Диагностика умений ролевого взаимодействия в группе
В Федеральном государственном стандарте основного общего образования установлены требования к метапредметным результатам, среди которых важное место занимают коммуникативные УУД, в частности — умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Большое значение при организации совместной (парной, групповой) работы имеет обучение школьников ролевому взаимодействию — умению принимать, удерживать и качественно выполнять свою роль. От этого решающим образом зависит эффективность групповой работы в целом.
Именно поэтому, анализируя успешность организации обучения в кооперации в нашей школе, мы поставили задачу целенаправленного формирования и диагностики умений учащихся осуществлять ролевое взаимодействие в ходе групповой работы.
Основные идеи обучения в совместной деятельности были взяты нами из работы А.Ю. Уварова «Кооперация в обучении» [1], а разработку диагностических материалов и процедур мы осуществили самостоятельно, под научным руководствомР.А. Губайдуллина, старшего преподавателя кафедры образовательных технологий высшей школы РИНО ПГНИУ.
Первичные навыки групповой работы учащиеся получают в начальной школе. Задача основной школы — соблюдая преемственность, организовать ролевое взаимодействие через кооперацию в обучении. Мы считаем, что к шестому классу у учащихся уже должны быть сформированы умения работать в кооперации на основе ролевого взаимодействия. Именно поэтому диагностические материалы и процедуры оценки были разработаны нами для учащихся 6-7 классов.
Требования к образовательным результатамучащихся 6-7 классов включают в себя следующие коммуникативные УУД.
Учащиеся 6 класса:
- понимают, какую роль они смогут выполнить для решения поставленной задачи;
- аргументируют свой выбор роли;
- могут договориться, согласовать распределение ролей в группе;
- исполняют выбранную роль.
Учащиеся 7 класса:
- умеют самостоятельно организовываться в группу;
- выбирают роли, необходимые для решения определённого типа задач;
- свободно выражают свои мысли, аргументируя собственную точку зрения;
- уважают мнения других;
- выполняют функционал, соответствующий выбранной роли, работая в кооперации.