Федеральный государственный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) направлен на обеспечение: формирования российской гражданской идентичности обучающихся; сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализации права на изучение родного языка, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
Этнокультурный компонент обязательно присутствует в большинстве направлений деятельности «МОУ Паршаковская СОШ» - это то, что отличает нас от других образовательных учреждений, это наши праздники, достижения и успехи, проблемы и устремления.
Перестройку учебно-воспитательной работы в МОУ "Паршаковская СОШ" в соответствии с ФГОС невозможно представить без развития системы внеурочных занятий.
Актуальность программы обусловлена: необходимостью приобщения учащихся- представителей малых народностей - к межкультурному взаимодействию, на основе знания и уважения социокультурных традиций и особенностей родственных народов, проживающих в других странах.
Примерная программа страноведческого курса ориентирована на школы с этнокультурным компонентом одного из финно-угорских народов.
Программа факультатива рассчитана на учащихся 7 класса общеобразовательной школы.
В основу программы положены следующие принципы: культуросообразности, природосообразности, патриотической направленности, диалога культур, проектности, коллективности.
Цель курса: более подробное, чем в школьной программе, знакомство со странами проживания финно-угорских народов.
Задачи курса: ознакомление учащихся с географическим положением и историей заселения нынешних территорий проживания финно-угорских народов, общей социально-экономической характеристикой стран проживания, вопросами и проблемами сохранения и развития этнокультурной и природной среды.
2. 2. Программа курса
Введение. Финно-угорские народы на карте мира (1час).
Путешествие по карте финно-угорских народов. Численность населения. Маршруты научных экспедиций. Анализ путей расселения по картосхеме.
Раздел 1. Финно-угорские народы в Зарубежной Европе (10 часов)
Тема 1.Венгрия: финно-угорский анклав в сердце Европы (3 часа).
Своеобразие территории, историко-географические этапы её заселения. Природа, население, культура и хозяйство современной Венгрии.
Тема 2. Финляндия: «столица» финно-угорского мира (3 часа). Географическое положение территории, основные этапы ее освоения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Достопримечательности.
Тема 3. Эстония: лицом к Балтике (2 часа).Территории проживания эстов.Современная характеристика Эстонии. Финно-угорское наследие в традициях современных эстонцев.
Тема 4. Саамы: вторжение в Заполярье (2 часа).Территория Северного Калотта. Географические сведения о Лапландии. Культурное влияние.
Раздел 2. Финно-угорские народы России. (15 часов)
Тема 1. Классификация и численность финно-угорских народов России (2 часа).
Тема 2. На волжских берегах (4часа).Географические особенности и история заселения пространства между реками Волгой, Окой, Сурой и притоками Мокши. «Диалог культур». Республики Поволжья. Волжские народы в социокультурном пространстве России. Национальное возрождение.
Тема 3. Откуда есть, пошла коми земля (7 часов).Народ в бассейнах среднего и верхнего течения реки Камы. Географическая характеристика современной Республики Коми. Коми – народ в меняющемся мире.
Тема 4. Югра: охотники и первопроходцы (2 часа).Особенности территории по условиям и степени хозяйственного освоения. Культура народов. Современное политико-административное устройство территории, географические особенности её отдельных частей, их природный, человеческий и хозяйственный потенциал.
Раздел 3. Единство в многообразии (8 часов)
Тема 1. Новый взгляд на прежние проблемы (1 час).Изучение материаловконгресса финно-угорских народов.
Тема 2. Пути к признанию народа (2 часа).Проблемы малых народов (коми-ижемцев, коми-язьвинцев, эрзя), их будущее.
Тема 3. Неделя финно-угорских народов (5 часов).Цикл итоговых мероприятий по страноведческому курсу.
Тематический план
Раздел |
Тема |
Кол-во часов |
Формы и методы |
Введение |
Финно-угорские народы на карте мира |
1 час |
Путешествие по карте финно-угорских народов. |
Раздел 1. |
Финно-угорские народы в Зарубежной Европе |
10 часов |
|
Тема 1. |
Венгрия: финно-угорский анклав в сердце Европы |
3 часа |
Заочное путешествие Слайд-шоу. Начало проектной работы по созданию буклета «Страноведческие зарисовки». |
Тема 2. |
Финляндия: столица финно-угорского мира |
3 часа |
Работа в группах по плану страноведческой характеристики.
|
Тема 3. |
Эстония: лицом к Балтике |
2 часа |
Создание визитной карточки страны |
Тема 4. |
Саамы: вторжение в Заполярье |
2 часа |
Работа в малых группах. Чтение исторических очерков, творческие задания к ним. |
Раздел 2. |
Финно-угорские народы России |
15 часов |
|
Тема 1. |
Финно-угорские народы в России |
2 час |
Работа со статистическим материалом. Построение диаграммы численности финно-угорских народов России. |
Тема 2. |
На волжских берегах |
4 часа |
Виртуальная экскурсия Построение картосхемы размещения народов на берегах Волги. |
Тема 3. |
Откуда есть, пошла Коми земля |
7 часов |
Создание электронной презентации «Народы Коми», викторина «Кин тэ», Экскурсия в музей коми-язьвинской культуры. |
Тема 4. |
Югра: охотники и первопроходцы |
2 часа |
Работа в малых группахПутешествие по карте «Югра туристическая». |
Раздел 3. |
Единство в многообразии |
8 часов |
|
Тема 1. |
Новый взгляд на прежние проблемы – конгресс финно-угорских народов |
1 часа |
Обзорная лекция «Конгресс финно-угорских народов». Знакомство с материалами конгрессов. Творческие отчеты. |
Тема 2. |
Пути к признанию народа |
2 час |
Просмотр фильма «Биармия». Дискуссия «Моё мнение». |
Тема 3. |
Неделя финно-угорских народов |
5 часа |
Подготовка и проведение общешкольных мероприятий в рамках страноведческой недели. |
|
Итого: |
34 часа |
2.3. Формы и методы учебных занятий
При проведении курса учитель должен:
- нацеливать учащихся на развитие страноведческой и межкультурной компетенции.
- проводить сравнительно-сопоставительный анализ отдельных элементов культуры, языка.
- использовать Интернет-ресурсы и другие средства наглядности.
- использовать разные формы занятий: путешествия, лекции, конференции, игры, проекты, презентации, а также уделять большое внимание самостоятельной работе учащихся.
Формы занятий:
* Информационные занятия предполагают лекции и беседы, в ходе которых учитель комментирует новый материал, что позволяет учащимся сориентироваться в информации.
* Исследовательские занятияпомогают под руководством учителя доказывать, анализировать, обобщать этнические сходства и различия, элементы культуры и языка, религии и язычества.
* Творческие задания требуют от обучающихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов.
* Работа в малых группах– дает всем обучающимся возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия).
* Дискуссия представляет собой эвристическую беседу. Смысл данного метода состоит в обмене взглядами по конкретной проблеме. Это активный метод, позволяющий научиться отстаивать свое мнение и слушать других.
Метод дискуссии используется в групповых формах занятий: на семинарах-дискуссиях, собеседованиях по обсуждению итогов выполнения заданий на практических и лабораторных. Учебные дискуссии обогащают представления учащихся по теме, упорядочивают и закрепляют знания. Ролевая игра– это разыгрывание участниками группы сценки с заранее распределенными ролями в интересах овладения определенной поведенческой или эмоциональной стороной жизненных ситуаций.
Ролевая игра проводится в небольших группах (3-5 участников). Участники получают задание на карточках (на доске, листах бумаги и т.д.), распределяют роли, обыгрывают ситуацию и представляют (показывают) всей группе.
* Лекция-беседаявляется наиболее распространенной и сравнительно простой формой активного вовлечения в учебный процесс. Преимущество лекции-беседы состоит в том, что она позволяет привлекать внимание слушателей к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей обучаемых.
К участию в лекции-беседе можно привлечь различными приемами, так, например, озадачивание слушателей вопросами в начале лекции и по ее ходу, как уже описывалось в проблемной лекции, вопросы могут, быть информационного и проблемного характера, для выяснения мнений и уровня осведомленности по рассматриваемой теме, степени их готовности к восприятию последующего материала.
* Разработка проекта (метод проектов) — основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении обучающимися, возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей.
Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
* Просмотр и обсуждение видеофильмов.На занятиях можно использовать как художественные, так и документальные видеофильмы, фрагменты из них, а также видеоролики и видеосюжеты.
Видеофильмы соответствующего содержания можно использовать на любом из этапов занятий в соответствии с его темой и целью, а не только как дополнительный материал.
Перед показом фильма необходимо поставить перед обучаемыми несколько (3-5) ключевых вопросов. Это будет основой для последующего обсуждения. Можно останавливать фильм на заранее отобранных кадрах и проводить дискуссию.
В конце необходимо обязательно совместно с обучаемыми подвести итоги и озвучить извлеченные выводы.
* Экскурсия – одна из эффективных форм наглядного обучения, учебно-воспитательной работы.
Целесообразно проводить экскурсии после изучения курса, темы.
Перед учащимися можно поставить конкретные учебные задачи, познакомить с планом экскурсии.
* Проблемное задание– учебное задание, сформулированное в виде проблемного вопроса, задачи, создающих состояние затруднения, стимулирующих поисковую активность.
Целью проблемных заданий должно быть теоретическое осмысление реальных проблем, поиск путей их практического решения.
* Диалог– разговор, беседа, обмен мнениями между двумя или несколькими людьми, имеющие целью доказательство определенной мысли или системы взглядов.
* Работа со статистическим материаломнеобходима для построения диаграмм.
Занятия по основным вопросам темы проводятся в компьютерном классе.
2. 2. 4. Планируемые результаты
Предметные результаты:
* понимание роли и места страноведения в системе географических наук;
*овладение на уровне общего образования системой страноведческих знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
* умение работать с разными источниками страноведческой информации;
* умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки изучаемых стран;
* картографическая грамотность;
* умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;
* умение применять страноведческие знания в повседневной жизни.
Метапредметные результаты:
1. Умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6. умениеорганизовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
7. умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
8. организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о ценностях бытия и культуры других народов;
9. умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию
Личностные результаты:
- осознание себя, своего народа представителем финно-угорской семьи;
- осознание целостности природы, населения и хозяйства изучаемых стран;
- представление о России как исторической родине финно-угорских народов;
- осознание единства финно-угорских народов, определяющей общность их исторических судеб;
- развитие социальных чувств и качеств:
- патриотизм, любовь к своему народу, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;