Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
апробация внедрения, Пермский край

Методические рекомендации учителям по созданию проблемных ситуаций на уроках, использующих прием «Побуждающий от проблемной ситуации диалог»

Автор: Составители: Шагиева Р.К., Трапезникова Р.Х., Хасанова М.И., Ибрагимова Э.Г., Ашкерова Ф.Н., Кучукова Е.В.

риемы создания проблемной ситуации

1. Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения

2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал

3. Шаг 1: выявить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку»; Шаг 2: предъявить научный факт сообщением, расчетом,

Прием 1. Проблемная ситуация с противоречивыми положениямисоздается одновременным предъявлением классу противоречивых фактов, теорий, мнений. В данном случае факт понимается как единичная научная информация, теория – система научных взглядов, мнение – позиция отдельного человека. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какое противоречие налицо?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из двух возможных реплик по выбор

Алгоритм

Предъявление первого факта

Предъявление второго факта

Побуждение осознанию

Побуждение проблеме

Вопрос

Алгоритм

Предъявление противоречивых мнений

Побуждение к осознанию

Побуждение к проблеме

Вопрос

Прием 2. Проблемная ситуация со столкновением мнений учениковкласса создается вопросом или практическим заданием на новый материал. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вопрос был один? А мнений сколько?» или «Задание было одно? А выполнили вы его как?». И далее общий текст: «Почему так получилось? Чего мы еще не знаем?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.

Алгоритм

Практическое задание на новый материал

Проверка задания

Побуждение к осознанию

Побуждение к проблеме

Переформулирование

Переформулирование

Тема

Алгоритм

Вопрос на новый материал

Побуждение к осознанию

Побуждение к проблеме

Тема

Алгоритм

Задание на новый материал

Проверка задания

Побуждение к осознанию

Побуждение  к проблеме

Тема

Прием 3. Проблемная ситуация с противоречием между житейским(т.е. ограниченным или ошибочным) представлением учеников и научным фактом создается в два шага. Шаг 1: учитель выявляет житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку»; Шаг 2: сообщением, экспериментом, расчетами или наглядностью предъявляет научный факт. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вы что думали сначала? А что оказывается на самом деле?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.

 

Алгоритм

Вопрос «на ошибку»

Предъявление научного факта сообщением (наглядностью)

Побуждение  к осознанию противоречия

Побуждение  к проблеме

Вопрос

 

Прием 4. Проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя создается практическим заданием, не сходным с предыдущим. Побуждение к осознанию проблемы осуществляется репликами: «Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.

 

Алгоритм

Задание  на известный материал

Задание  на новый материал

Побуждение  к осознанию проблемы

Побуждение  к проблеме

Тема

 

Список используемых источников и литературы

 

1.     Ильницкая И.А. Проблемное обучение – эффективная система развития творческого потенциала личности учителя и учащихся. Спецсеминар: Программа, вопросы и задания для самостоятельной работы. – Омск: ООИПКРО, 1999. – 23 с.

2.     Ильницкая И.А. Проблемные ситуации как средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроке: Учебное пособие к спецкурсу. – Пермь: Пермский государственный педагогический институт, 1993. – 76 с.

3.     Ильницкая И.А., Остапенко Л.В. Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения // Дошкольное воспитание. – 2006. – №12. – С.82-85; 2007. – №1. – С. 19-23; 2007. – №3. – С. 15-21.

4.     Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М., 1991.

5.     Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Педагогика, 2002. – 168с.

6.     Мельникова E.JI. Технология проблемно-диалогического обучения // Об­разовательная система «Школа 2100». Сборник программ. - М., 2004. С. 75-90.

7.     Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения // Школа 2100. Об­разовательная программа и пути ее реализаций. Выпуск 3. - М.: Баласс, 1999. С. 85-93;

8.     Интернет – источник:  http://shvarts.pspu.ru/sbornik_konf_list_24.html

9.     Интернет –источник: http://nsportal.ru/ap/ap/drugoe/problemnaya-situatsiya-osnovnoe-zveno-problemnogo-obucheniya-na-urokakh-matematiki-v

 

к списку контента

Кабинет

Подписка на новости

Сейчас 4 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

© Кокшаров В.Л. - разработка

© Жернаков М.А. - дизайн, программирование

Яндекс.Метрика