Ладанова Н.В., заместитель директора
МАОУ Гимназия г. Нытвы
по научно-методической работе
«Публичное выступление как средство формирования
коммуникативной компетентности
(в рамках деятельности летней смены «Наукоград»
на базе лагеря «Гагаринец» Нытвенского района)»
В июне 2014 года гимназией г. Нытвы на базе лагеря «Гагаринец» Нытвенского района вот уже в четвёртый раз была организована летняя проектная смена «Наукоград». В течение смены коллективом гимназии реализуются проекты, направленные на формирование культуры проектирования в деятельностном режиме, на формирование регулятивных, коммуникативных, личностных, познавательных УУД. Каждый из 9 отрядов в лагере реализует краткосрочный образовательный проект.
Уникальность летнего проектного лагеря 2014 года состояла в том, что в нём происходила апробация проекта-победителя конкурса исследовательских проектов краевых апробационных площадок по подготовке к введению федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования в Пермском крае – «Публичное выступление как средство формирования коммуникативной компетентности».
Участниками проекта была сформулирована проблема – отсутствие сформированного навыка качественного владения устной монологической контекстной речью у учеников 4-7 классов. Выдвигая гипотезы исследования, мы полагали, что, во-первых, публичному выступлению можно обучить; и, во- вторых, целенаправленная подготовка к публичному выступлению влияет на улучшение качества речи. В ходе реализации проекта обе гипотезы подтвердились.
В команде исполнителей проекта работали два филолога, учитель информатики, два учителя начальных классов, учитель английского языка и руководитель детской телевизионной студии.
Проект был рассчитан на детей трёх возрастных групп: выпускники 4 класса (5 отряд), выпускники 5 класса (6 отряд) и выпускники 6 класса (8 отряд). Всего в проекте участвовало 49 человек, но активность в публичном выступлении (то есть выступили от 2 до 4 раз) проявили 23 ученика. Их мы и считаем непосредственными участниками проекта.
У каждого отряда, помимо работы над публичным выступлением, существовал и собственный исследовательский проект: «Социальная реклама», «Игры народов мира», «Правовой компас (изучаем права детей)». То есть публичные выступления создавалось не собственно ради публичных выступлений, а по темам отрядных исследовательских проектов.
Происходила плановая деятельность по индивидуальным траекториям: трижды за смену проводилась видеозаписи для анализа динамики продвижения каждого ученика. Алгоритм работы над совершенствованием выступления таков: вводное занятие - первое выступление – теоретический блок - видеорефлексия - знакомство с эталонами - коррекция - второе выступление – теоретический блок - видеорефлексия - знакомство с эталонами – коррекция - третье выступление – видеорефлексия – подведение итогов.
Важной особенностью работы в проекте стал факт, что каждое выступление детей и взрослых записывалось на видео. В результате видео копилку пополнили более 30 записей, не считая записи итогового мероприятия «Фестиваля публичных выступлений» (продолжительность около часа). Выпущен двойной диск: 1 часть – краткий видеоотчёт о реализации проекта и 2 часть – запись «Фестиваля публичных выступлений» от 27 июня 2014 года. Все материалы могут стать основой для внедрения в образовательную деятельность курса «Основы успешного выступления» для 4,5,6 классов в течение 2014-15 учебного года.
В каждом контрольном мероприятии (видеозаписи) принимало участие не менее 15 человек. Следует отметить, что выступающими были не только дети, но и взрослые – участники проекта. Учителям порой было труднее представить своё выступление, чем детям, хотя их ораторский опыт гораздо богаче.
На итоговом мероприятии - Фестивале публичных выступлений в качестве зрителей присутствовали все жители лагеря «Гагаринец», число выступающих – 21 человек. Фестиваль публичных выступлений стал итоговым контрольным мероприятием в рамках работы над проектом «Публичное выступление как средство формирования коммуникативной компетентности». Форма «Гайд-парк» предназначена для свободного выражения мыслей и суждений по примеру лондонского королевского Гайд-парка, где находится знаменитый «Уголок ораторов». Особенность мероприятия: на открытом воздухе организуется площадка для выступлений на злободневные для публики темы.
Для совершенствования контекстной монологической речи ученикам были предложены речевые ситуации, реализуемые в пространстве лагерных мероприятий. Например, на «Вечернем огоньке» (похвала, порицание, комплимент, признание, обещание и др); выпуск радиообращений (три тематических выпуска в течение смены о ЗОЖ); выступления в роли ведущих на общелагерном мероприятии Фестиваль социальной рекламы (вели дети 6 отряда).
Интересен опыт общения с журналистами районной газеты «Новый день»: в формате пресс-конференции участники проектной смены «Наукоград» задавали интересующие их вопросы, пытались понять специфику профессии «журналист», стремились научиться приёмам ведения конструктивного диалога на предложенную заранее тему. В результате всего комплекса мероприятий нарабатывался определённый опыт публичных выступлений.
Для работы по теме проекта был разработан и апробирован практико-ориентированный курс «Основы успешного выступления». Он состоял из трёх модулей: «Структура публичного выступления», «Речевое оформление публичного выступления», «Мимика и жесты». Программа представляла собой соединение минимума теории и максимума практических занятий и была реализована через практикумы, тренинги и семинары, проходящие в деятельностном режиме.
Постоянное создание ситуаций, направленных на проявление ораторских умений, позволило не только познакомить детей со структурой и приёмами публичного выступления, но и выявить индивидуальные трудности при работе с каждым, а поэтапная работа с видеозаписями публичных выступлений дала возможность для анализа, самоанализа и дальнейшего совершенствования публичной речи.
Реализуя проект «Публичное выступление», команде удалось разработать, апробировать, проанализировать краткосрочный практико-ориентированный курс «Основы успешного выступления» в рамках ШИК (школы интеллектуальных каникул). Организовать и провести итоговое образовательное событие «Фестиваль публичных выступлений», составить по материалам проекта фото и видеоотчёт для размещения на сайте гимназии и портале сопровождения внедрения ФГОС ООО.
Получены значимые образовательные результаты: для обучающихся – сформировано умение публично представлять речь на заранее предложенную тему в продолжение 1-2 минут; для педагогов – скомплектован пакет методических материалов; для педагогической общественности края – опыт, наработанный в ходе реализации проекта, представлен в виде продуктов, предлагаемых для использования.
Получены важные продукты реализации проекта:
1. Буклет для учащихся «Советы по подготовке и реализации публичного выступления».
2. Критерии оценивания публичного выступления.
3.Методические рекомендации для учителей по организации работы по теме исследования.
4.Положение о Фестивале публичных выступлений.
5.Сценарий проведения итогового образовательного события «Фестиваль публичных выступлений».
Материалы проектной деятельности лягут в основу модуля образовательной программы для 5 класса в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Практико-ориентированный курс «Основы успешного выступления» будет реализован как в урочной, так и во внеурочной деятельности в течение 2014-2015 учебного года.
Кроме того, из школы села Григорьевское Нытвенского района получена заявка на трансляцию нашего проекта на их базе, что позволит апробировать и сравнить в условиях ещё одной образовательной организации результаты исследования.
Фестиваль публичных выступлений планируется продолжить как долгосрочный проект в гимназии г. Нытвы, Нытвенском районе, в рамках деятельности университетского округа НИУ ВШЭ. При подготовке Фестиваля будет реализован комплекс мероприятий научного, творческого, интеллектуального плана, направленный на формирование коммуникативной компетентности.