Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
апробация внедрения, Пермский край

Программа клуба «Юный журналист»

Автор: Щиголева Наталья Евгеньевна

СОГЛАСОВАНО                                                                                                                        УТВЕРЖДАЮ

 

Педагогическим Советом                                                                                                           Директор МАОУ «Лицей №

МАОУ «Лицей № 5»

Протокол № ____от                                                                                                                       _____________Н.Г.Носков

 

«____»_________20____г.                                                                                                              «____»__________20_____г.

 

 

 

 

 

 

 

Программа

клуба «Юный журналист»

 

 

 

 

г.Пермь-2014

 

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена для детского клуба «Юный журналист», является программой интеллектуального творчества, рассчитана на детей 7-х-классов, срок реализации – 1 год. Продолжительность реализации –68 часов в год. Продолжительность занятий – 1 раз в неделю по 2 часа.  Занятия проводятся по расписанию. Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

Цели программы: познакомить школьников с журналистикой как профессией и областью литературного творчества; познакомить детей с многообразием журналистских жанров, с основами издательского дела, обучить основным принципам и законам написания и редактирования публицистического, художественного и научного текстов; развить творческие способности детей; формировать умение ориентироваться в потоке информации;  формировать коммуникативные УУД, создать постоянно действующий актив юных корреспондентов, участвующих в создании общелицейской газеты.

На занятиях вырабатываются следующие умения и навыки: 1. Умение работать с разной литературой; 2. Умение работать с магнитофоном, диктофоном, компьютером; 3. Умение брать и давать интервью.  4. Умение общаться и взаимодействовать с разными возрастными группами. Основными требованиями к школьникам при изучении основ журналистики являются: желание овладеть навыками работы юного корреспондента; активная позиция во время занятий; выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, творческих конкурсах.

Используемые учебники и учебные пособия:

Афанасьев М. Г. Вопросы журналистики. – М.: Высшая школа.1987.-146с Волков И. П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. - М. : Просвещение, 2002. – 144 с. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - 2-е изд. - М., 1998. – 126 с. Джон Кин. Рекламный текст. М., 1996. Л. И. Маленкова. Человековедение. М., 1993. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А. Н. Николюкин.- М., 2001. Правовое поле журналиста. Справочник. М., 1971. Работа современного репортера. МГУ им. М. В. Ломоносова, 1996. Розенталь Д. Э. А как лучше сказать? – М., 1988 Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Занимательная стилистика. – М., 1988 М., 1974. Система средств массовой информации России. МГУ им. М. В. Ломоносова, 1996, факультет журналистики / Под ред. проф. Я. Н. Засурского. Сопер П. Л. Основы искусства речи. – М., 1992 Шкопоров Н. Б.. Как психологически правильно брать интервью. М.,1990. Кожина М. Н. Стилистика русского языка. - М., 1983.

 Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А. Н. Николюкин.- М., 2001. Розенталь Д. Э. А как лучше сказать? – М., 1988. Кеворков В. В. . Рекламный текст. -М., 1996. Шостак М. Как сделать новость. – М., 2000.

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование клуба «Юный журналист»

Наименование раздела программы

Тема занятия

Коли

чество

часов

Вид занятия

Элементы содержания

Контроль

Дата

проведения

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Тема 1

Вводное занятие

Знакомство с целями и задачами программы.

1

Беседа

Знакомство с обучающимися, составление плана работы в клубе, знакомство с программой клуба

Составление

плана работы

 

2

Тема 2

Журналистика в России.

 

Журналистика в России. Возникновение журналистики в России. «Куранты», «Петровские ведомости», «Всякая всячина» Екатерины II, «Трутень», «Московские ведомости», Краткий обзор журналов XIX века. Состояние современной журналистики в России.

1

Беседа

Основные вехи истории отечественной журналистики, современная журналистика в России

Беседа с обучающимися о том, как они оценивают деятельность СМИ на данном этапе.

 

3

Тема 3

Журналистское произведение.

 

 

 

Журналистское произведение. Рождение журналистского произведения,  приверженность определенной теме, Замысел произведения, структура, проблемная сторона замысла. Накопление материала, планирование и конкретизация идеи.

1

Рассказ

Журналистское произведение, замысел, гипотеза, структура, проблема, накопление материала

Рассказ

 

4

Практическое занятие

1

Практическое занятие

Написание материала по любой интересующей теме, проследив за структурой замысла, его воплощением в конкретной работе.

Написание материала по заданной теме.

 

 

5

Тема 4

Журналистика как профессия.

Журналистика как профессия. Место и роль журналистики в современном обществе. Основные типы информации. Функции журналистики Права и обязанности журналистов, регламентируемые Законом о СМИ. Этика журналиста.

1

Рассказ

Профессия журналист

Работа с иллюстративным материалом, индивидуальными карточками

 

6

Практическое занятие

1

Практическое занятие

Беседа по теме

Беседа с обучающимися об их представлении о профессии журналиста

 

 

7

Тема 5

Типы речи.

Типы речи. Повествование, описание, рассуждение. Особенности и различие типов речи

1

Беседа

Типы речи, повествование, описание, рассуждение

Работа с иллюстративным материалом, индивидуальными карточками

 

8

Практическое занятие по теме «Типы речи»

1

Практическое занятие

Написание материала: портрет (описание), оставить короткий рассказ «Как я провел вчерашний день (повествование), и устное рассуждение на заданную тему.

Написание материала по вариантам

 

 

9

Тема 6

Стили речи.

Тема 6

Стили речи.

(продолжение)

Понятие о стилях речи. Научный, художественный, официально-деловой, публицистический стили. Сходство и различие художественного и публицистического стилей. Особенности публицистического стиля – лексические, фразеологические, синтаксические, изобразительно-выразительные средства.

1

Лекция

Стили речи, научный, художественный, официально-деловой, публицистический.

Работа с иллюстративным материалом, индивидуальными карточками

 

10

Практическое занятие по теме

«Стили речи»

1

Практическое занятие

Определение стиля произведений, назвать его особенности. Уметь выявлять характерные признаки стилей.

Устное/письменное определение стиля произведений, обоснование своего выбора

 

 

11

 

 

 

Тема 7Публицистический стиль.

Публицистический стиль. Сходство и различие художественного и публицистического стилей. Особенности публицистического стиля – лексические, фразеологические, синтаксические, изобразительно-выразительные средства.

1

Беседа

стили речи, научный, художественный, официально-деловой, публицистический.

Работа с иллюстративным материалом, индивидуальными карточками

 

12

Практическое занятие по теме

«Публицистический стиль»

1

Практическое занятие

Умение выявлять характерные признаки публицистического стиля.

Устное/письменное определение стиля произведений, обоснование своего выбора

 

 

13

Тема 8

Методы сбора информации.

Методы сбора первичной информации, факторы, влияющие на выбор методов. Традиционные и нетрадиционные методы. Наблюдение и эксперимент как метод сбора первичной информации. Эксперимент как метод и жанр журналистики.

1

Беседа

Наблюдение, эксперимент, интервью, информация

Работа с иллюстративным материалом, индивидуальными карточками.

 

14

Практическое занятие по теме «Методы сбора информации»

1

Практическое занятие

Накопление материала, используя известные методы.

Написание материала для лицейской газеты

 

 

15

Тема 9

Интервью как метод сбора информации.

Интервью как метод сбора информации. Интервью как метод сбора информации. Проблемы, которые могут возникнуть при интервьюировании, пути их решения.

1

Лекция

Наблюдение, эксперимент, интервью, информация

Работа с иллюстративным материалом – газетами и журналами.

 

16

Практическое занятие по теме «Интервью как метод сбора информации»

1

Практическое занятие

Обучение составлению «правильному списку вопросов» при интервьюировании.

Написание плана-интервью для материалов лицейской газеты.

 

 

17

Тема 10 Типология периодических изданий. Газета и журнал как тип изданий.

Понятие о типе средства массовой информации, основные типологообразующие факторы. Различие печатных и аудиовизуальных СМИ. Газета как тип издания Журнал как тип издания. Различие газеты и журнала. Основные типологические признаки газеты и журнала.

1

Беседа

Типология печати

Работа с иллюстративным материалом

 

18

Практическое занятие

1

Практическое занятие

Определение различия типологических параметров газеты и журнала

Работа с иллюстративным материалом

 

 

19

Тема 11

Как делается газета.

Технологический цикл выпуска газеты. Основные характеристики газеты (формат, объем, тираж, шрифт, текст, понятие о газетном дизайне, модели газеты).

1

Рассказ

Формат, объем, тираж, шрифт, текст, понятие о газетном дизайне, модели газеты.

Работа с иллюстративным материалом

 

20

Практическое занятие

1

Практическое занятие

Характеристика любимой газеты по всем изученным признакам.

Работа с иллюстративным материалом

 

 

21

Тема 12

Заголовок и лид в газете.

Заголовок и лид в газете. Заголовок и заголовочный комплекс, информационные свойства заголовка, его функции. Способы создания заголовков. Понятие о лиде, его различные виды.

2

Лекция

Заголовок, лид

Работа с иллюстративным материалом

 

22

Практическое занятие

2

Практическое занятие

Различные виды лидов и суметь их проанализировать.

Работа с иллюстративным материалом

 

 

23

Тема 13

Понятие о жанре. Жанрообразующие факторы.

Понятие о жанре. Жанрообразующие факторы.

2

Беседа

Жанр, жанрообразующие факторы

Работа с иллюстративным материалом

 

24

Тема 14

Информационные жанры.

Информационные жанры. Общая характеристика. Особенности информационных жанров, их отличительные признаки.

2

Лекция

информационные жанры

Работа с иллюстративным материалом

 

25-26

Тема 15

3аметка как жанр

Заметка - простейшая форма  газетного сообщения. Событийный повод для написания заметки. Сжатость изложения, высокая оперативность. Способы подачи краткой информации в газете и журнале: тематические, политематические, хроникальные подборки.

2

Рассказ

заметка как информационный жанр

Работа с иллюстративным материалом, книгами

 

27

Практическое занятие

2

Практическое занятие

Работа с газетным материалом, написание заметки

Работа с иллюстративным материалом, книгами

 

 

28-29

Тема 16

Интервью как жанр

Интервью. Интервью как универсальный метод получения информации. Виды интервью: интервью-монолог, интервью-сообщение, интервью-диалог, интервью-зарисовка, интервью-мнение, анкета, опрос. Логика интервью. Моделирование ситуации.

2

Беседа

Интервью как информационный жанр

Работа с иллюстративным материалом, книгами

 

30-31

Практическое занятие

2

Практическое занятие

Разработать план вопросов и провести интервью.

Написание материала

 

 

32-33

Тема 17

Репортаж.

Метод наблюдения. Фиксация в тексте его хода и результатов. Критерий отбора события для репортажа, предметная основа жанра. Оперативность, динамичность, наглядность.Событийный репортаж (оперативность, хронологичность), познавательный репортаж (в основе тема, а не событие), спортивный репортаж.

2

Лекция

Репортаж как информационный жанр

Работа с иллюстративным материалом, книгами

 

34-35

Практическое занятие

2

Практическое занятие

проанализировать расширенную заметку и репортаж;

- на одном материале подготовить заметку и репортаж;

- подготовить спортивный репортаж;

- подготовить проблемный репортаж на заданную тему.

Написание репортажа для газеты

 

 

36-36

Тема 18

Отчет

Отчет. Виды отчетов. Особенности отчетов.

2

Рассказ

Отчет как жанр

Работа с иллюстративным материалом, книгами

 

37-38

Практическое занятие

2

Практическое занятие

проанализировать отчет;

- на одном материале подготовить отчет.

Написание материала для газеты

 

 

39-40

Тема 19

Аналитические жанры, их особенности.

Аналитические жанры, их особенности. Назначение и функции аналитических жанров, их отличие от информационных жанров. Основные виды жанров.

2

Беседа

Аналитические жанры

Работа с иллюстративным материалом, книгами

 

41-42

Тема 20

Статья.

Виды статей, трансформация жанра.

Статья - жанр, предназначенный для анализа актуальных, общественно-значимых процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими закономерностей. Функции и задачи статьи. Проблемная, общеисследовательская, полемическая, историческая.

2

Рассказ

Статья как жанр

Работа с иллюстративным материалом, книгами

 

43-44

Практическое занятие

2

Практическое занятие

подготовить проблемную статью;

- подготовить общеисследовательскую статью;

- подготовить полемическую статью;

- подготовить историческую статью

Написание материала для газеты

 

 

45-46

Тема 21

Рецензия

Рецензия Предмет рецензии. Цели и задачи рецензента.

2

Беседа

Рецензия как жанр

Работа с иллюстративным материалом, книгами

 

47-48

Практическое занятие

2

Практическое занятие

подготовить рецензию на книгу; на фильм; на спектакль; мини-рецензию на книгу, фильм или спектакль.

Написание материала для газеты

 

 

49-50

Тема 22

Обзор и обозрение.

Обзор и обозрение. Общий обзор, обзор-презентация, информационный обзор.

Метод обозрения, стиль. Общее обозрение. Тематическое обозрение.

1

Рассказ

Обзор и обозрение как жанры журналистки

Работа с иллюстративным материалом, книгами

 

51-52

Практическое занятие

1

Практическое занятие

подготовить общий обзор местных печатных СМИ за неделю;

общий обзор местных телевизионных каналов за неделю;

общий обзор местных радиопередач за неделю;

общий обзор центральных печатных СМИ за неделю.

Написание материала для газеты

 

 

53-54

Тема 23.

Комментарий.

Комментарий. Комментарий как метод и жанр журналистики. Цель комментирования, предмет. Построение комментария и его структурные элементы. Колонка, её принципиальное отличие от комментария.

2

Лекция

Комментарий как жанр

Работа с иллюстративным материалом, книгами

 

55-56

Практическое занятие

2

Практическое занятие

Подготовить комментарий на заданную тему.

Написание материала для газеты

 

 

57-58

Тема 24

Художественно-публицистические жанры.

Художественно-публицистические жанры. Их особенности, отличия от аналитических. Образность. Очерк. Жанровое разнообразие.

Образность,  насыщенность литературно-художественными средствами, языковые и стилистические особенности. Эмоциональная выразительность

2

Рассказ

Художественно-публицистические жанры, очерк как жанр

Работа с иллюстративным материалом, книгами

 

59-60

Практическое занятие

2

Практическое занятие

Подготовить портретный очерк;

подготовить событийный очерк;

подготовить путевой очерк.

Написание материала для газеты

 

 

61-62

Тема 25

к списку контента

Кабинет

Подписка на новости

Сейчас 18 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

© Кокшаров В.Л. - разработка

© Жернаков М.А. - дизайн, программирование

Яндекс.Метрика