ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АПРОБАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ
ФГОС ООО ПЕРМСКОГО КРАЯ
1. Апробационная площадка:
Муниципальное автономное образовательное учреждение Гимназия г. Нытвы.
617000 Пермский край, г. Нытва, ул. Комсомольская, 26
8-34-272-30304, 8-34-272-31417
e-mail: Nytvagymnasya@mail.ru
2. Авторы программы:
Жужгова Марина Юрьевна, заместитель директора МАОУ Гимназия
г. Нытвы по воспитательной работе.
Ладанова Нина Владимировна, заместитель директора МАОУ Гимназия
г. Нытвы по научно-методической работе.
3. Тема апробационной деятельности площадки.
Критериальное оценивание гражданской компетентности учащихся 5-6 классов как фактор реализации российской идентичности, заявленный ФГОС.
4. Обоснование актуальности выбранной темы
Согласно концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, заявленной в ФГОС нового поколения, воспитание обучающихся должно обеспечивать развитие чувства патриотизма и гражданской солидарности. Каждый ребёнок должен идентифицировать себя как гражданин России.
Гимназия г. Нытвы имеет богатый опыт воспитания гражданственности: развиты органы ученического самоуправления, существует демократическая система их выборности, стабильно действуют социальные практики, высокий уровень общественного управления с привлечением детской общественности, сотрудничество с детскими общественными и правовыми организациями. Гимназия работает над созданием демократического уклада школьной жизни. Выпускники гимназии демонстрируют высокую степень социализации и гражданскую активность. Но остаётся проблемой способ измерения уровня гражданственности. Как измерить, насколько молодой человек идентичен образу гражданина России? Именно эту проблему мы и считаем наиболее актуальной на сегодняшний день. Следуя диалектике развития ребёнка и поступательности воспитания, данное исследование предлагаем начать с 5-6 класса, разработав содержание воспитательной деятельности на данном возрастном этапе.
5. Предметы апробации:
· Критерии и показатели оценивания гражданской компетентности.
· Технология критериального оценивания гражданской компетентности
· Программа развития 5 класса «Моя малая Родина», ориентированная на воспитание гражданской компетенции.
· Программа развития 6 класса «Мой Пермский край», ориентированная на воспитание гражданской компетенции.
6. Масштаб апробации:
Количество педагогов, участвующих в проекте - 11
(директор, психолог, социальный педагог, заместитель директора по ВР и НМР, классные руководители, историк, географ, краевед, библиотекарь);
Параллель - одна; классы – 5А, 5Б; количество учащихся – 5А - 24 , 5Б - 24.
7. Ожидаемые результаты апробационной деятельности.
· Система критериального оценивания гражданской компетентности.
· Российская идентичность учащихся 5-6 классов.
· Воспитательная система гражданского образования в 5-6 классах.
3. Система оценивания ожидаемых результатов (в форме таблицы).
Ожидаемые результаты |
Способы, механизмы предъявления и оценивания ожидаемых результатов |
Система критериального оценивания гражданской компетентности.
|
· Перечень критериев оценивания гражданской компетентности · Многоуровневая критериальная тестовая система оценивания гражданской компетентности. · Описание уровней гражданской компетентности (высокий, средний, низкий). |
Российская идентичность учащихся 5-6 классов.
|
· Конкурсы сочинений, эссе учащихся 5-6 классов на тему «Я и моя малая родина», «Мой Пермский край». · Волонтёрская деятельность на благо местного социума в рамках социальной практики с последующим отчётом: презентация, отзыв получателя социальной услуги. |
Воспитательная система гражданского образования в 5-6 классах.
|
· Модуль программы развития классов: 5 класс - Моя малая Родина, 6 класс - Мой Пермский край. |
4. Перечень ожидаемых продуктов апробационной деятельности.
· методические: сценарии мероприятий гражданской направленности, планы классных часов, родительских собраний, публикации различного уровня,
· нормативные: приказ о реализации апробационной площадки по заявленной теме, положение о социальной практике, паспорт социальной практики, положения конкурсов в рамках площадки, промежуточный анализ деятельности апробационной площадки.
· оценочные материалы: перечень критериев и показателей оценивания гражданской компетентности,
тестовая система оценивания гражданской компетентности, описание уровней гражданской компетентности (высокий, средний, низкий) и т.д.
5. Механизмы взаимодействия с родителями и социальным окружением Гимназии.
При выстраивании программы апробационной деятельности планируется осуществление сотрудничества как с родителями, так и с организациями города и района: Попечительский совет Гимназии включает в план своей деятельности тему апробационной площадки и финансирует её за счёт родительских благотворительных взносов. Классные руководители разрабатывают и осуществляют проведение классных часов гражданской направленности.
В рамках проекта осуществляется сотрудничество со следующими социальными партнёрами: Нытвенский краеведческий музей, музей Нытвенского металлургического завода, Дом детского творчества, городская библиотека, детская школа искусств, Центр гражданского образования г.Перми, краеведческий центр «Восхождение» г. Перми.
6. Описание научно-методического, методического сопровождения апробационной деятельности школы на уровне муниципалитета, региона: с кем школа взаимодействует (учреждение или ФИО руководителя/консультанта, его должность), в каких формах т.д.
Куратор проекта на уровне муниципалитета – Самко Тамара Ивановна, заместитель начальника УО Нытвенского района.
Куратор проекта на уровне региона – Копысова Элеонора Степановна, ведущий научный сотрудник ЦРО Пермского края. В режиме научного консультирования.
7. Аннотация апробационной деятельности (кратко, не более 0,3 стр. для размещения информации на сайте «Центра развития образования Пермского края»).
Приоритетным направлением воспитательной работы МАОУ Гимназия г. Нытвы является гражданское образование, реализуемое через классную и внеклассную деятельность: формируется демократический уклад школьной жизни, что проявляется в общественном управлении гимназии. Действует Управляющий совет, который состоит из представительств учителей, родителей и учащихся. Сформированы органы ученического самоуправления «Совет Лидеров», «Кабинет министров», избираемые на свободных выборах учащихся. Жизнь гимназистов освещают школьные средства массовой информации: детская телевизионная студия и VEB-сайт. Налажена система социального проектирования и социальных практик.
Учащиеся принимают активное участие в создании школьного законодательства, они являются авторами «Меморандума от ребёнка», «Кодекса чести гимназиста». В 2008 году Советом лидеров был проведён референдум по принятию «Правил поведения гимназиста» и принятию нового Устава гимназии. Гордость за своё учебное заведение и сопричастность к гимназическому братству воспитывается через наличие атрибутов гимназии: флага, гимна и герба. Демократизации и открытости образовательного процесса гимназии способствовало введение в 2009 году электронного журнала.
В совокупности всех элементов Гимназия г. Нытвы представляет собой участвующую модель демократии, живой социальный организм, предоставляющий возможность для саморазвития учащихся, освоения ими социальных и гражданских позиций и ценностей. Но остаётся проблемой способ измерения уровня гражданственности. Как измерить, насколько молодой человек идентичен образу гражданина России? Именно эту проблему мы и считаем наиболее актуальной на сегодняшний день. Следуя диалектике развития ребёнка и поступательности воспитания, данное исследование предлагаем начать с 5-6 класса, разработав содержание воспитательной деятельности на данном возрастном этапе.
Накопленный опыт позволяет нам стать апробационной площадкой по обобщению и распространению опыта по теме «Критериальное оценивание гражданской компетентности учащихся 5-6 классов как фактор реализации российской идентичности, заявленный ФГОС».
8. Программа апробационной деятельности на 2 года.
Этап реализации программы |
Основные действия |
Ожидаемые результаты |
Способ оценивания |
Продукты |
2012-13 уч. год 1 четверть |
Установочный семинар для педагогов – участников проекта. |
Сформированная мотивация педагогов к деятельности в режиме апробационной площадки. |
Собеседование. Анкетирование. |
Программы развития 5 классов. Нормативные документы. |
2012-13 уч. год 2 четверть |
Круглый стол по разработке критериев оценивания гражданской компетентности. |
Разработанные критерии оценивания гражданской компетентности. |
Экспертиза кураторов проекта. |
Перечень критериев оценивания гражданской компетентности.
Описание 3 уровней гражданской компетентности (высокий, средний, низкий).
Набор тестов оценивания гражданской компетентности. |
2012-13 уч. год 3 четверть |
Запуск модуля программ развития классов.
5 класс - Моя малая Родина, Родительское собрание «Как воспитать гражданина».
Первоначальный мониторинговый замер уровня гражданственности.
Волонтёрская деятельность в рамках социальной практики классов. |
Сформированная мотивация учеников и родителей к деятельности в режиме апробационной площадки.
Идентификация себя как гражданина Нытвы. |
Анализ первоначального мониторингового замера уровня гражданственности.
Отчёт по социальной практике. Отзыв получателя социальной услуги. |
Договор с родителями об участии их детей в мониторинговых замерах.
Итоги первоначального мониторингового замера уровня гражданственности. |
2012-13 уч. год 4 четверть |
Реализация модуля программ развития классов. 5 класс - Моя малая Родина.
Повторный мониторинговый замер уровня гражданственности.
Написание эссе по теме ««Я и моя малая родина» |
Активное участие учеников, педагогов и родителей в проекте апробационной площадки.
Знание истории малой родины.
|
Анализ повторного мониторингового замера уровня гражданственности. |
Итоги повторного мониторингового замера уровня гражданственности. |
2013-14 уч.год. 1 четверть |
Реализация модуля программ развития классов.
6 класс - Мой Пермский край. |
Знание истории Пермского края.
Идентификация себя как гражданина Пермского края. |
Анкетирование. |
Итоги анкетирования. |
2013-14 уч.год. 2 четверть |
Дискуссионный семинар для заместителей директоров по воспитательной работе.
Написание эссе по теме «Мой Пермский край» |
Выявление и обсуждение проблем в результате педагогической дискуссии с коллегами.
Проявление патриотизма учащимися |
Отзывы о проведённом семинаре.
Оценка эссе. Подведение итогов конкурса. |
Материалы семинара.
Размещение эссе на сайте МАОУ Гимназия г. Нытвы. |
2013-14 уч.год. 3 четверть |
Итоговый мониторинговый замер уровня гражданственности.
Волонтёрская деятельность в рамках социальной практики классов.
|
Высокий уровень гражданственности учащихся.
Активное участие в волонтёрской деятельности. |
Анализ итогового мониторингового замера уровня гражданственности. Отчёт по социальной практике. Отзыв получателя социальной услуги. |
Итоги итогового мониторингового замера уровня гражданственности.
Презентация итогов социальной практики. |
2013-14 уч.год. 4 четверть |
Обобщение опыта работы по теме исследования.
Итоговый семинар по обобщению опыта деятельности апробационной площадки.
Выпуск сборника материалов. |
Высокая внешняя оценка экспертов и социальных партнёров. |
Отзывы участников семинара о проведённом мероприятии в прессе и в Интернете.
|
Сборник материалов с полным обобщением итогов деятельности. |