СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Педагогическим Советом Директор МАОУ «Лицей №
МАОУ «Лицей № 5»
Протокол № ____от _____________Н.Г.Носков
«____»_________20____г. «____»__________20_____г.
Программа
клуба «Юный журналист»
г.Пермь-2014
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена для детского клуба «Юный журналист», является программой интеллектуального творчества, рассчитана на детей 7-х-классов, срок реализации – 1 год. Продолжительность реализации –68 часов в год. Продолжительность занятий – 1 раз в неделю по 2 часа. Занятия проводятся по расписанию. Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
Цели программы: познакомить школьников с журналистикой как профессией и областью литературного творчества; познакомить детей с многообразием журналистских жанров, с основами издательского дела, обучить основным принципам и законам написания и редактирования публицистического, художественного и научного текстов; развить творческие способности детей; формировать умение ориентироваться в потоке информации; формировать коммуникативные УУД, создать постоянно действующий актив юных корреспондентов, участвующих в создании общелицейской газеты.
На занятиях вырабатываются следующие умения и навыки: 1. Умение работать с разной литературой; 2. Умение работать с магнитофоном, диктофоном, компьютером; 3. Умение брать и давать интервью. 4. Умение общаться и взаимодействовать с разными возрастными группами. Основными требованиями к школьникам при изучении основ журналистики являются: желание овладеть навыками работы юного корреспондента; активная позиция во время занятий; выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, творческих конкурсах.
Используемые учебники и учебные пособия:
Афанасьев М. Г. Вопросы журналистики. – М.: Высшая школа.1987.-146с Волков И. П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. - М. : Просвещение, 2002. – 144 с. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - 2-е изд. - М., 1998. – 126 с. Джон Кин. Рекламный текст. М., 1996. Л. И. Маленкова. Человековедение. М., 1993. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А. Н. Николюкин.- М., 2001. Правовое поле журналиста. Справочник. М., 1971. Работа современного репортера. МГУ им. М. В. Ломоносова, 1996. Розенталь Д. Э. А как лучше сказать? – М., 1988 Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Занимательная стилистика. – М., 1988 М., 1974. Система средств массовой информации России. МГУ им. М. В. Ломоносова, 1996, факультет журналистики / Под ред. проф. Я. Н. Засурского. Сопер П. Л. Основы искусства речи. – М., 1992 Шкопоров Н. Б.. Как психологически правильно брать интервью. М.,1990. Кожина М. Н. Стилистика русского языка. - М., 1983.
Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А. Н. Николюкин.- М., 2001. Розенталь Д. Э. А как лучше сказать? – М., 1988. Кеворков В. В. . Рекламный текст. -М., 1996. Шостак М. Как сделать новость. – М., 2000.
Календарно-тематическое планирование клуба «Юный журналист»
№ |
Наименование раздела программы |
Тема занятия |
Коли чество часов |
Вид занятия |
Элементы содержания |
Контроль |
Дата проведения |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Тема 1 Вводное занятие |
Знакомство с целями и задачами программы. |
1 |
Беседа |
Знакомство с обучающимися, составление плана работы в клубе, знакомство с программой клуба |
Составление плана работы |
|
2 |
Тема 2 Журналистика в России. |
Журналистика в России. Возникновение журналистики в России. «Куранты», «Петровские ведомости», «Всякая всячина» Екатерины II, «Трутень», «Московские ведомости», Краткий обзор журналов XIX века. Состояние современной журналистики в России. |
1 |
Беседа |
Основные вехи истории отечественной журналистики, современная журналистика в России |
Беседа с обучающимися о том, как они оценивают деятельность СМИ на данном этапе. |
|
3 |
Тема 3 Журналистское произведение. |
Журналистское произведение. Рождение журналистского произведения, приверженность определенной теме, Замысел произведения, структура, проблемная сторона замысла. Накопление материала, планирование и конкретизация идеи. |
1 |
Рассказ |
Журналистское произведение, замысел, гипотеза, структура, проблема, накопление материала |
Рассказ |
|
4 |
Практическое занятие |
1 |
Практическое занятие |
Написание материала по любой интересующей теме, проследив за структурой замысла, его воплощением в конкретной работе. |
Написание материала по заданной теме. |
|
|
5 |
Тема 4 Журналистика как профессия. |
Журналистика как профессия. Место и роль журналистики в современном обществе. Основные типы информации. Функции журналистики Права и обязанности журналистов, регламентируемые Законом о СМИ. Этика журналиста. |
1 |
Рассказ |
Профессия журналист |
Работа с иллюстративным материалом, индивидуальными карточками |
|
6 |
Практическое занятие |
1 |
Практическое занятие |
Беседа по теме |
Беседа с обучающимися об их представлении о профессии журналиста |
|
|
7 |
Тема 5 Типы речи. |
Типы речи. Повествование, описание, рассуждение. Особенности и различие типов речи |
1 |
Беседа |
Типы речи, повествование, описание, рассуждение |
Работа с иллюстративным материалом, индивидуальными карточками |
|
8 |
Практическое занятие по теме «Типы речи» |
1 |
Практическое занятие |
Написание материала: портрет (описание), оставить короткий рассказ «Как я провел вчерашний день (повествование), и устное рассуждение на заданную тему. |
Написание материала по вариантам |
|
|
9 |
Тема 6 Стили речи. Тема 6 Стили речи. (продолжение) |
Понятие о стилях речи. Научный, художественный, официально-деловой, публицистический стили. Сходство и различие художественного и публицистического стилей. Особенности публицистического стиля – лексические, фразеологические, синтаксические, изобразительно-выразительные средства. |
1 |
Лекция |
Стили речи, научный, художественный, официально-деловой, публицистический. |
Работа с иллюстративным материалом, индивидуальными карточками |
|
10 |
Практическое занятие по теме «Стили речи» |
1 |
Практическое занятие |
Определение стиля произведений, назвать его особенности. Уметь выявлять характерные признаки стилей. |
Устное/письменное определение стиля произведений, обоснование своего выбора |
|
|
11 |
Тема 7Публицистический стиль. |
Публицистический стиль. Сходство и различие художественного и публицистического стилей. Особенности публицистического стиля – лексические, фразеологические, синтаксические, изобразительно-выразительные средства. |
1 |
Беседа |
стили речи, научный, художественный, официально-деловой, публицистический. |
Работа с иллюстративным материалом, индивидуальными карточками |
|
12 |
Практическое занятие по теме «Публицистический стиль» |
1 |
Практическое занятие |
Умение выявлять характерные признаки публицистического стиля. |
Устное/письменное определение стиля произведений, обоснование своего выбора |
|
|
13 |
Тема 8 Методы сбора информации. |
Методы сбора первичной информации, факторы, влияющие на выбор методов. Традиционные и нетрадиционные методы. Наблюдение и эксперимент как метод сбора первичной информации. Эксперимент как метод и жанр журналистики. |
1 |
Беседа |
Наблюдение, эксперимент, интервью, информация |
Работа с иллюстративным материалом, индивидуальными карточками. |
|
14 |
Практическое занятие по теме «Методы сбора информации» |
1 |
Практическое занятие |
Накопление материала, используя известные методы. |
Написание материала для лицейской газеты |
|
|
15 |
Тема 9 Интервью как метод сбора информации. |
Интервью как метод сбора информации. Интервью как метод сбора информации. Проблемы, которые могут возникнуть при интервьюировании, пути их решения. |
1 |
Лекция |
Наблюдение, эксперимент, интервью, информация |
Работа с иллюстративным материалом – газетами и журналами. |
|
16 |
Практическое занятие по теме «Интервью как метод сбора информации» |
1 |
Практическое занятие |
Обучение составлению «правильному списку вопросов» при интервьюировании. |
Написание плана-интервью для материалов лицейской газеты. |
|
|
17 |
Тема 10 Типология периодических изданий. Газета и журнал как тип изданий. |
Понятие о типе средства массовой информации, основные типологообразующие факторы. Различие печатных и аудиовизуальных СМИ. Газета как тип издания Журнал как тип издания. Различие газеты и журнала. Основные типологические признаки газеты и журнала. |
1 |
Беседа |
Типология печати |
Работа с иллюстративным материалом |
|
18 |
Практическое занятие |
1 |
Практическое занятие |
Определение различия типологических параметров газеты и журнала |
Работа с иллюстративным материалом |
|
|
19 |
Тема 11 Как делается газета. |
Технологический цикл выпуска газеты. Основные характеристики газеты (формат, объем, тираж, шрифт, текст, понятие о газетном дизайне, модели газеты). |
1 |
Рассказ |
Формат, объем, тираж, шрифт, текст, понятие о газетном дизайне, модели газеты. |
Работа с иллюстративным материалом |
|
20 |
Практическое занятие |
1 |
Практическое занятие |
Характеристика любимой газеты по всем изученным признакам. |
Работа с иллюстративным материалом |
|
|
21 |
Тема 12 Заголовок и лид в газете. |
Заголовок и лид в газете. Заголовок и заголовочный комплекс, информационные свойства заголовка, его функции. Способы создания заголовков. Понятие о лиде, его различные виды. |
2 |
Лекция |
Заголовок, лид |
Работа с иллюстративным материалом |
|
22 |
Практическое занятие |
2 |
Практическое занятие |
Различные виды лидов и суметь их проанализировать. |
Работа с иллюстративным материалом |
|
|
23 |
Тема 13 Понятие о жанре. Жанрообразующие факторы. |
Понятие о жанре. Жанрообразующие факторы. |
2 |
Беседа |
Жанр, жанрообразующие факторы |
Работа с иллюстративным материалом |
|
24 |
Тема 14 Информационные жанры. |
Информационные жанры. Общая характеристика. Особенности информационных жанров, их отличительные признаки. |
2 |
Лекция |
информационные жанры |
Работа с иллюстративным материалом |
|
25-26 |
Тема 15 3аметка как жанр |
Заметка - простейшая форма газетного сообщения. Событийный повод для написания заметки. Сжатость изложения, высокая оперативность. Способы подачи краткой информации в газете и журнале: тематические, политематические, хроникальные подборки. |
2 |
Рассказ |
заметка как информационный жанр |
Работа с иллюстративным материалом, книгами |
|
27 |
Практическое занятие |
2 |
Практическое занятие |
Работа с газетным материалом, написание заметки |
Работа с иллюстративным материалом, книгами |
|
|
28-29 |
Тема 16 Интервью как жанр |
Интервью. Интервью как универсальный метод получения информации. Виды интервью: интервью-монолог, интервью-сообщение, интервью-диалог, интервью-зарисовка, интервью-мнение, анкета, опрос. Логика интервью. Моделирование ситуации. |
2 |
Беседа |
Интервью как информационный жанр |
Работа с иллюстративным материалом, книгами |
|
30-31 |
Практическое занятие |
2 |
Практическое занятие |
Разработать план вопросов и провести интервью. |
Написание материала |
|
|
32-33 |
Тема 17 Репортаж. |
Метод наблюдения. Фиксация в тексте его хода и результатов. Критерий отбора события для репортажа, предметная основа жанра. Оперативность, динамичность, наглядность.Событийный репортаж (оперативность, хронологичность), познавательный репортаж (в основе тема, а не событие), спортивный репортаж. |
2 |
Лекция |
Репортаж как информационный жанр |
Работа с иллюстративным материалом, книгами |
|
34-35 |
Практическое занятие |
2 |
Практическое занятие |
проанализировать расширенную заметку и репортаж; - на одном материале подготовить заметку и репортаж; - подготовить спортивный репортаж; - подготовить проблемный репортаж на заданную тему. |
Написание репортажа для газеты |
|
|
36-36 |
Тема 18 Отчет |
Отчет. Виды отчетов. Особенности отчетов. |
2 |
Рассказ |
Отчет как жанр |
Работа с иллюстративным материалом, книгами |
|
37-38 |
Практическое занятие |
2 |
Практическое занятие |
проанализировать отчет; - на одном материале подготовить отчет. |
Написание материала для газеты |
|
|
39-40 |
Тема 19 Аналитические жанры, их особенности. |
Аналитические жанры, их особенности. Назначение и функции аналитических жанров, их отличие от информационных жанров. Основные виды жанров. |
2 |
Беседа |
Аналитические жанры |
Работа с иллюстративным материалом, книгами |
|
41-42 |
Тема 20 Статья. |
Виды статей, трансформация жанра. Статья - жанр, предназначенный для анализа актуальных, общественно-значимых процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими закономерностей. Функции и задачи статьи. Проблемная, общеисследовательская, полемическая, историческая. |
2 |
Рассказ |
Статья как жанр |
Работа с иллюстративным материалом, книгами |
|
43-44 |
Практическое занятие |
2 |
Практическое занятие |
подготовить проблемную статью; - подготовить общеисследовательскую статью; - подготовить полемическую статью; - подготовить историческую статью |
Написание материала для газеты |
|
|
45-46 |
Тема 21 Рецензия |
Рецензия Предмет рецензии. Цели и задачи рецензента. |
2 |
Беседа |
Рецензия как жанр |
Работа с иллюстративным материалом, книгами |
|
47-48 |
Практическое занятие |
2 |
Практическое занятие |
подготовить рецензию на книгу; на фильм; на спектакль; мини-рецензию на книгу, фильм или спектакль. |
Написание материала для газеты |
|
|
49-50 |
Тема 22 Обзор и обозрение. |
Обзор и обозрение. Общий обзор, обзор-презентация, информационный обзор. Метод обозрения, стиль. Общее обозрение. Тематическое обозрение. |
1 |
Рассказ |
Обзор и обозрение как жанры журналистки |
Работа с иллюстративным материалом, книгами |
|
51-52 |
Практическое занятие |
1 |
Практическое занятие |
подготовить общий обзор местных печатных СМИ за неделю; общий обзор местных телевизионных каналов за неделю; общий обзор местных радиопередач за неделю; общий обзор центральных печатных СМИ за неделю. |
Написание материала для газеты |
|
|
53-54 |
Тема 23. Комментарий. |
Комментарий. Комментарий как метод и жанр журналистики. Цель комментирования, предмет. Построение комментария и его структурные элементы. Колонка, её принципиальное отличие от комментария. |
2 |
Лекция |
Комментарий как жанр |
Работа с иллюстративным материалом, книгами |
|
55-56 |
Практическое занятие |
2 |
Практическое занятие |
Подготовить комментарий на заданную тему. |
Написание материала для газеты |
|
|
57-58 |
Тема 24 Художественно-публицистические жанры. |
Художественно-публицистические жанры. Их особенности, отличия от аналитических. Образность. Очерк. Жанровое разнообразие. Образность, насыщенность литературно-художественными средствами, языковые и стилистические особенности. Эмоциональная выразительность |
2 |
Рассказ |
Художественно-публицистические жанры, очерк как жанр |
Работа с иллюстративным материалом, книгами |
|
59-60 |
Практическое занятие |
2 |
Практическое занятие |
Подготовить портретный очерк; подготовить событийный очерк; подготовить путевой очерк. |
Написание материала для газеты |
|
|
61-62 |
Тема 25 КабинетПодписка на новостиРегистрация |