Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
апробация внедрения, Пермский край

Образовательная программа внеурочной деятельности анимационной студии Киностудия мультипликации. Основное направление программы – художественно - эстетическое и нацелена на создание короткометражных мультфильмов. Данная программа представляет собой курс, предназначенный для работы с учащимися 5 класса, желающими реализовать свои творческие способности, утвердиться в каком-либо деле. Выполняя практические задания, учащиеся развиваются, создают сами творческие проекты. В процессе создания творческих работ учащиеся смогут освоить работу с дополнительным оборудованием: сканером, микрофоном; научатся быстро ориентироваться в системе, приложениях и программах, научатся работать с цифровыми фото и видеокамерами. Работая над мультимедийными проектами и представляя их, используя видеопроектор, дети освоят новейшие технологии.

Автор: Собянина Марина Александровна

Все дети обожают мультфильмы! Мультфильмы - это яркие краски и волшебные сказки, это веселые герои и захватывающие приключения, это целый мир увлекательных историй, новых друзей, невероятных тайн и сногсшибательных открытий. А еще дети любят рисовать и конструировать. Каждый ребенок по своей натуре - творец, художник, конструктор. Нарисовать картинку, построить домик из кубиков, собрать модель самолета или машинки - как это интересно! А что если мы дадим детям возможность самим конструировать мультфильмы?

 

Пояснительная записка

      

Основное направление программы – художественно - эстетическое и нацелена на создание короткометражных мультфильмов.

Данная программа представляет собой курс, предназначенный для работы с учащимися 5 класса, желающими реализовать свои творческие способности, утвердиться в каком-либо деле. Выполняя практические задания, учащиеся развиваются, создают сами творческие проекты. В процессе создания творческих работ учащиеся смогут освоить работу с дополнительным оборудованием: сканером, микрофоном; научатся быстро ориентироваться в системе, приложениях и программах, научатся работать с цифровыми фото и видеокамерами. Работая над мультимедийными проектами и представляя их, используя видеопроектор, дети освоят новейшие технологии.

 

  Актуальность программы заключается в реализации системно - деятельностного подхода на практике, что позволяет сформировать ИКТ - компетентности, которые являются фундаментом для формирования универсальных учебных действий. Тем самым позволяет раскрыть особенности каждого учащегося, почувствовать себя более успешными. Программа осуществляет освоение умений работать с информацией (сбор, получение, преобразование, создание новых объектов) и использовать инструменты ИКТ (текстовые и графические редакторы, видеоредакторы и др.). Программа позволяет осуществить проектный подход к занятиям, а также объединить на одном уроке различные школьные дисциплины: рисование, музыку, математику, литературное чтение и окружающий мир.

Процесс создания творческих работ воспитывает у учащихся усидчивость и развивает их творческий поиск. Подталкивает на создание работ воспитывающего характера, создание проектов (о вреде курения, наркомании, алкоголизма), которые можно использовать для проведения классных часов, внеклассных мероприятий и т.д., учит детей обсуждать проекты, работать в коллективе (прислушиваться к мнению товарищей, отстаивать свое мнение), учит находить и использовать в своей работе необходимую информацию.

Мультипликация – это групповой творческий процесс. Как и во взрослой команде мультипликаторов, дети пробуют разные функции: режиссёра, оператора, сценариста, художника-мультипликатора и т.д. В ходе работы происходит распределение функций и ролей между участниками в соответствии с теми работами, которые необходимо выполнить, а именно: написание текста сценария, выбор музыки, озвучивание. Качественная подготовка литературно-художественной части является залогом успешности будущей работы, поэтому при планировании данной деятельности выделено достаточно времени на разработку предварительного сценария и подготовку художественного оформления. Завершается данная работа просмотром и обсуждением готовых результатов, что является необходимым шагом к созданию новых работ.

Программа позволяет осуществить проектный подход к занятиям, а также объединить на одном уроке различные школьные дисциплины: рисование, музыку, математику, окружающий мир, литературное чтение. На занятиях курса дети шаг за шагом создают собственный проект. Творчество детей проявляется в создании своей сказки, стихотворения, рассказа. Поэтому работы каждого ребенка уникальны и неповторимы. Такие занятия создают условия для самостоятельной творческой деятельности.

 

 

В процессе обучения дети:

·         знакомятся с разными видами искусства, такими, как кинематограф, театр, комиксы, изобразительное искусство

·         знакомятся с разными видами деятельности: конструирование, лепка, рисование, съёмка, монтаж, озвучка.

·         учатся работать с разными программами и оборудованием (Word, Movie Maker, Internet, видеокамера, цифровая камера, принтер, сканер, планшет и т.д.)

·         применяют на практике знания, умения и навыки по математике, информатике, технологии, ИЗО и литературе.

·         учатся организовывать свою деятельность (ставить цель, планировать, контролировать и оценивать)

·         осознают, что компьютер предназначен не только для развлечений (человек - потребитель), а также для самореализации (человек - созидатель)

При работе по данной программе появляется возможность закреплять и углублять знания, полученные по разным предметам. На практических занятиях реализуется принцип межпредметных связей. Это достигается на основе двух методологических подходов.

Первый заключается в том, что освоение любой программной среды осуществляется в процессе реализации (решения) конкретной задачи. Второй подход определяется тем, что большое внимание уделяется исследованию. С этой целью учащиеся занимаются моделированием объектов, процессов, явлений из любых предметных областей в ранее освоенной программной среде. Следует отметить продуктивный характер подобной деятельности, в основу которой заложена ориентация на исследование и творчество.

В качестве основной формы организации учебных занятий используется выполнение учащимися практических работ за компьютером (компьютерный практикум). Роль учителя состоит в небольшом по времени объяснении нового материала и постановке задачи, а затем консультировании учащихся в процессе выполнения ими практической работы.

Начало работы заключается в ознакомлении детей с техникой безопасности при работе в кабинете информатики. Обучающиеся уже освоили работу в графическом редакторе PAINT. Дети могут рисовать и сохранять файлы в графическом редакторе, создавать анимации из созданных ими же рисунков. Далее дети учатся создавать сначала маленькие рисованные фильмы, а затем более сложные, большие по времени воспроизведения и озвученные. Для этого следует научить работать в Movie Maker. Здесь больше возможности проявить себя в подаче материала, творческом оформлении. Кроме этого, создавая проект по какому-либо предмету, учащийся глубже вникает и в другие предметы, например, географии или биологии. Озвучивая свои проекты, учащиеся учатся читать тексты четко, эмоционально. К тому же появляется необходимость освоить работу со сканером, звукозаписью.

Кроме разработки проектов под руководством учителя, учащимся предлагаются практические задания для самостоятельного выполнения.

Текущий контроль выполняется по результатам выполнения учащимися этих практических заданий. Итоговый контроль осуществляется в форме защиты итоговых проектов.

Данная программа рассчитана на 1 год, 64 учебных часа и предназначена для учащихся 5 класса, которые постоянно посещают занятия. Занятия проходят 2 часа в неделю.  

Планируемые результаты:

Личностные: у обучающегося будут сформированы: широкая мотивационная основа творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; ориентация на понимание причин успеха в создании мультфильма; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; получит возможность для формирования выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения и адекватного понимания причин успешности/ неуспешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные:обучающийся научится принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации в сотрудничестве с учителем; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; получит возможность научиться самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Коммуникативные:обучающийся научится договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; получит возможность научиться учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей.

Познавательные:обучающийся научится осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, освоит навыки неписьменного повествования языком компьютерной анимации и мультипликации; получит возможность научиться осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты.

Предметные: обучающийся научится осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел мультфильма, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт; определять последовательность выполнения действий; приобретёт навыки создания анимационных объектов в подходящей для младшего школьного возраста компьютерной программе; создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин, по серии иллюстраций к произведению; создавать видеоцепочки как сообщение в сочетании с собственной речью; приобретёт навыки покадровой съёмки и монтажа кадров с заданной длительностью, освоит операции редактирования видеоряда: разделение видеофрагмента, удаление видеофрагмента, наложение титров, спецэффектов, голосового и музыкального сопровождения;получит возможность научиться создавать иллюстрации, диафильмы и видеоролики по содержанию произведения.

 

Цель курса: создать благоприятное пространство, способствующее успешному развитию каждого ребенка, потребности в умении учиться через мотивацию учения, воспитание интереса к познавательной деятельности в процессе совместной деятельности по созданию мультфильмов.

Задачи:

·           овладение умением работать с различными видами информации, в том числе графической, текстовой, звуковой, приобщение к проектно-творческой деятельности.

·           освоение инструментальных компьютерных сред для работы с информацией разного вида (текстами, изображениями, анимированными изображениями, схемами предметов, сочетаниями различных видов информации в одном информационном объекте);

·           создание завершенных проектов с использованием освоенных инструментальных компьютерных сред (создание мини-мультфильма, видеоклипа, аппликационной работы и т.п.);

·           ознакомление со способами организации и поиска информации;

·           создание условий для самостоятельной творческой деятельности;

·           развитие мелкой моторики рук;

·           развитие пространственного воображения, логического и визуального мышления;

·           освоение знаний о роли информационной деятельности человека в преобразовании окружающего мира;

·           формирование первоначальных представлений о профессиях, в которых информационные технологии играют ведущую роль;

·           воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности;

·           воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников, уважительного отношения к авторским правам;

·           практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности;

·           воспитание позитивного восприятия компьютера как помощника в учёбе, как инструмента творчества, самовыражения и развития.

Отличительная особенность программы. Важной особенностью программы является её мотивационная направленность на любимый всеми детьми жанр киноискусства - мультфильмы: дети ещё не умеют говорить, читать, но уже с удовольствием их смотрят. И гораздо интересней становится желание детей самим создать мультфильм, узнать о том, как создаются любимые мультфильмы, познакомься с именами известных мультипликаторов, научиться самим делать анимацию.

 

Мотивация и ценность для ребёнка:

·         удовлетворение собственных эстетических предпочтений в ходе подбора изображений и музыкального сопровождения, возможность проще, интереснее, убедительнее, увлекательнее сообщить (показать и рассказать) что-то другому;

·         возможность свободно оперировать своей коллекцией видеоизображений в соответствии с образовательной задачей, участвовать в увлекательной работе по созданию коротких видеосюжетов;

·         освоение любимого детского жанра видеопродукции, возможность попробовать себя в разных ролях: кукольника, декоратора, режиссёра, оператора, актёра, озвучивающего персонажи, и т.д.

·         освоение привлекательной технологии компьютерной анимации и возможность её самостоятельного использования для решения творческих задач, как предметных, так и личных.

 

Основная деятельность: создание мультфильмов путём формирования последовательностей отдельных кадров – снимков физической реальности, а также, путём непосредственного пространственно-временного редактирования; создание видеосочинения с аудиосопровождением и текстовым сопровождением в соответствии с поставленной учебной задачей.

 

Формы и методы обучения:лекции, групповые занятия, индивидуальные занятия, демонстрация-объяснение, практические занятия, фото и видеосъёмки на природе или персонажей с декорацией, экскурсии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Тема занятия

Содержание

Количество часов

 

 

 

теория

практика

всего

Всё о мультипликации (25 ч)

1

Вводное занятие.  «Путешествие в мир мультипликации»

Инструктаж по технике безопасности.

Знакомство детей с историей  движущегося изображения в искусстве. Первые анимационные опыты в Европе ХIХ века. Развитие анимации в России.

ПРОСМОТР:  первый русский мультфильм 1912 года (20 минут) + краткое обсуждение увиденного

 

0,5

0,5

1

2

Немного об истории анимации.

 

Рассказ об истории анимации и мультипликации. Просмотр фильма о истории «Союзмультфильма»

0,5

0,5

1

3

Устройство «волшебного фонаря»

Простейшие оптические фокусы и опыты со светом. Совместное изготовление с детьми собственной модели «волшебного фонаря» для оживления нарисованной в классе картинки

 

0,5

0,5

1

4-5

 Все об анимации: кто рисует мультики - человек или компьютер?

Компьютерная анимация. Основные способы создания компьютерной анимации: покадровая рисованная анимация, конструирование анимации, программирование анимации. Примеры программ для создания анимации

2

 

2

6

Парад мультпрофессий: какие именно специалисты трудятся над созданием мультфильмов.

  Рассказ о профессиях мультипликаторов. Просмотр фильма.

1

 

1

7

Анимация – это одушевление, оживление неживых предметов

Расширение знаний о способах движения предметов внутри кадра – аниматор может «оживить» и заставить двигаться абсолютно любой предмет, в обычной жизни совершенно неподвижный. Невозможного нет: от танца фонарного столба до громкого спора ручек в пенале.

ПРОСМОТР: мультфильм «Варежка».

 

0,5

0,5

1

8

Как превратить песок в воду?

Знакомство с особенностями песочной анимации.

Просмотр: мультипликационных работ московских детских студий.

.

1

 

1

9

Работа с песком

Индивидуальная работа в малой форме (песок на листе бумаги А4) Дети пробуют рисовать по песку пальцами, ладошками, насыпать песок по контуру и просто на чистый лист

 

 

1

1

10-11

Работа с манной крупой

Коллективная работа «по очереди» на общем черном картоне, засыпанном манной крупой. Лучшие идеи снимаются на камеру для последующего монтажа.

Просмотр и обсуждения результатов коллективного творчества. «Работа над ошибками»

 

 1

1

2

12

Мелки – не просто детская забава.

Разноцветные мелки. Рисуем в классе на доске или на натуре на асфальте или бетонной стене.

Коллективное творчество и индивидуальные работы. Наиболее интересные снимаются.

 

1

1

13-14

 Живопись в анимации

Просмотр собственного мультфильма с последнего занятия и анализ роли цвета в изобразительной силе воздействия мультфильма.Цвет в природе. Цвет и настроение. Цвет и музыка.

ПРОСМОТР: мультфильм «Голубой щенок» (Союзмультфильм, 1976 год)

 

 1

 

2

15-16

 Кляксография

 Дети учатся смешивать цвета и дорисовывать цветовым пятнам детали, превращающие их в персонажей. Совместными усилиями анимируют пятно краски на стеклянной поверхности мульт-стола.

 

1

2

2

17-18

Пробуем краски на ощупь

Просмотр результатов коллективного творчества, снятого на прошлом занятии. Анализ. Сравнение с отрывками из фильмов А. Петрова, нарисованных мокрыми красками на стекле.

Коллективная работа – изготовление из разводов красок и анимация «морских волн» на стекле мульт-стола

1

1

2

19

Объемные фигуры в анимации

Знакомство с кукольной и пластилиновой анимацией союзмультфильма.

ПРОСМОТР: отрывков из пластилиновых мультфильмов Татарского.

 

0,5

0,5

1

20-21

Кто прячется в комке глины?

Работа в парах: один придумывает персонажа, а другой вылепливает его из куска бесцветной массы для лепки. Съемка этапов превращения бесформенного куска в персонажа и обратно.

1

1

2

22-23

Работа с цветным пластилином

Дети осваивают на практике способы работы с цветным пластилином:

- его можно «намазывать» тонким слоем на бумагу, заготовленный силуэт или на вылепленную из бесцветной массы объемную фигуру;

- можно использовать проволоку, веточки и другой подручный материал для вживления в пластилин и придания ему форы;

- можно смешивать цвета

 

1

 

2

24-25

Коллективная пластилиновая сказка

Сюжет дети придумывают вместе по ходу занятия и тут же воплощают свои идеи в пластилине, учитель снимает наиболее удавшиеся идеи для последующего монтажа.

 

1

1

2

Конструктор мультфильмов «Мульти-Пульти» (24ч)

26

Рассказ о профессиях мультипликаторов. Просмотр фильма

Разработка сценария мультфильма

0,5

 

1

27

Завершение работы над проектом «Сказка с картинками».

Разработка сценария мультфильма

 0,5

0,5

1

 

28

Основные операции при создании анимации. Этапы создания мультфильма. Конструктор мультфильмов «Мульти – Пульти» (программа для создания мультфильмов).

Выбор фона. Работа с предметами

 0,5

 

1

29-30

Конструктор мультфильмов «Мульти – Пульти» (программа для создания мультфильмов).

 

Выбор актёров. Коллекция действий актёров.

 

2

2

31-32

Конструктор мультфильмов «Мульти – Пульти» (программа для создания мультфильмов).

Анимация актёров. Смена действий актёров.

 

 

2

33-34

Конструктор мультфильмов «Мульти – Пульти» (программа для создания мультфильмов).

Одновременное действие актеров.

1

1

2

35

Конструктор мультфильмов «Мульти – Пульти» (программа для создания мультфильмов).

Выбор звука и музыкального сопровождения

0,5

 

1

36

Конструктор мультфильмов «Мульти – Пульти» (программа для создания мультфильмов).

Работа со звуком.

 

 

1

37-38

Конструктор мультфильмов «Мульти – Пульти» (программа для создания мультфильмов).

Работа с текстом. Анимация текста.

0,5

 

2

39-40

Конструктор мультфильмов «Мульти – Пульти» (программа для создания мультфильмов).

Запись звука

1

1

2

41-44

Работа над мультфильмом

Поэтапная работа над изготовлением материала и съемкой мультфильма

0,5

 

4

45-48

Работа над созданием индивидуальных проектов - мультфильмов. Конструктор мультфильмов «Мульти – Пульти» (программа для создания мультфильмов).

Работа над созданием индивидуальных проектов - мультфильмов

 

 

4

49

Обобщающее занятие по теме «Создание мультфильмов и живых картинок» - «Мультфестиваль».

Презентация мультфильмов.

 

 

1

Рисуем мультфильм (15ч)

50

Работа в среде графического редактора Paint: инструменты и палитра, их использование;

Работа в среде графического редактора Paint

0,5

0

1

51

Улыбающаяся рожица с открытыми глазами

Создание простейшего рисунка и сохранение его в файле;

0,5

 

1

52

Улыбающаяся рожица с закрытыми глазами

Открытие файла, его редактирование и сохранение под другим именем; (та же рожица, но с закрытыми глазами)

0,5

 

1

53-54

Создание рисунков с помощью готовых форм.

Создание рисунков с помощью готовых форм: овала, четырёхугольника, треугольника, отрезков

0,5

 

2

55-57

Создание сюжетных рисунков

Создание сюжетных рисунков с использованием знаний и навыков рисования на компьютере.

1

 

3

58-59

Создание рисунков с предполагаемыми движущимися объектами (транспорт, человечек, собачка…)

Работа в среде графического редактора Paint

0,5

 

2

60

Сколько кадров нужно для создания рисованных мультфильмов?

Создание рисунков-кадров в Paint

 

 

1

61-62

Создание мультфильмов с помощью онлайн-конструктора мультфильмов Мультатор (http://multator.ru/draw/

Работа в онлайн-конструкторе Мультатор.

0,5

 

2

63-64

ПРЕМЬЕРНЫЙ ПОКАЗ (желательно присутствие гостей: одноклассников, родителей и других желающих)

 

Просмотр итогового мульт-фильма и лучших мульт-этюдов по итогам года.

Открытое голосование и выбор лучших работ.

Награждение авторов-победителей.

Общее чаепитие

2

 

2

 

Всего

 

24,5

39,5

64

 

Содержание

Всё о мультипликации (25 ч.)

 

Вводная тема: «Путешествие в мир мультипликации».Вводная беседа о правилах поведения в кабинете. Инструктаж по технике безопасности. Гимнастика для глаз и рук. Немного об истории анимации. Все об анимации: кто рисует мультики - человек или компьютер? (Компьютерная анимация. Основные способы создания компьютерной анимации: покадровая рисованная анимация, конструирование анимации, программирование анимации. Примеры программ для создания анимации). Парад мультпрофессий: какие именно специалисты трудятся над созданием мультфильмов.

Дидактические формы: виртуальная  экскурсия с использованием презентации и видеоурока «В мире мультипликации», просмотр мультфильма.

Межпредметные связи:физическая культура и здоровье – гимнастические упражнения для рук, киноискусство, информатика.

 

Конструктор мультфильмов «Мульти – Пульти» (24 ч.)

 

Работа с конструктором мультфильмов «Мульти – Пульти».Цель раздела - приобрести навыки создания анимационных объектов в подходящей для младшего школьного возраста компьютерной программе.

Создаём сюжет мультфильма. (в MicrosoftWord). Комбинированный документ «Сказка с картинками». Основные операции при создании анимации. Этапы создания мультфильма. Конструктор мультфильмов «Мульти – Пульти». Работа над созданием индивидуальных проектов - мультфильмов. Обобщающее занятие по теме «Создание мультфильмов и живых картинок» - «Мультфестиваль».

Межпредметные связи:физическая культура и здоровье – гимнастические упражнения для рук, киноискусство – дети берут на себя разные функции: режиссёра, оператора, сценариста, художника-мультипликатора и т.д., русский язык и литературное чтение – самостоятельно пишут сценарий, придумывают сюжет.

В результате с работой в данной программе у учащихся происходит:

·           развитие логического мышления – для того, чтобы создать свой мультфильм, нужно продумать его сюжет, выбрать декорации, героев, расставить их по своим местам, заставить двигаться.

·           развитие воображения – в распоряжении ребенка различные герои, музыка, смешные звуки. Все эти отдельные образы необходимо преобразовать в целостное и законченное действие, сочинить собственную сказку.

·           знакомство с технологией создания мультфильмов – мультипликатору предоставляется настоящая студия мультипликации, в которой он сможет смонтировать мультфильм, озвучить его, добавить титры и записать на диск.

·           формирование чувства композиции и художественно-графических умений, навыков конструирования и проектирования – параллельно с работой за компьютером учащимся необходимо смоделировать будущи

к списку контента

Кабинет

Подписка на новости

Сейчас 9 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

© Кокшаров В.Л. - разработка

© Жернаков М.А. - дизайн, программирование

Яндекс.Метрика