Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
апробация внедрения, Пермский край

Страноведческий курс «Финно-угорский мир: страны и народы»

Автор: Антипина Марина Фёдоровна

 Федеральный государственный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) направлен на обеспечение: формирования российской гражданской идентичности обучающихся; сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализации права на изучение родного языка, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России;

Этнокультурный компонент обязательно присутствует в большинстве направлений деятельности «МОУ Паршаковская СОШ» - это то, что отличает нас от других образовательных учреждений, это наши праздники, достижения и успехи, проблемы и устремления.

Перестройку учебно-воспитательной работы в МОУ "Паршаковская СОШ" в соответствии с ФГОС невозможно представить без развития системы внеурочных занятий.

  Актуальность программы обусловлена: необходимостью приобщения учащихся- представителей малых народностей - к межкультурному взаимодействию, на основе знания и уважения социокультурных традиций и особенностей родственных народов, проживающих в других странах. 

Примерная программа страноведческого курса ориентирована на школы с этнокультурным компонентом одного из финно-угорских народов.

Программа факультатива рассчитана на учащихся 7 класса общеобразовательной школы. 

В основу программы положены следующие принципы: культуросообразности, природосообразности, патриотической направленности, диалога культур, проектности, коллективности.

 Цель курса: более подробное, чем в школьной программе, знакомство со странами проживания финно-угорских народов.

Задачи курса: ознакомление учащихся с географическим положением и историей заселения нынешних территорий проживания финно-угорских народов, общей социально-экономической характеристикой стран проживания, вопросами и проблемами сохранения и развития этнокультурной и природной среды.

2. 2. Программа курса

Введение. Финно-угорские народы на  карте мира (1час).

Путешествие по карте финно-угорских народов. Численность населения. Маршруты научных экспедиций. Анализ путей расселения по картосхеме.

Раздел 1. Финно-угорские народы в Зарубежной Европе (10 часов)

Тема 1.Венгрия: финно-угорский анклав в сердце Европы (3 часа).

Своеобразие территории,  историко-географические этапы её заселения. Природа, население, культура и хозяйство современной Венгрии.

Тема 2. Финляндия: «столица» финно-угорского мира (3 часа). Географическое положение территории, основные этапы ее освоения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Достопримечательности. 

Тема 3. Эстония: лицом к Балтике (2 часа).Территории проживания эстов.Современная характеристика Эстонии. Финно-угорское наследие в традициях современных эстонцев.

Тема 4.  Саамы: вторжение в Заполярье (2 часа).Территория Северного Калотта. Географические сведения о Лапландии. Культурное влияние.

Раздел 2. Финно-угорские народы России. (15 часов)

Тема 1. Классификация и численность финно-угорских народов России (2 часа).

Тема 2. На волжских берегах (4часа).Географические особенности и история заселения пространства между реками Волгой, Окой, Сурой и притоками Мокши. «Диалог культур». Республики Поволжья. Волжские народы в социокультурном пространстве России. Национальное возрождение.

Тема 3. Откуда есть, пошла коми земля (7 часов).Народ в бассейнах среднего и верхнего течения реки Камы. Географическая характеристика современной Республики Коми. Коми – народ в меняющемся мире.

Тема 4. Югра: охотники и первопроходцы (2 часа).Особенности территории по условиям и степени хозяйственного освоения. Культура народов.  Современное политико-административное устройство территории, географические особенности её отдельных частей, их природный, человеческий и хозяйственный потенциал.

Раздел 3. Единство в многообразии (8 часов)

Тема 1. Новый взгляд на прежние проблемы (1 час).Изучение материаловконгресса финно-угорских народов.

Тема 2. Пути к признанию народа (2 часа).Проблемы малых народов (коми-ижемцев, коми-язьвинцев, эрзя), их будущее.

Тема 3. Неделя финно-угорских народов (5 часов).Цикл итоговых мероприятий по страноведческому курсу.

Тематический план

Раздел

Тема

Кол-во часов

Формы и методы

Введение

 Финно-угорские народы на  карте мира

1 час

Путешествие по карте финно-угорских народов.

Раздел 1.

Финно-угорские народы в Зарубежной Европе

10 часов

 

Тема 1.

Венгрия: финно-угорский анклав в сердце Европы

3 часа

Заочное путешествие

Слайд-шоу. Начало проектной работы по созданию буклета «Страноведческие зарисовки».

Тема 2.

Финляндия: столица финно-угорского мира

3 часа

Работа в группах по плану страноведческой характеристики.

 

Тема 3.

Эстония: лицом к Балтике

2 часа

Создание визитной карточки страны

Тема 4.

Саамы: вторжение в Заполярье

2 часа

Работа в малых группах. Чтение исторических очерков, творческие задания к ним.

Раздел 2.

Финно-угорские народы России

15 часов

 

Тема 1.

Финно-угорские народы в России

2 час

Работа со статистическим материалом. Построение диаграммы численности финно-угорских народов России.

Тема 2.

На волжских берегах

4 часа

Виртуальная экскурсия Построение картосхемы размещения народов на берегах Волги.

Тема 3.

Откуда есть, пошла Коми земля

7 часов

Создание электронной презентации «Народы Коми», викторина «Кин тэ», Экскурсия в музей коми-язьвинской культуры.

Тема 4.

Югра: охотники и первопроходцы

2 часа

Работа в малых группахПутешествие по карте «Югра туристическая».

Раздел 3.

Единство в многообразии

8 часов

 

Тема 1.

Новый взгляд на прежние проблемы – конгресс                              финно-угорских народов

1 часа

Обзорная лекция «Конгресс финно-угорских народов». Знакомство с материалами конгрессов. Творческие отчеты.

Тема 2.

Пути к признанию народа

2 час

Просмотр фильма «Биармия». Дискуссия «Моё мнение».

Тема 3.

 Неделя финно-угорских народов

5 часа

Подготовка и проведение общешкольных  мероприятий в рамках страноведческой недели.

 

Итого:

34 часа

 

 

 

2.3. Формы и методы учебных занятий

При проведении курса учитель должен:

- нацеливать учащихся на развитие страноведческой и межкультурной компетенции.

 - проводить сравнительно-сопоставительный анализ отдельных элементов культуры, языка.

 - использовать Интернет-ресурсы и другие средства наглядности.

 - использовать разные формы занятий: путешествия, лекции, конференции, игры, проекты, презентации, а также уделять большое внимание самостоятельной работе учащихся.

 

Формы занятий:

* Информационные занятия  предполагают лекции и беседы, в ходе которых учитель комментирует новый материал, что позволяет учащимся сориентироваться в информации.

* Исследовательские занятияпомогают под руководством учителя доказывать, анализировать, обобщать этнические  сходства и различия, элементы культуры и языка, религии и язычества.

Творческие задания требуют от обучающихся  не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов.

*  Работа в малых группах–  дает всем обучающимся возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия).

* Дискуссия представляет собой эвристическую беседу. Смысл данного метода состоит в обмене взглядами по конкретной проблеме. Это активный метод, позволяющий научиться отстаивать свое мнение и слушать других.

Метод дискуссии используется в групповых формах занятий: на семинарах-дискуссиях, собеседованиях по обсуждению итогов выполнения заданий на практических и лабораторных. Учебные дискуссии обогащают представления учащихся по теме, упорядочивают и закрепляют знания.  Ролевая игра– это разыгрывание участниками группы сценки с заранее распределенными ролями в интересах овладения определенной поведенческой или эмоциональной стороной жизненных ситуаций.
Ролевая игра проводится в небольших группах (3-5 участников). Участники получают задание на карточках (на доске, листах бумаги и т.д.), распределяют роли, обыгрывают ситуацию и представляют (показывают) всей группе.

 * Лекция-беседаявляется наиболее распространенной и сравнительно простой формой активного вовлечения в учебный процесс. Преимущество лекции-беседы состоит в том, что она позволяет привлекать внимание слушателей к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей обучаемых.

 К участию в лекции-беседе можно привлечь различными приемами, так, например, озадачивание слушателей вопросами в начале лекции и по ее ходу, как уже описывалось в проблемной лекции, вопросы могут, быть информационного и проблемного характера, для выяснения мнений и уровня осведомленности по рассматриваемой теме, степени их готовности к восприятию последующего материала.

  * Разработка проекта (метод проектов) —   основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении обучающимися, возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей.

       Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.

       В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

 *  Просмотр и обсуждение видеофильмов.На занятиях можно использовать как художественные, так и документальные видеофильмы, фрагменты из них, а также видеоролики и видеосюжеты.

       Видеофильмы соответствующего содержания можно использовать на любом из этапов занятий в соответствии с его темой и целью, а не только как дополнительный материал.

       Перед показом фильма необходимо поставить перед обучаемыми несколько (3-5) ключевых вопросов. Это будет основой для последующего обсуждения. Можно останавливать фильм на заранее отобранных кадрах и проводить дискуссию.

       В конце необходимо обязательно совместно с обучаемыми подвести итоги и озвучить извлеченные выводы.

* Экскурсия одна из эффективных форм наглядного обучения, учебно-воспитательной работы.

Целесообразно проводить экскурсии после изучения курса, темы.

Перед учащимися можно поставить конкретные учебные задачи, познакомить с планом экскурсии.

* Проблемное заданиеучебное задание, сформулированное в виде проблемного вопроса, задачи, создающих состояние затруднения, стимулирующих поисковую активность.

Целью проблемных заданий должно быть теоретическое осмысление реальных проблем, поиск путей их практического решения.

* Диалогразговор, беседа, обмен мнениями между двумя или несколькими людьми, имеющие целью доказательство определенной мысли или системы взглядов.

* Работа со статистическим материаломнеобходима для построения диаграмм.

Занятия по основным вопросам темы проводятся в компьютерном классе.

 

2. 2. 4. Планируемые результаты

 

Предметные результаты:
* понимание роли и места страноведения в системе географических наук;

*овладение на уровне общего образования системой страноведческих знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
* умение работать с разными источниками страноведческой информации;
* умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки изучаемых стран;
* картографическая грамотность;
* умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;
* умение применять страноведческие знания в повседневной жизни.

 

Метапредметные результаты:

1.     Умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2.     умение самостоятельно планировать пути достижения целей;

3.     умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4.     умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5.     владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6.     умениеорганизовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

7.      умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;

8.     организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о  ценностях бытия и культуры других народов;

9.      умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию

Личностные результаты:

- осознание себя, своего народа представителем финно-угорской семьи;
- осознание целостности природы, населения и хозяйства изучаемых стран;
- представление о России как исторической родине финно-угорских народов;

- осознание единства финно-угорских народов, определяющей общность их исторических судеб;
- развитие социальных чувств и качеств:
- патриотизм, любовь к своему народу, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

 

 

к списку контента

Кабинет

Подписка на новости

Сейчас 5 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

© Кокшаров В.Л. - разработка

© Жернаков М.А. - дизайн, программирование

Яндекс.Метрика