Программа деятельности краевой апробационной площадки
по подготовке к введению федерального государственного образовательного стандарта МАОУ Гимназия г. Нытвы
(утверждена приказом Министерства образования и науки Пермского края от 17.05.2013 г. № СЭД -26-01-04-414 «Об утверждении Положения об апробационной площадке по подготовке к введению федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и списка апробационных площадок)
1. Полное наименование образовательной организации, адрес, телефон, e-mail.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Гимназия г. Нытвы
Адрес- 617000 Пермский край, город Нытва, улица Комсомольская, 26
Телефон - 8(34-272) 3-14-17, 8(34-272) 3-03-04, 3-14-17, Nytvagymnasya@mail.ru
2. ФИО, должность, место работы авторов программы.
№ |
Ф.И.О. |
Основная должность
|
Образование |
Роль в проекте |
1. |
Жужгова Марина Юрьевна |
Зам. директора по воспитательной работе. |
Высшее, учитель экономики. |
Руководитель проекта |
2. |
Ломов Игорь Николоаевич |
Директор гимназии |
Высшее, учитель истории и обществознания |
Координатор и разработчик проекта |
3. |
Ладанова Нина Владимировна |
Зам. директора по научно-методической работе. |
Высшее, учитель русского языка и литературы. |
Координатор и разработчик проекта |
4 |
Маскина Лариса Валентиновна |
Классный руководитель 5 «а» класса |
Высшее, педагог-организатор. |
Организатор проекта |
5 |
Дорошенко Любовь Анатольевна |
Классный руководитель 5 «б» класса |
Высшее, учитель английского языка. |
Организатор проекта |
6 |
Деменева Светлана Анатольевна |
Классный руководитель 6 «а», «б» класса |
Среднее, учитель музыки. |
Организатор проекта |
7 |
Афанасьева Наталья Вячеславовна |
Классный руководитель 7 «а» класса |
Высшее, учитель биологии и химии. |
Организатор проекта |
8 |
Вронская Ирина Владимировна |
Классный руководитель 7 «б» класса |
Среднее, библиотекарь. |
Организатор проекта |
9 |
Леухина Светлана Евгеньевна |
Классный руководитель 8 «а», «б» класса |
Среднее специальное, учитель информатики. |
Организатор проекта |
10 |
Омельченко Ольга Анатольевна |
Классный руководитель 9 «а» класса |
Высшее, учитель географии. |
Организатор проекта |
11 |
Латышева Валентина Алексеевна |
Психолог гимназии |
Высшее, психолог |
Организатор проекта |
Тема деятельности площадки – «Формирование российской идентичности средствами социальных практик обучающихся 5-9 классов»
3. Обоснование актуальности выбранной темы.
Российская идентичность заявлена в новых ФГОС как ключевая задача образования, согласно концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России «воспитание должно обеспечивать развитое чувство патриотизма и гражданской ответственности».
Российская идентичность - это осознание личностью собственной принадлежности к сообществу граждан определённого государства на общекультурной основе. Однако существует проблема отсутствия осознанной российской идентичности, то есть кризис российской идентичности: современная молодёжь быстрее впитывает в себя культурные ценности других государств (фильмы, мультфильмы, музыка, культура в целом). А значит, возникает угроза потери российской идентичности не только на уровне отдельной личности, но и суверенитета страны в целом. Понятие духовности теряется, возникает кризис российской идентичности.
4. Имеющийся у образовательной организации опыт инновационной деятельности или деятельности по выбранной теме.
Социальная практика – это вид деятельности, в ходе которой конкретный субъект, используя общественные институты, организации, учреждения, воздействуя на систему общественных отношений, изменяет общество и развивается сам.
Социальное проектирование прочно вошло в воспитательную систему работы Гимназии с 2009-2010 учебного года как управленческий проект. Работа по проекту начиналась с формирования координационного совета и создания нормативно-правовой базы по организации социальной практики. В результате первого этапа работы над проектом появились следующие документы: положение о социальной практике, договор сотрудничества с социальными партнёрами, паспорт социальной практики учащегося и удостоверение о прохождении социальной практики.
На втором этапе мы определили объекты социальной практикии возможный спектр социально-значимой деятельности. Объектами социальной практики были определены учреждения и организации системы здравоохранения и образования, социальной защиты, культуры и спорта, службы занятости населения, органы самоуправления, средства массовой информации и службы, занимающиеся социологическими исследованиями, а также предприятия и организации, реализующие благотворительные программы и проводящие социально-ориентированные акции.
Кроме того, был назван довольно широкий спектр социально- значимой деятельности учащихся:
· участие в волонтёрских движениях различной направленности;
· практическая работа в органах школьного самоуправления, детских и молодёжных общественных объединениях, реализующих программы, имеющие социально-значимую ценность;
· занятость общественно-полезным трудом по благоустройству и озеленению города;
· участие в шефстве над воспитанниками учреждений дошкольного образования, младшими школьниками, оказание помощи в организации их досуга;
· участие в работе творческих групп, занимающихся социальным проектированием;
· помощь в работе музеев и библиотек;
· работа в качестве интервьюеров при проведении опросов общественного мнения и социологических исследований;
· совместное с социальными работниками осуществление посильной помощи социально незащищённым слоям населения нашего города (престарелым, инвалидам, ветеранам).
Данные наработки в области социального проектирования мы планируем использовать как основу для нашего дальнейшего участия в краевой апробационной площадке, придав социальным практикам направленность на формирование российской (гражданской) идентичности.
5. Предмет(ы) апробации (элементы образовательного процесса, организационно-содержательные механизмы и др.), краткое описание предметов апробации (1-3 предложение).
Предметом апробации являются социальные практики, формирующие российскую идентичность. Свою дальнейшую деятельность в рамках АП мы видим в исследовании российской идентичности как основы социализации подростков, то есть каждый ребёнок должен осознать себя носителем российской культуры, представителем нации, знатоком российской истории, а педагоги создают методическое сопровождение процесса.
6. Масштаб апробации (количество педагогов -11; параллели -5, классы, в которых происходит апробация, – 5,6,7,8,9; количество учащихся - 229, предметы, на которых апробируется стандарт - если есть).
7. Ожидаемые результаты апробационной деятельности.
· устойчивая система социальных практик;
· сформированная российская идентичность учащихся – участников проекта.
8. Система оценивания ожидаемых результатов (в форме таблицы):
Ожидаемые результаты |
Способы, механизмы предъявления и оценивания ожидаемых результатов |
1. устойчивая система социальных практик |
Нормативные документы, системное представление имеющегося опыта, 90% охват учеников социальным проектированием |
2. сформированная российская идентичность; |
Потребность подростков в общественно полезной деятельности - созидательная деятельность на благо России. Знание о золотом фонде русской культуры, истории России, краеведческие знания. Чувство гордости за Россию. |
9. Перечень ожидаемых продуктов апробационной деятельности: методические, дидактические, нормативные, оценочные материалы и т.д.
- пакет нормативных документов;
- отчёты классов об участии в социальных практиках с отзывами получателей социальной услуги;
- интеллектуальные продукты классов – участников социальных практик;
- фото и видеоматериалы, их размещение на сайте гимназии и портале сопровождения ФГОС ООО.
10. Описание механизмов взаимодействия с родителями и социальным окружением образовательной организации при выстраивании программы апробационной деятельности.
Договоры с социальными партнёрами.
Отзывы получателей социальной практики.
11. Описание научно-методического, методического сопровождения апробационной деятельности образовательной организации на уровне муниципалитета, региона: с кем школа взаимодействует (учреждение или ФИО руководителя/консультанта, его должность), в каких формах и т.д.
Куратор проекта на уровне региона – Копысова Элеонора Степановна, ведущий научный сотрудник ЦРО Пермского края. В режиме научного консультирования.
12. Аннотация апробационной деятельности для размещения информации на портале ресурсно-методического центра.
С сентября 2015 года по май 2017 года МАОУ Гимназия г. Нытвы работает над проектом «Формирование российской идентичности средствами социальных практик обучающихся 5-9 классов». Предметом апробации являются социальные практики, формирующие российскую идентичность.
Российская идентичность - это осознание личностью собственной принадлежности к сообществу граждан определённого государства на общекультурной основе. Однако существует проблема отсутствия осознанной российской идентичности, то есть кризис российской идентичности: современная молодёжь быстрее впитывает в себя культурные ценности других государств (фильмы, мультфильмы, музыка, культура в целом).
Система социальных практик, формирующих российскую идентичность, будет включать в себя социальные проекты культурологической направленности, социальные проекты гражданской направленности, социальные проекты, направленные на преобразование социальной действительности
Ожидаемые результаты апробационной деятельности:
устойчивая система социальных практик; сформированная российская идентичность учащихся – участников проекта.
Программа деятельности апробационной площадки МАОУ Гимназия г. Нытвы на 2015-17 г.г.
Этап реализации программы |
Основные действия |
Ожидаемые результаты |
Способ оценивания |
Продукты |
2015-16 уч. год 1 полугодие |
Установочный семинар для педагогов – участников проекта.
|
Сформированная мотивация педагогов к деятельности в режиме апробационной площадки.
|
Собеседование. Анкетирование.
|
Заявки на участие в социальных практиках, направленных на формирование российской идентичности. |
Формирование координационного совета.
|
Начало деятельности координационного совета. |
|
Сформированный координационный совет. |
|
Разработка нормативных документов - оценка, оформление.
|
Качественные материалы. |
Экспертиза куратора проекта |
Пакет нормативных документов.
|
|
Ярмарка социальных инициатив 5-7 классов. |
Открытый перечень социальных проектов. |
Рейтинг (критериальное оценивание) социальных проектов. |
Паспорт социальной практики |
|
Заключение договоров сотрудничества с социальными партнёрами. |
Высокая мотивация работы с гимназистами социальных партнёров. |
Количество заключённых договоров. |
Договоры о сотрудничестве по реализации социальных проектов. |
|
2015-16 уч. год 2 полугодие |
Педсовет «Формирование российской идентичности средствами социальных практик» |
Решение педагогического совета |
Экспертиза куратора проекта. |
Реализация решений педсовета. |
Семинар «Формы и виды социальных практик, формирующих российскую идентичность». |
Повышение технологического мастерства педагогов, участвующих в проекте. |
Консультация с куратором проекта. |
Методические материалы семинара. |
|
Реализация социальных проектов. |
Высокая степень участия в социальных практиках. |
90% участия |
Мероприятия в рамках социальных проектов. |
|
Отчёт по социальной практике 5-7 классы. |
Сформированная российская идентичность. |
Критериальная оценка уровня российской идентичности.
Отзывы о проектах. |
Презентации и стендовые доклады о проведённых социальных проектах. Интеллектуальные продукты учащихся: видеофильмы, сборники, буклеты и пр. |
|
2016-17 уч.год. 1 полугодие |
Ярмарка социальных инициатив 8-9 классов. |
Открытый перечень социальных проектов. |
Рейтинг (критериальное оценивание) социальных проектов. |
Паспорт социальной практики |
Заключение договоров сотрудничества с социальными партнёрами. |
Высокая мотивация работы с гимназистами социальных партнёров. |
Количество заключённых договоров. |
Договоры о сотрудничестве по реализации социальных проектов. |
|
|
Методическое совещание «Проявление кризиса российской идентичности». |
Повышение мотивации педагогов к работе по теме проекта. |
Консультация с куратором проекта. |
Методические материалы семинара. |
2016-17 уч.год. 2 плугодие |
Реализация социальных проектов 8-9 классов. |
Высокая степень участия в социальных практиках 8-9 классов. |
90% участия |
Мероприятия в рамках социальных проектов. |
Обобщение опыта работы по теме исследования на итоговом педсовете деятельности апробационной площадки «Российская идентичность как ключевая задача образования».
|
Внедрённая система социальных практик.
|
Высокая оценка экспертов и социальных партнёров участия в работе над проектом.
|
Сборник материалов с полным обобщением итогов деятельности.
Размещение материалов на сайте МАОУ Гимназия |
|
Отчёт о результатах деятельности перед педагогическим сообществом края. |
Презентация опыта работы. |
Высокая внешняя оценка участия в работе над проектом.
|
Размещение материалов на портале сопровождения ФГОС ООО.
|