатся выращивать кристаллы.
Изучив данный курс, школьники будут знать такие понятия, как тело, вещество, свойства вещества, атом, молекула, химический элемент, простое и сложное вещество, о составе и свойствах веществ и предметах, окружающих их в повседневной жизни. Данный элективный курс дает навыки проводить опыты, практические работы, наблюдения, эксперименты, расширяет кругозор. Учитывая подростковый возрастобучающихся, материал дается в игровой форме, домашних заданий нет. Дети всему учатся на уроке.
Разнообразные формы и методы проведения уроков, использование ТСО, личностно-ориентированный подход, позволят сделать этот курс интересным и доступным для всех обучающихся. Полученные знания, умения и навыки они смогут применить на других уроках и в повседневной жизни.
Календарно-тематическое планирование
5класс |
||
№ п/п |
Т-1. Введение (2ч) |
Дата проведения |
1/1 |
От истоков химии до современности. Шеренга великих химиков. |
|
2/2 |
Правила техники безопасности Пр.р. № 1. «Знакомство с лабораторным оборудованием, правилами нагревания» |
|
|
Т- 2. Химия скучная? Нет, интересная! (4ч) |
|
3/1 |
Многообразие веществ. Состояние веществ. Смеси и чистые вещества. Способы разделения смесей (интернет- урок) |
|
4/2 |
Пр.р. № 2. Я - лаборант! «Очистка загрязненной поваренной соли» |
|
5/3 |
Как рождаются кристаллы? (Презентация) |
|
6/4 |
Пр.р. № 3. Закладка опыта «Выращивание кристаллов» |
|
Т-3. Домашняя химия(2ч) |
|
|
7/1 |
Как удалить пятна? Что такое накипь и как с ней бороться? |
|
8/2 |
А ну- ка, отгадай! (викторины, загадки). Химическое лото. |
|
|
Т-4. Проектная деятельность(3ч) |
|
9-10 |
Работа над проектом. |
|
11 |
Защита проекта. |
|
|
Всего: 11часов |
|
Краткое содержание курса
Т-1. Введение (2ч)
Данная тема знакомит с историей открытия науки химии,с великими химиками: М.В.Ломоносовым и Д. И. Менделеевым. Правилами техники безопасности, лабораторным оборудованием, правилами нагревания.
Практическая работа№ 1. «Знакомство с лабораторным оборудованием, правилами нагревания»
Т-2. Химия скучная? Нет, интересная! (4ч)
Это путешествие в микромир, знакомство с понятием атом, молекула; вещество: простое и сложное, свойствами веществ и их многообразием, состоянием; с понятиями чистые вещества и смеси, с различными способами разделения смесей; с кристаллами.
Практическая работа № 2«Я - лаборант! Очистка загрязненной поваренной соли»
Практическая работа № 3« Я - лаборант! Выращивание крисаллов»
Т-3. Домашняя химия (2ч)
Это путешествие в мир веществ, используемых в быту.А также использование знаний химии для выведения пятен, удаления накипи в чайнике и другое.
Т-4. Проектная деятельность(3ч)
Работа над проектом.Защита проекта.
Литература:
1. Габриелян О. С. Пропедевтический курс "Старт в химию" // Химия в школе. – 2005. – №8. – С. 19–26.
2. Габриелян О. С. Химия.7 класс: рабочая тетрадь к учебному пособиюО.С. Габриеляна и др. «Химия. Вводный курс. 7 класс»/ О.С. Габриелян, Г.А.Шипарёва. – М.: Дрофа,2009. – 107с.
3. Гуревич А.Е. Введение в естественно – научные предметы. Естествознание. Физика. Химия. 5-6 кл.:учеб. для общеобразоват. учреждений/А.Е.Гуревич, Д.А.Исаев, Л.С.Понтак. – М.: Дрофа,2012.-191с.
4. «Занимательные опыты по химии». Минск,1968 год.
5. Программы элективных курсов по химии (предпрофильное обучение). 8-9 классы.- М.: Дрофа, 2008.-112 с.
6. Русецкая О. П. Элективный курс "Мы в мире химии" // Химия в школе. – 2005. – №7.– С. 29–33.
7. Л.Е.Сомин « Увлекательная химия». Москва «Просвещение»,1978 год.
8. Б.Д.Степин, Л.Ю. Аликберова «Книга по химии для домашнего чтения». Москва «Химия»,1995 год.
9. И.Н. Чертков, П. Н.Жуков « Химический эксперимент с малым количеством реактивов». Москва «Просвещение»1989 год.
10.Штремплер Г.И. Предпрофильная подготовка по химии. - М., Дрофа, 2008.- 320 с.
11.Эл.ресурс: http://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/propedevticheskii-kurs-khimii-7-klass-elektronnyi-uchebnik