Уважаемый Владимир Николаевич. Мы планируем в декабре заседание городской лаборатории для учителей русского языка по вопросам проектирования уроков в условиях ФГОС. Подскажите, на что обратить внимание при проектировании урока.
Принципы проектирования уроков постановки учебной задачи
1. Сначала необходимо выбрать теоретическую единицу – понятие.
2. Определить, сформулировать проблему, которую решает данная теоретическая единица.
3. Понять, какими средствами решается данная проблема, известны эти средства ученику на данный момент времени или нет.
4. Придумать или подобрать задание, в котором скрыта данная проблема.
5. Подобрать задания ситуации успеха, то есть те задания, которые ученики умеют решать, но способы их решения могут им пригодиться для конст-руирования решения нового для них проблемного задания. А также такие задания, которые внешне похожи на проблемное задание, но не содержат незнакомой проблемы.
6. Исходя из опыта работы в данном классе, необходимо продумать возмож-ные версии решения проблемы вашими учениками, возможные тупики, наводящие вопросы (но не подсказки) для выхода из тупиков и т.д.
7. Урок не должен содержать много разных проблемных ситуаций. Нельзя такой урок перенасыщать материалом. Перенасыщение ведет к невозмож-ности проявить личную активность учеников, к редукции мышления (к обрывам внутренних логических цепочек).
8. Если цель – формирование познавательных УУД, то для формирования ситуации самостоятельного добывания знаний, истинно познавательной ситуации, необходимо предусматривать паузы, так как ученику нужно дать время для обдумывания проблемы, для ее формулирования.
9. Необходимо настроить класс на самостоятельную деятельность, на про-блемную ситуацию, что проблема должна стать их личной проблемой. У учеников должна быть целевая установка, что не нужно пытаться понять: к чему ведет учитель своими вопросами? – Какого ответа он от них ждет? Что необходимо высказывать свои собственные мысли по существу про-блемы.
Технология проведения уроков постановки учебной задачи
Постановочный, или вводный, – это урок или часть урока, на котором перед детьми ставится учебная задача, то есть демонстрируется несовершен-ство (ограниченность в применении) старого, освоенного способа действий и начинается поиск нового способа действий, подходящего к поставленной задаче. Этот этап учения всегда должен быть более или менее драматичен: ины-ми словами, открытие должно быть открытием. Поэтому основная задача учителя на таком уроке состоит в том, чтобы детям стало очевидно несовер-шенство того способа действий, которым они овладели.
Таким образом, первый этап постановочного урока – демонстрация детьми владения старым способом. Этот момент может быть организован по-разному: или в форме выполнения нескольких заданий старым способом (ес-ли это займет небольшую часть урока), или в форме вопросов и ответов, ка-ким способом решить ту или иную задачу. Важно, чтобы эти задания не вы-зывали серьезных затруднений у ребят и создавали положительное эмоцио-нальное состояние удовлетворенности и спокойствия, уверенности в собст-венных силах. Желательно, чтобы большинство учащихся смогли продемон-стрировать владение уже известными им способами действия.
Следующий желательный момент постановочного урока (его второй этап) – самооценка детей. Дети должны оценить степень своего владения старыми способами (старым способом), прежде чем перейти к новому. Фор-ма организации этого момента урока – делоучителя. Лучше, если дети оце-нивают себя в письменной форме, потому что это позволяет: а) учителю впо-следствии более внимательно поработать с самооценкой каждого ребенка; б) ребенку впоследствии оценить отношение к своему прошлому взгляду на вещи.
При решении заданий ситуации успеха (этап актуализации знаний) не-обходимо ориентировать детей не на получение результата, а на правильное выполнение известного способа решения, неплохо было бы, чтобы способ решения на уроке был озвучен одним или несколькими учениками, особенно если он понадобится для конструирования нового способа действия.
Следующий шаг учителя (третий этап урока), который нуждается в осо-бо тщательном продумывании: постановка перед детьми конкретно-практической задачи, которую нельзя решить старым способом (ситуация "разрыва"). Что же должен на этом этапе урока продумать учитель и что предусмотреть? Прежде всего не нужно торопиться, здесь необходима пауза для обдумывания этой непростой ситуации («разрыва») и для формули-рования проблемы.
Взаимодействие с детьми по поводу их неудачи учитель должен проду-мать непременно. При этом необходимо учесть особенности класса: в одном классе неудача смутит детей, и они будут достаточно вяло реагировать на предложение учителя понять, в чем причина трудностей, анализ трудностей и выход к решению потребует поэтапных подсказок; в другом классе они сразу будут искать новые пути и предлагать варианты решения; в третьем окажет-ся, что один-два человека сразу все поняли, тогда как другим далеко до по-нимания.
Особенно важно продумать и зафиксировать возможные ходы, позво-ляющие иначе построить поисковые детские действия, выйти из тупика. Нужно быть крайне осторожным. Иногда лишнее слово, нетерпеливый наво-дящий вопрос или "небольшая" подсказка может сразу открыть детям все решение. Также необходимо постараться предугадать возможные предложе-ния детей (иногда они бывают описаны в методических пособиях), но это оказывается возможным далеко не всегда. Часто предложения детей бывают совершенно оригинальными, и учителю приходится "на ходу" придумывать, как выйти из сложившейся ситуации.
Результатом этой фазы урока является определение границы использо-вания старых способов действий и формулировка новой задачи. Хорошо, ес-ли удается сразу оформить эту задачу знаково-символическими средствами (это необходимо для того, чтобы учащиеся могли более продолжительное время удерживать поставленную задачу на этапе поиска способов ее реше-ния.) На этом заканчивается первый этап учебной деятельности – этап поста-новки учебной задачи. Он может занимать от 10–15 минут до целого урока или нескольких уроков, однако вне зависимости от времени учащиеся под руководством учителя должны пройти все те этапы, которые были описаны выше.
Таким образом, учителю на этапе постановки учебной задачи необходимо обеспечить следующие условия:
1. Создать ситуацию, в которой ребенок обнаружит свое собственное сужде-ние об обсуждаемом предмете; существование других точек зрения; недоста-точность своего знания для решения возникшей задачи. Важно, чтобы поня-тийное противоречие было представлено через столкновение детских точек зрения в процессе организованной дискуссии. Только в этом случае задача найдет эмоциональный отклик у каждого ребенка, что обеспечит ее приня-тие.
2. Обеспечить детей инструментом, позволяющим удержать, зафиксировать суть возникшей проблемы. Таким инструментом являются схемы, модели, детские рисунки, т. е. знаково-символические средства. Схемы, модели, ри-сунки, возникшие в результате поиска, являются летописью становления че-ловека, умеющего учиться.
3. Обеспечить переход от отношения «спрашивающий учитель — отвечаю-щий ученик» к отношению «спрашивающий ученик — учитель, помогающий ребенку сформулировать свой вопрос и найти на него ответ».