Отчёт МАОУ Гимназия г Нытвы о деятельности в рамках краевой апробационной площадки
по внедрению ФГОС ООО в 2013 году.
В рамках краевой площадки по внедрению ФГОС ООО МАОУ Гимназия г. Нытвы второй год апробирует тему: «Критериальное оценивание гражданской компетенции учащихся 5-6 классов». Цель нашей деятельности – создание системы измерителей гражданской компетенции на основе воспитательных программ, формирующих российскую идентичность.
Старт деятельности в 2013 году в гимназии начался с педагогического совета на тему «Гражданская российская идентичность как приоритетная цель воспитания учащихся, заявленная ФГОС», на котором были подведены итоги первого года деятельности краевой площадки , намечена программа второго года и определены гипотезы нашего педагогического исследования..
Наше педагогическое исследование выдвигает две гипотезы:
1. Гражданственность можно измерить.
2. Благодаря специально направленным воспитательным программам уровень гражданственности учащихся можно повысить.
В подтверждение первой гипотезы нами была разработана система критериев оценивания гражданской компетенции (Приложение № 1). В результате отбора было выделено семь личностных качеств, которые мы и отнесли к критериям гражданственности. Это патриотизм, правовые знания, краеведческие знания, гражданское достоинство, общественная активность и участие в гражданских и социальных акциях. Что-то из этого является знанием, что-то эмоцией, а что-то деятельностью. Поэтому все критерии мы разделили на три компонента: когнитивный (знаниевый), чувственно-эмоциональный и деятельностный, исходя из трёх уровней метапредметных результатов, который предлагает нам ФГОС. Лаконично они звучат так:
1. Школьник знает и понимает общественную жизнь
2. Школьник ценит общественную жизнь
3. Школьник действует в общественной жизни.
понимает
Опираясь на показатели, мы выявили три уровня сформированности гражданской компетенции и применили их к каждому критерию.
Высокий уровень означает то, что качество проявляется всегда, низкий – качество проявляется почти всегда или под воздействием кого-либо, низкий – качество проявляется редко или не проявляется вообще.
На слайде можно рассмотреть примеры проявления степеней различных качеств.
Например, при высоком уровне проявления такого качества как «Правовые знания» учащийся знает права и обязанности, умеет грамотно реализовать их в жизни. Уважает права других. При среднем уровне знает свои права и обязанности, но реализовывать их может только с помощью взрослых. При слабом уровне знает только основные права и не может реализовать их в жизни. Деструктивное поведение не рассматривается.
Если мы возьмём такой критерий как «участие в гражданских и социальных акциях», то здесь тоже можно выделить три уровня. При высоком уровне ученик являетсяинициатором и организатором гражданских акций. При среднем принимает участие в качестве рядового исполнителя, по принципу «как все, так и я». При низком уровне участвует формально, только под руководством взрослых. Проявляет интерес при определённых бонусах
К данной системе критериев прилагается диагностический комплекс. Методов и способов измерения уровня гражданственности оказалось немало. В результате систематизации нами была разработана Типология методовизмерения уровня гражданственности (Приложение №2), в которой мы попытались отразить, «что» измеряется и «как» измеряется.
Подтверждая вторую гипотезу нашего исследования, мы предложили классным руководителям 5 и 6 классов воспитательные программы, формирующие на наш взгляд ту самую российскую идентичность. По мнению участников проекта в 5 классе ребёнок должен стать полноправным членом своего школьного братства и научиться идентифицировать себя как гражданин своей малой Родины. Для этого пятиклассникам было предложено принять участие в двух программах «Я гимназист»(Приложение №3) и «Нытва- моя малая Родина» (Приложение №4).В рамках программы «Я гимназист» пятиклассники изучают кодекс чести гимназиста, знакомятся с заповедями гимназиста, изучают атрибуты, историю и традиции гимназии, участвуют в выборах органов самоуправления Совета Лидеров и Кабинета министров, включаются в социальную практику. В рамках программы «Нытва – моя малая Родина» ребята изучали историю Нытвы, встречались с выдающимися людьми, а также через систему социальной практики ухаживали за памятниками и очищали от мусора природные объекты Нытвы. По окончанию программы детьми был создан интеллектуальный продукт – виртуальная энциклопедия города Нытвы.
Шестиклассникам была предложена программа «Мой Пермский край», так как мы считаем, что шестиклассник уже способен идентифицировать себя как гражданин своего края. Дети много путешествовали, изучая историю и достопримечательности ПК. И в рамках социальной практики создали свой интеллектуальный продукт – буклеты «Чудеса Прикамья», «Семь чудес Нытвы»
В этом учебном году, всё ещё экспериментальном, повзрослевшим ребятам предложена программа «Гражданин – Отечества достойный сын!». Так от ступеньки к ступеньке может происходить становление маленького гражданина.
Пользуясь разработанными методиками, в начале и в конце учебного года у данных классов были произведены замеры уровня гражданственности , и по многим критериям показатель вырос, что говорит о том, что мы на правильном пути.
Работа апробационной площадки продолжается. В следующем учебном году результаты нашего исследования мы планируем применить к будущим пятиклассникам, прошедшим с первого класса обучение по новым стандартам в проектном режиме, как на уровне воспитательной системы, так и на уровне мониторинга.
Пакет тестов для измерения уровня гражданственности нами планируется представить по окончанию 2013-2014 учебного года, так как измерительные мониторинги продолжаются.
Приложение №1
Критериальная система оценки уровней гражданственности учащихся 5-6 классов
Компонент |
Метапредметный результат |
Критерии/уровни |
Высокий (качество проявляется всегда) |
Средний (качество проявляется почти всегда, но под воздействием кого-либо) |
Низкий (качество проявляется редко) |
Когнетивный |
Школьник знает и понимает общественную жизнь. |
Правовые знания |
Знает права и обязанности и уважительно относится к ним. Умеет грамотно реализовать свои права и обязанности в жизни. Уважает права других. |
Знает свои права и обязанности, но не всегда умеет реализовывать их в жизни. |
Знает свои права и обязанности, но реализовать их может только под руководством взрослых. |
Знание истории своего края (краеведческие знания) |
Испытывает искренний интерес к истории страны и малой родины. Проявляет самостоятельность. |
Проявляет интерес фрагментарно, только при подготовке и проведении краеведческих мероприятий. |
Почти не проявляет интереса к истории малой родины. Только с помощью извне. |
||
Чувственно-эмоциональный |
Школьник ценит общественную жизнь. |
Патриотизм |
Проявляет любовь к Родине, к малой родине. Осознаёт ценность истории и культуры родины, проявляет бережное отношение к национальным богатствам страны, к национальной культуре, участвует в историко-патриотической работе. Идентифицирует себя как гражданина малой родины. |
Интересуется историей и культурой Родины, гордится ею, участвует в историко-патриотической работе. |
Уважает культуру и традиции своего народа. |
Толерантность |
Интересуется национальной культурой других народов. Уважает культуру и традиции других народов и национальностей. |
Формально признаёт принципы толерантности, но не всегда их соблюдает на деле. Уважает культуру и традиции других народов и национальностей. |
Часто нарушает принципы толерантности. Проявляет нежелание понимать и принимать других людей. |
||
Гражданское достоинство |
Гордится историей своей Родины, испытывает чувство гордости за малую родину и её свершения, ощущает себя свободным человеком, гражданином. |
Гордится историей своей Родины, испытывает чувство гордости за малую родину и её свершения. Но не ощущает себя свободный человеком.
|
Испытывает чувство гордости за малую родину и её свершения. |
||
Деятельностный |
Школьник действует в общественной жизни |
Участие в гражданских и социальных акциях |
Является инициатором и организатором гражданских правовых акций. Испытывает потребность в социально-значимой деятельности.
|
Принимает участие в качестве рядового исполнителя, по принципу «Как все, так и я».
|
Участвует формально, только под руководством взрослых. Проявляет интерес при определённых бонусах. |
Общественная и социальная активность |
Проявляет активное участие в процессе выполнения любой деятельности, проявляет инициативу, вносит новизну, творчество в работу. Проявляет предприимчивость, умеет организовать ребят, повести их за собой. Ответственно относится к общественным поручениям. |
Принимает участие во всех видах деятельности, следуя за другими ребятами, но в отдельных случаях может не выполнить поручение и не довести начатое дело до конца. |
Проявляет активность только в тех случаях, если дело интересует, требует контроля со стороны взрослых |
Приложение №2
Типология методов измерения уровней гражданственности.
Измеряемый компонент |
Характер компонента |
Тип мониторинга |
Вид мониторинга |
Гражданские знания |
Знание прав и обязанностей, основных свобод, норм поведения, исторического опыта |
Тестовый |
- Тест на определение правовых знаний -Тест на определение историко- краеведческих знаний - Тест на знание государственных символов - Тест на определение уровня толерантности |
Гражданское самосознание и ответственность |
Осознание себя гражданином своей страны, чувство гордости за неё, осознанное выполнение гражданских обязанностей |
Образно -ситуативный |
- Эссе учащихся «Моя малая Родина» - Продуктивные задачи по текстам Д Лихачёва - Конкурс рисунков «Что для меня Родина» |
Гражданская деятельность |
Участие ребенка в решении общественно значимых задач, активность, направленная на движение страны к прогрессу |
Деятельностный |
- Участие в акциях Социальной направленности «Доброе дело», «Сделаем!», «Спортивный лонгмоб 20-14» -Волонтёрская деятельность в рамках социальной практики. - Проектная деятельность в рамках смены « Наукоград» - Участие в общественных объединениях и органах самоуправления - Создание интеллектуального продукта |
Приложение №3
Программа воспитательного модуля «Я - гимназист» (12 ч.)
Паспорт программы
Название - «Я – гимназист».
Назначение – учащиеся 5 класса при переходе из младшей школы в среднее звено.
Авторы-разработчики: Ладанова Н.В., заместитель директора по научно-методической работе, Крылова В.А., Леухина С.Е.- классные руководители 5-ых классов.
Пояснительная записка
В основу Программы модуля «Я - гимназист» положена концепция и программа воспитательной работы гимназии, Программа развития гимназии на 2010-2015 годы, преподавание курсов краеведения, этики, основ проектной деятельности, с учётом требований ФГОС.
Воспитательная цель:формирование основ самоидентичности гимназиста, формирование личности с высокой самооценкой, высоким уровнем воспитанности,толерантности.
Воспитательные задачи.
1. Формирование самоидентичности на этапе перехода из начальной школы в среднее звено.
2. Развитие классного коллектива через систему коллективных творческих дел.
3. Развитие органов классного самоуправления.
4. Воспитание толерантности, уважения ко всем членам классного и школьного коллективов.
5. Укрепление дружеских отношенийвнутри класса,с параллельным классом, внутри гимназии.
Особенностью данного модуля является опора на патриотическое воспитание, ведь любовь к Отчизне начинается с любви к малой родине, к своей школе, к своему классу.
Темы, в рамках модуля, предлагаемые для знакомства с гимназическими традициями, коллективом и историей:
· символы гимназии;
· кодекс чести гимназиста, меморандум от ребёнка;
· история гимназии;
· гимназические традиции;
· награды и достижения гимназии;
· директора и завучи гимназии;
· ветераны педагогического труда;
· известные и выдающиеся выпускники гимназии;
· учителя гимназии;
· социальные партнёры гимназии;
· Наталья Борисовна Никулина и её роль в становлении гимназии.
Ожидаемый результат – сформированная самоидентичность, то естьосознание каждым пятиклассником своей принадлежности к «гимназическому братству», сформированное осознание себя в качестве гимназиста.
Показатели сформированности результата:
- сформированная самоидентичность пятиклассника как результат работы в рамках модуля «Я-гимназист»;
- 100% участие в делах класса;
- активная работа в группе при подготовке КТД;
- позитивная оценка себя и собственного участия в делах класса.
Тематика мероприятий, направленных на формирование самоидентичности:
Тема
|
Содержание темы
|
Вид занятия
|
УУД
|
День рождения класса. |
Знакомство с новыми условиями обучения: с новыми предметами, учениками, учителями. |
Классный час |
Коммуникативные, личностные, регулятивные |
Все мы разные, все мы талантливые |
Презентация собственных талантов |
Арт-фестиваль |
Личностные, коммуникативные |
День гимназиста |
Подготовка к общегимназическому празднику с представлением визитки класса. |
КТД |
Коммуникативные, личностные, регулятивные |
Путешествие «Дом, в котором мы живём».
|
Знакомство с новым зданием. |
Экскурсия, организованная старшеклассниками. |
Познавательные |
Выбор актива класса: класс-менеджера, групп КТД, организация дежурства в классе. |
Формирование органов ученического самоуправления |
Классное собрание |
Коммуникативные, личностные, регулятивные |
Праздник «Посвящение в пятиклассники»
|
Торжественное принятие в участники гимназического братства |
Тематический вечер |
Коммуникативные, личностные |
Конкурс рисунков «Друзья мои, прекрасен наш союз…» |
Организация тематической выставки творческих работ учащихся |
Работа выставки |
Коммуникативные, личностные |
Фестиваль «Поздравь друга». |
Изготовление поздравительных открыток и сувениров для одноклассников, учителей, родителей к Новому году. Организация работы классной почтовой службы |
Мастер-класс с участием родителей. |
Коммуникативные, личностные |
Социальный проект «Твори добро» |
Деятельность по ведению социальной практики |
Организационное собрание |
Коммуникативные, личностные, регулятивные |
Конкурс сочинений «Моя гимназия» |
Организация работы над сочинением с привлечением учителя русского языка |
Классный час |
Коммуникативные, личностные, регулятивные |
Дебаты «Дружить легко или трудно» |
Подготовка и проведение дебатов |
Дебаты |
Коммуникативные, личностные, информационные, регулятивные |
За честь гимназии |
Подготовка к итоговому общешкольному мероприятию |
КТД |
Коммуникативные, личностные, регулятивные |
Другие возможные виды деятельности в рамках модуля:
·дебаты, дискуссии, диспуты
·социальные практики
• ролевые, деловые, проектные, образовательные игры
• экскурсии, походы, акции
• «круглые столы», ток-шоу, брейн-ринги
• соревнования, конкурсы, викторины
• встречи с интересными людьми
• тренинги
• аукционы знаний, интеллектуальные марафоны
• заочные путешествия
• театральные постановки
• музейные уроки
• КВН, ЧГК
Приложение 1
Диагностика учеников 5-х классов
Задачи |
Форма диагностики |
Необходимость выявить некоторые ценностные характеристики личности (направленность «на себя», «на общение», «на дело»),которые помогут классному руководителю грамотно организовать взаимодействие с детьми |
Тест направленности личности Б. Басса Тест-опросник «Продолжи предложение» |
Особенности самооценки и уровня притязаний каждого ребенка, его положение в системе личных взаимоотношений класса («звезды», «предпочитаемые», «принятые», «непринятые», «пренебрегаемые»), а также характер его отношения к школе. |
Анкета «Отношение учащихся к школе, себе и другим» |
Изучениесамооценки обучающегося |
Методика «Оцени себя» |
Тест-опросник «Продолжи предложение»
Гимназистам предлагается определить своё отношение к одноклассникам:
Мои одноклассники, которых я ценю за ум, это...
Мои одноклассники, которых я ценю за хороший характер, это...
Мои одноклассники, с которыми я общаюсь в перемену, это...
Мои одноклассники, с которыми я хотел бы дружить, это…
Мои одноклассники, без которых мне было бы трудно, это...
Мои одноклассники, которые всегда помогут, это…
Мои одноклассники, без которых в классе было бы скучно, это…
Приложение 2.
Законы классного коллектива
Закон уважения: Уважай людей, и тогда люди будут уважать тебя.
Закон дружбы: В жизни происходят события, которые тяжело пережить одному. Тогда на помощь приходит друг.
Закон храбрости: Будь храбрым и не бойся препятствий.
Закон любви: Люби своих друзей, Родину и все то, что тебя окружает.
Закон доброты: Доброта – это сила. Не бойся быть сильным: дари людям добро.
Закон трудолюбия: Труд сделал из обезьяны человека. Трудись, чтобы не вернуться назад!
Закон дисциплины: Дисциплинированному человеку не страшны трудности и препятствия.
Закон милосердия: Рядом с тобой может оказаться человек, которому нужна помощь. Помоги!!!
Приложение 3
Выдержки из сочинений на тему «Моя гимназия»
Для меня гимназия – это второй дом. Здесь мне всегда помогут в интересующих меня вопросах, дадут советы. Мне интересно общаться с одноклассниками.
Пусть моя гимназия и маленькая, но для меня она всех лучше и роднее! Я люблю её такой, какая она есть!
Маша А. .
Когда я была маленькой, очень хотела учиться в такой школе, в которой было бы весело, и которая бы давала большие знания. Моя мама отвела меня в первый класс, в гимназию.
В «маленькой» гимназии мне нравилось учиться потому, что я получала одни пятёрки и учительница никогда не ругала меня, в отличие от других. В то время в «большой» гимназии училась моя старшая сестра.
Как-то раз я решила сходить к ней в школу, и, придя туда, заблудилась в коридорах. На тот момент гимназия казалась мне такой школой, в которой легко потеряться. Даша Л.
Мне еще трудно назвать гимназию моей, ведь я учусь здесь только месяц, но я уже чувствую то доброе, теплое отношение ко мне со стороны окружающих, какое я чувствовала бы, если б училась тут с самого начала.
Я быстро нашла себе друзей, которые всегда мне помогают, если я что-то не понимаю, поддерживают меня, дают советы. Учителя относятся ко мне с пониманием, интересуются моими впечатлениями о новой школе, и мне это очень нравится. Саша Б.
В гимназию я иду с большим удовольствием, здесь я провожу половину своего дня. Иногда с утра у меня плохое настроение, но когда я прихожу в школу, оно мигом поднимается. Конкурсы, соревнования, различные праздники – всё это очень интересно и забавно. Учусь я в гимназии гордо, счастливо.
Учусь на пятёрки, стараюсь, тружусь.
Готова сказать я вам гордо, открыто:
Своею гимназией я горжусь! Маша К.
Приложение №4.
Образовательная программа «Нытва - моя малая Родина»
Паспорт программы.
Наименование программы |
Нытва – моя малая Родина. |
Образовательное учреждение |
МАОУ Гимназия г Нытвы |
Авторы программы |
Жужгова М.Ю.- зам. директора по воспитательной работе; Леухина С,Е. – классный руководитель 5А класса; Крылова В.А – классный руководитель 5Б класса; Латышева В.А. – психолог; Маскина Л. В. – руководитель краеведения |
Категория учащихся |
5А, 5Б классы |
Количество часов |
18 часов |
Сроки и этапы реализации программы |
2013 год 1 этап – мотивационный (сент –дек 2012) 2 этап – апробационный (янв.- окт 2013) 3 этап – итоговый (ноя-дек 2013) |
Наличие программы в УП школы/ в плане внеурочной деятельности |
В плане внеурочной деятельности |
Краткое содержание программы |
Краеведческая деятельность учащихся с целью углублённого изучения истории родного города. |
Пояснительная записка
Данная программа является частью Программ развития пятых классов МАОУ Гимназии города Нытвы и реализуется в рамках краевой апробационной площадки по внедрению ФГОС ООО.В одном из последних нормативных документов – Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», ФГОС второго поколения определена проблема по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации.
Актуальность программы « Нытва - малая Родина» определяется тем, что она является эффективным средством формирования духовно-нравственной личности и гражданской идентификации подростков, как граждан России, ставшей в последнее время одной из приоритетных задач общества и государства. Только став патриотом своей малой родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить её огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации.
Формы достижения воспитательных результатов на занятиях : коллективная творческая игра, познавательные беседы, тематические экскурсии, игра – соревнование, лингвистическая мастерская, игровая эстафета, творческая мастерская.
Программа рассчитана на один год и реализуется через систему классных часов и социальную практику.
Целью программы является формирование гражданской компетенции и российской идентичности учащихся через изучение истории малой Родины.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих практических задач:
Авторы программы надеются получить следующие результаты:
· владение знаниями об истории основания города Нытвы промышленниками Строгановыми;
· владение знаниями о современной истории Нытвы;
· владение знаниями по основам пешеходного туризма;
· приобретение навыков исследовательской деятельности в работе со справочной литературой, СМИ, архивными материалами;
· владение социокультурными аспектами, связанными с историей и литературой родного края;
· потребность в познании истории, культуры, литературы родного края, его проблем, как жизненной необходимости;
· гуманное отношение ко всему окружающему, уважение и бережное отношение к историческому наследию предшествующих поколений;
· способность в любых жизненных ситуациях иметь активную социальную позицию гражданина и патриота своей страны, в основе которой лежат духовность и общечеловеческие ценности.
Программа предполагает создание детьми интеллектуального продукта «Виртуальная энциклопедия г Нытвы» как итоговое обобщающее интерактивное задание.
Тематическое планирование.
|
Тема |
Формы проведения |
УУД |
1. |
Историческое прошлое и хронология Нытвы. |
Просмотр КабинетБыстрый доступ: |