15 февраля 2017 года в МАОУ Гимназия г. Нытвы состоялся зональный Марафон мастер-классов «Формирование метапредметных результатов школьников в урочной и внеурочной деятельности», в котором приняли участие учителя, психологи, социальные педагоги и руководители ОУ зоны Запад: Карагайского, Краснокамского, Сивинского, Оханского, Очёрского, Менделеевского, Нытвенского районов. Всего на Марафон зарегистрировалось более ста человек: 84 педагога представили мастер-классы различной тематики и 28 слушателей без выступлений активно участвовали в обсуждении проблемных вопросов метапредметного образования.
Аудитория участников - педагоги образовательных учреждений зоны «Запад»: учителя начальных классов, учителя основной школы, педагоги, организующие внеурочную деятельность, психологи, логопеды, социальные педагоги. Открытая форма – Марафон позволила представить широкий спектр инструментов педагогического процесса, формирующих метапредметные результаты обучающихся.
Цели марафона мастер-классов:
- создание оптимальных условий для реализации ФГОС НОО и ООО,
- выявление и развитие педагогического мастерства участников Марафона на основе профессионального общения, обмена опытом по вопросам организации урочной и внеурочной деятельности, направленной на формирование метапредметных результатов.
Задачи:
· передача продуктивных способов деятельности (приемы, методы, технология);
· организация деятельностного подхода в обучении;
· мотивация педагогов к самообучению, самосовершенствованию;
· рефлексия собственного профессионального опыта участниками Марафона.
Участников из Нытвенского района представили МБОУ СОШ Нытва, МБОУ ОШ №1, МБОУ ОШ №2, НККК имени атаман Ермака, МАОУ Гимназия.
Мастер-классы, проведённые учителями Гимназии:
1. Алатырева И.Ю. Приёмы работы с текстами детских периодических изданий, на примере журнала «Шкатулка путешествий».
2. Афанасьева Н.В. Моделирование на уроках биологии как средство достижения метапредметного результата.
3. Верхоланцева С.Н. Детская настольная игра как средство изучения алгоритмов.
4. Двоеглазова Е.А. Развитие навыков функционального чтения через «пятиминутки чтения» или новые подходы к старому приему.
5. Жужгова М.Ю. Как измерить неизмеряемое (гражданственность как метапредметный результат).
6. Ладанова Н.В. Публичное выступление: от гимназического Фестиваля публичных выступлений к Метапредметной олимпиаде школьников.
7. Латышева В.А. Самопрезентация как способ повышения конкурентоспособности.
8. Лукичёва Т.С. Цветы, цветы, цветы… (изготовление сладких сувениров).
9. Маскина Л.В. Исследования в начальной школе.
10. Отавина О.Е. Мастерская выразительного чтения.
11. Сунцова Н.М. Ароматное рисование (основы эко-рисования).
12. Трубина Е.С. Обучение аргументации на литературном материале.
Модераторами секций выступили Жужгова М.Ю., Ощепкова Т.С., Трубина Е.С., Шашмурина О.Ж., Латышева В.А., Сунцова Н.М., Шилова Т.А., Агибалова Н.В., Алатырева И.Ю., Отавина О.Е., Гилёва Л.М., Двоеглазова Е.А., Дорошенко Л.А.
Организаторами мероприятия от РУО стали – Агибалова Н.В., заместитель начальника УО Нытвенского района , Пономарёва Т.В., методист РУО, от Гимназии г. Нытвы - Ломов И.Н., директор МАОУ Гимназия г. Нытвы, Ладанова Н.В., заместитель директора МАОУ Гимназия г. Нытвы, Двоеглазова Е.А., рукововдитель предметной линии учителей начальных классов, Вожакова Е.В., секретарь учебной части.
Выдержки из аналитических заметок модераторов секций:
Секция психологии и социологии.
Модератор Латышева Валентина Алексеевна, психолог МАОУ Гимназии
Всеми участниками секции предложен наглядный материал, отработанный на практике, что дает возможность применить чужой опыт слушателям секции сразу же в своей работе. Все темы мастер-классов объединяло одно - повышение самооценки ученика, профилактика суицидального поведения учеников.
Формы достижения поставленных целей разнообразны и интересны: это и самовыражение через танцы на уроках физкультуры; подарки одноклассникам положительных качеств на уроках; самопрезентация; принятие отсутствия ожидаемого, метод компенсации; дискуссия по теме: "За что можно отдать жизнь, а за что нельзя!"; планирование добрых дел; обсуждение жизненных ценностей!
Работа секции прошла на высоком профессиональном уровне, в атмосфере доброжелательности и активной работы всех присутствующих! Всем организаторам и участникам конференции спасибо огромное!
Секции филологов.
Модераторы - Трубина Екатерина Сергеевна, Шашмурина Ольга Жановна, учителя русского языка и литературы
Все мастер-классы были интересными, насыщенными практическим материалом для работы учителя-предметника.
Три мастер-класса продемонстрировали различные технологии, применяемые на уроках литературы, это выступления Т.О.Санниковой - ОСОШ №2г.Нытвы, Е.П.Суменковой - МБОУ «Карагайская СОШ №1, Е.С.Трубиной - МАОУ Гимназия г.Нытвы. Были показаны приёмы конструирования текстов на уроках литературы, т.е. формирование у обучающихся умений по созданию собственного текста –рассуждения, умение извлекать характеристику объекта из текста при смысловом чтении.
Мастер-класс Н.Н.Масловой, учителя музыки МБОУ «Обвинская СОШ», раскрыл пути формирования у детей и подростков нравственно-рефлексивной деятельности в процессе разучивания патриотической песни.
Мастер-класс Н.В.Ладановой продемонстрировал пути и способы формирования метапредметных результатов школьников во внеурочной деятельности: на конкурсе Публичное выступление и в Метапредметной олимпиаде школьников.
Преподаватель Очерской СОШ №1 Виссарионова О.Л. кратко, но очень ёмко показала работу с концептом как основным этапом работы над сочинением на ОГЭ и ЕГЭ, участники работали с концептом "Совесть".
Этапы урока литературы с элементами ТРКМ учителя Дубровской СОШ Бурдиной Т.А. можно брать и использовать без трансформации, все отметили большую подготовку учителя и неожиданный подбор текста армянского писателя Овика Вардумяна. А мастер-класс учителя МБОУ СОШ г.Нытвы Колесень Г.Н. "Работа с лингвистическими словарями на уроках русского языка" был очень полезен всем участникам, что и отметили с благодарностью учителя.
Работа на марафоне была творческой и проходила в непринужденной, дружеской атмосфере.
Модератор – Ощепкова Таисья Степановна, учитель математики
В секции участвовали учителя - предметники математики, физики, информатики. Верхоланцева С.В. показала, как на уроках информатики можно в виде игры изучить алгоритмы. Выдала всем материал. Краева Т.И. показала, как на уроках математики можно измерить метапредметные результаты. Кочнева Е.Е продемонстрировала, как можно измерить все, что нас окружает. Матвеева О.В. показала приемы проектной деятельности. Коллеги поделились новинками с курсов, которые проходили в разных университетах г. Перми и рассказали, как они применяют эти знания на уроках. Выдали методический материал. Все активно участвовали в мастер- классах: и участники, и слушатели.
Модераторы - Шилова Татьяна Анатольевна, учитель немецкого языка, Дорошенко Любовь Анатольевна, учитель английского языка.
Участники прослушали, просмотрели и участвовали в мастер-классах, многие из которых были посвящены работе с текстом на уроках ИЯ. Каждый МК отличался от предыдущего новизной подачи материала, не было каких-либо повторов. Выступающие и слушатели были активны, доброжелательны по отношению друг к другу. Продуктивно поработали на себя и с пользой для себя.
Работа секции иностранных языков была организована в деятельностном режиме, продемонстрировали свои мастер-классы педагоги разных школ и районов.
Учитель начальных классов г. Краснокамска показала приемы работы в начальной школе, которые отвечают требованиям метапредметности ФГОС. Участники секции с увлечением мастерили крокодила и рассказывали о нем своим коллегам.
Учитель Механошина Г.В. продемонстрировала прием «бегущий диктант», совместив методику преподавания языка с интригующей подачей дополнительного материала о П. Маккартни, написавшем и исполнившем знаменитую песню в составе группы «Битлз» «Yesterday».
Преподаватель немецкого языка Шилова Светлана Александровна, из с. Таборы сосредоточилась на теме смыслового чтения текстов на немецком языке, показав приемы работы, которые не оставят учащихся равнодушными.
Тему продолжила педагог по немецкому языку школы №2 Тарасова Н.В, посвятив свой мастер-класс приемам работы в начальной школе.
В целом работу секции можно оценить как продуктивную. Приоритет был отдан практической стороне преподавания языков. Методы, способы и приемы работы, показанные в ходе мероприятия, вызвали живой интерес слушателей семинара.
Секции начальных классов.
Модератор – Гилёва Любовь Михайловна, учитель начальных классов
Все занятия были интересны, познавательны, актуальны. Очень понравилось выступление учителей Менделеевской школы Сергеевой И.В. и Политовой Е.В. с мастер-классом « Игры и упражнения, способствующие формированию коммуникативных УУД младших школьников».
Своевременным было выступление Маскиной Л.В. по теме «Исследование в начальной школе». Учителя познакомились с требованиями оформления исследовательской работы, на практике потренировались формулировать этапы работы.
Созданию видеофильмов научили Аликина Е.А. и Безушко Н.В. И как результат - каждый участник создал свой фильм.
Все мастер – классы выдержаны по форме, содержательны. Данная форма работы всем понравилась. Пожелание – продолжить марафон мастер-классов, но ограничиться 4-5 выступлениями, чтобы было больше времени для обсуждения.
Модератор – Алатырева Ирина Юрьевна, учитель начальных классов
Все мастер-классы выдержаны в формате мастер-класса. Тематика выступлений разнообразна, что приемлемо для учителей начальных классов. Темы выступлений касались урочной и внеурочной деятельности педагогов с учащимися. Работа секции была плодотворной. Каждый педагог обогатил свою профессиональную копилку новыми формами, приёмами работы, в том числе с гиперактивными детьми.
Все присутствующие хотели бы продолжить обмен опытом в данной форме, причём сохранить различную тематику выступлений.
Модератор – Двоеглазова Елена Александровна, учитель начальных классов
Практически во всех мастер-классах опыт, представленный учителями, имел практическую направленность. Наибольший интерес у участников Марафона вызвали мастер-классы по использованию технологий по формированию метапредметных результатов: «кроссенс», «лэпбук», а также приемы работы с текстом.
Однако следует отметить, что при проведении двух мастер-классов педагоги не выдержали форму представления опыта (пересказ теории с курсовой подготовки и рассказ о своей работе с детьми, достижениях).
В целом работа секции прошла успешно. Учителя выявили готовность и в дальнейшем участвовать в подобных мероприятиях. Среди пожеланий: сократить количество мастер-классов в секции до 4-5 для более эффективного и содержательного общения.
Модератор – Отавина Оксана Евгеньевна, учитель начальных классов
Были представлены мастер – классы учителями из следующих школ: МБОУ СОШ г. Нытва (1 чел.), МБОУ СОШ №1 г. Оханска (1 чел), МБОУ «Очерская школа №1» (1 чел), МБОУ «СОШ №8» г. Краснокамск, МБОУ «Обвинская школа» (1 чел), Уральская школа (1 чел), МАОУ Гимназия г. Нытвы (1 чел).
Анализируя работу секции, можно сказать, что учителя применяют в своей работе разнообразные современные педагогические технологии: работа над проектной задачей, родительское собрание в кейс-технологии, смысловое чтение, дидактическая игра, творческий проект по технологии Канзаши (изготовление цветка из атласных лент), психолого-педагогические технологии.
Все мастер-классы особо значимы, вызвали живой интерес у участников и получили высокие оценки. Участники внимательно слушали выступающих, записывая и активно обсуждали идеи.
По итогам Марафона мастер-классов участники пришли к выводу, что предложенные технологии можно и нужно эффективно использовать в своей работе. А также было высказано много положительных отзывов о практической значимости проведенного Марафона мастер-классов.
О планах и перспективах: форма Марафона зарекомендовала себя как живая и актуальная, продолжение работы по представлению педагогического опыта необходимо, к числу выступающих мастеров хотелось бы добавить активных слушателей, так как представленное на секциях содержание заслуживает внимания педагогической общественности.
Фотоматериалы и статья об итогах Марафона размещены на сайте Гимназии по адресу: http://ngg.nytvagrad.ru/uchitelyam/1423-zonalnyy-marafona-master-klassov-po-teme-formirovanie-metapredmetnyh-rezultatov-shkolnikov-v-urochnoy-i-vneurochnoy-deyatelnosti.html
Заместитель директора МАОУ Гимназия г. Нытвы Ладанова Н.В.