СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Педагогическим Советом Директор МАОУ «Лицей № 5»
Протокол № ____от _____________Н.Г.Носков
«____»_________20____г. «____»__________20_____г.
Программа
туристско-краеведческого клуба «Люблю тебя мой край родной!»
г.Пермь-2014
Пояснительная записка
Программа туристско-краеведческого клуба «Люблю тебя мой край родной!» для дополнительного образования в лицее рассчитана на учащихся 7-х классов. Главная цель программы - подготовка подрастающего поколения к жизни на базе всестороннего гармонического развития личности, формирования духовно и физически здорового образа жизни.
Основное средство образовательно-воспитательной, оздоровительной деятельности - детский туризм, включающий взаимосвязь, взаимодействие собственно туризма, краеведения, экологии, физического, духовного развития и воспитания, гражданского становления ребёнка.
Цели и задачи программы:
-формирование коммуникативных УУД;
- показать всестороннюю связь человека с окружающим миром, включить учащегося в активное познание своей малой Родины;
-воспитывать в школьнике лучшие духовно-нравственные качества, любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, мыслям и чувствам;
- приблизить учащихся к миру искусства, творчеству ;
- способствовать оздоровлению и физическому закаливанию.
Программа включает четыре тематических раздела и составлена из
расчёта 68 часов /по 2 часа в неделю/.
Содержание и формы работы.
Раздел 1. Наша малая Родина.
1. |
Наш микрорайон «Кислотные Дачи» Знакомство с культурными и историческими местами микрорайона. Изучение истории посёлка, названий улиц, памятных мест. Экскурсия в музей химического завода им. С.Орджоникидзе. Беседы со старожилами, изучение краеведческих материалов. Формы отчёта: устный рассказ, мини-сочинения, доклады , Фото. Защита звания «знатока посёлка». |
|
Наш город Изучение истории г.Перми и Пермского края. Современный облик и инфраструктура г.Перми Пешие прогулки по памятным г.Перми и Орджоникидзевского района г.Перми Формы отчёта: доклады, фото, конференция, защита звания «знатока-экскурсовода». |
Раздел 2. Мир природы.
2. |
Природа – это мы, природа-это мир, который надо сохранить. Туристские тематические прогулки, экскурсии с элементами исследовательской работы. Как спасти природу. Работы по очистке от бытового мусора лесополосы, прилегающей к МАОУ «Лицей № 5».
Операция «Кормушка» в течение всей зимы. Формы отчёта: рефераты, доклады, изготовление кормушек для птиц, изготовление памятки туриста и плакатов в защиту природы. |
|
Семейства растений, экологическое равновесие, работа с определителями растений и животных, взаимосвязь между растениями и животными, географическая особенность природного комплекса Урала.
Экскурсия в Пермский зоопарк. Операция «Кормушка» в течение всей зимы. |
Раздел 3. Основы экологической культуры.
3. |
Что такое экология. Экскурсия в прилегающий к лицею лесопарк с целью выяснения экологического состояния природного комплекса. Выполнение индивидуальных экопроектов под руководством старшеклассников. Способы охраны природы /заповедники ,заказники, национальные парки, зоопарки, ботанические сады, питомники./
Охрана водоёмов и лесов. Участие в охране природы: очистка территории лесопарка, примыкающей к МАОУ «Лицей № 5» Защита экопроекта. |
|
Отрицательное влияние хозяйственной деятельности человека и поведения людей на природу: загрязнение воздуха и воды, сведение лесов, уничтожение растений и животных. Животные, вымершие по вине человека. Редкие растения и животные.
Ответственность каждого человека за своё поведение в природе. |
Раздел 4. Туристские навыки.
4. |
Туризм и его значение. Туризм в России. |
|
Учебно-тренировочные занятия на природе, пешие прогулки, однодневный поход в лесопарк, участие в проведении игр, конкурсов. |
В результате освоения программы член туристско-краеведческого клуба должен уметь:
1.Проводить самостоятельные наблюдения в природе. Вести дневник наблюдений.
2.Узнавать в окружающем мире изученные растения и животных.
3.Сравнивать природные объекты и находить их существенные отличительные признаки.
4.Выявлять взаимосвязи между живой и неживой природой.
5.Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа.
6.Составлять рассказы о своей малой Родине, её культуре, истории, великих людях, достопримечательностях.
7.Ориентироваться на местности по солнцу, компасу, природным ориентирам.
8.Оказывать первую медицинскую помощь при обморожении, ожогах, солнечном ударе, ушибах, ссадинах.
9.Заботиться о своём здоровье, составлять режим дня.
10.Принимать правильное решение в экстремальных ситуациях (пожар, бедствие и т.д.)
11.Соблюдать правила охраны природы.
12.Определять варианты личного участия в сохранении природного окружения.
13.Оценивать своё и чужое поведение, осуждать проявление эгоизма, нечестности, жестокости.
14.Приобретать навыки и умения общения с разными возрастными группами.
15.Пытаться самостоятельно и справедливо разрешать конфликты со сверстниками.
Должны знать и понимать:
1.Основной закон экологии: « Всё связано со всем».
2.Неразрывность прошлого и настоящего в жизни человеческого общества.
3.Взаимосвязи растительного и животного мира в разных сообществах.
4.Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.
5.Необходимость своего участия в общем деле охраны природы памятников истории и культуры.
Важное условие реализации данной программы - совместное творчество учащихся 7-х классов под руководством старшеклассников, возможность для ученика поверить в себя и свои способности, воспитать любовь к природе, людям, Родине.