О необходимости активной мыслительной деятельности в процессе усвоения знаний говорил В. Сухомлинский: «Для ученика, если он не переживал гордости своей мыслью, умственный труд становится нежелательным… Опыт привел меня к убеждению: чем больше ученикам надо запомнить и хранить в памяти, тем больше необходимость в обобщении, размышлении, рассуждении. Это как бы снимает усталость, пробуждает новый интерес к знаниям, к фактам».
Урок разработан в соответствии с ФГОС ООО.Он завершает изучение темы «Климат России». Содержание урока опирается на практический опыт обучающихся, полученный на уроках географии по данной теме.Восьмиклассники уже знают, как можно описать погоду, дать характеристику климата территории; у них есть опыт работы с метеорологическими величинами, поэтому проводится обобщение на основе изученного материала.Деятельностный компонент урока включает работу по анализу и интерпретации метеорологических величин и понятий, умению анализировать карты, решать географические задачи.
Новизна подачи материала способствует активизации познавательной деятельности учащихся. Применение компьютерного изображения в сочетании с диалоговой формой общения позволяет закрепить и обобщить знания по изучаемому разделу. Сама форма проведения урока – командная игра – позволяет включить в работу весь коллектив обучающихся.
Урок построен на принципах системно-деятельностного подхода с использованием коммуникативной технологии «Обучение в сотрудничестве».